ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-558/13 от 02.07.2013 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

  649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Горно-Алтайск

02 июля 2013 года Дело № А02-558/2013

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 02 июля 2013 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова А. А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Часовниковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению председателя Территориальной общины коренного малочисленного народа тубаларов «Алас-Суулу» (Святая вода) с. Урлу-Аспак Майминского района Республики Алтай (ОГРН: 109040000327, ИНН: 0411145926, ул.Заречная, 9, с.Урлу-Аспак, Майминский район) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ОГРН: 1040400770783, ИНН: 0411119764, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск) о признании незаконными действия УФНС по РА по исключению Общины "Алас-Суулу" из Единого государственного реестра юридических лиц;

при участии представителей:

заявителя – Мамашевой Е.П., председателя общины, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1995 от 25.03.2013 года в деле,

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай – не явился, уведомлен,

установил:

Председатель Территориальной общины коренного малочисленного народа тубаларов "Алас-Суулу" (Святая вода) с.Урлу-Аспак Майминского района Республики Алтай (далее – Община "Алас-Суулу") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее – УФНС по РА, Управление) об исключении Общины «Алас-Суулу» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявления указано, что Община "Алас-Суулу" сдавала декларации, в том числе 23.01.2013, отчитывалась по налогам и фактически не прекратила своей деятельности. Кроме того, заявитель отмечает, что решение о предстоящем исключении общины из ЕГРЮЛ не было опубликовано в установленном законом порядке.

В ходе судебного разбирательства, представитель общины уточнил заявленные требования, в связи с чем, просит признать незаконными действия УФНС по РА по исключению Общины "Алас-Суулу" из Единого государственного реестра юридических лиц.

Указанные уточнения приняты судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

УФНС представило отзыв, в котором указывает на законность и обоснованность оспариваемых действий, произведенных в соответствии с требованиями статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем, просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Управления в настоящее судебное заседание не явился, заявил о проведении судебного заседания без его участия.

Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствии представителя Управления.

В судебном заседании председатель общины поддержал доводы, изложенные в рассматриваемом заявлении.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

Материалами дела установлено, что Община "Алас-Суулу" 17.07.2009 зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1090400000327, председателем которой является Мамашева Е.П.

26 октября 2012 года руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица (Общины "Алас-Суулу") из единого государственного реестра юридических лиц.

В последующем, а именно 21.02.2013 Управлением внесена запись об исключении Общины "Алас-Суулу", как фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц.

Считая указанные действия Управления незаконными, община в лице председателя, обратилась в арбитражный суд в настоящим заявлением.

Оценив обоснованность доводов заявителя, суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В силу требований пункта 9 указанной статьи споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде в силу прямого указания закона.

При этом только путем подачи рассматриваемого заявления Мамашева Е.П. может реализовать свое право на оспаривание действий управления, затрагивающих её права как председателя общины.

Указанный выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.12.2008 № Ф04-6617/2008 (15049-А03-31).

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, суд должен проверить оспариваемые действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, а также установить наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, совершивших оспариваемые действия. Суд также должен установить, нарушают ли оспариваемые действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие двух условий в совокупности: указанный акт должен не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается заявителем, Община "Алас-Суулу" в течение последних 12 месяцев не осуществляла движение денежных средств по банковскому счету, что подтверждается соответствующей справкой МИФНС № 5 по Республике Алтай № 2901-С от 17.10.2012.

Из справки № 2901-О от 17.10.2012 следует, что общиной в течение 12 месяцев не предоставлялись документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последняя дата предоставления отчетности – 31.03.2011).

Письмом Федеральной налоговой службы от 07.08.2006 N ШТ-6/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации", ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений вышеуказанного Федерального закона и процедуры, предусмотренные статьей 21.1 указанного Федерального закона, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Как отмечено выше, на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения от 26.10.2012 № 4 Община "Алас-Суулу" отвечала совокупности признаков юридического лица, прекратившего свою деятельность.

Между тем, суд отмечает, что Управлением, в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставлено каких либо доказательств публикации указанного выше решения, при этом текст информации о предстоящем исключении общины из ЕГРЮЛ, опубликованный в журнале «Вестник государственной регистрации» № 43 (401) от 31.10.2012 не содержит сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о нарушении Управлением порядка ликвидации недействующего юридического лица, установленного нормами статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.

Оценивая требования, заявленные о признании незаконными действий Управления о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 21 марта 2013 года об исключении Община "Алас-Суулу" из ЕГРЮЛ, суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления (лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц) могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Пунктами 7, 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В обоснование своих доводов о незаконности действий налогового органа, выразившихся во внесении записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявитель привел доводы и доказательства, свидетельствующие, по его мнению, о том, что данная община является действующей организацией, в частности, сослался на сдачу налоговой декларации 23.01.2013.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает доводы заявителя обоснованными.

Как отмечено выше, при наличии всех признаков недействующего юридического лица, возможно его исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, таким образом, законодатель, в случае признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность на момент вынесения решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, не установил обязанность для регистрирующего органа исключать данное лицо из ЕГРЮЛ.

23.01.2013 года Община "Алас-Суулу" представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, суд отмечает, что у общины имеется открытый расчетный счет, а специфика деятельности заявителя, как некоммерческой организации, не предусматривает периодического движения денежных средств через указанный счет.

С учетом того, что на день внесения записи об исключении общества из ЕГРЮЛ – 21.02.2013 года у налогового органа должны были иметься данные, свидетельствующие об отсутствии у Община "Алас-Суулу" признаков недействующего юридического лица (с 23.01.2013), суд приходит к выводу, что оспариваемые действия основаны на недостоверной информации, являются формальными, в связи с чем, не могут быть признаны законными.

При этом суд отмечает, что оспариваемые действия регистрирующего органа не соответствуют целям примененной, в рассматриваемом случае, статьи 21.1. Закона № 129-ФЗ, принятие которой обусловлено необходимостью разрешения проблемы недействующих организаций, которые значатся в Государственном реестре юридических лиц, но фактически не осуществляют никакой деятельности.

Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа по внесению записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ совершены с нарушением требований, установленных действующим законодательством, нарушают права и законные интересы как заявителя, фактически осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность, так и малочисленного народа тубаларов села Урлу-Аспак, а, соответственно, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины суд возлагает на Управление.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

  решил:

Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ОГРН: 1040400770783, ИНН: 0411119764, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск), произведенные 21.02.2013, по исключению Территориальной общины коренного малочисленного народа тубаларов «Алас-Суулу» (Святая вода) с. Урлу-Аспак Майминского района Республики Алтай (ОГРН: 109040000327, ИНН: 0411145926, ул.Заречная, 9, с.Урлу-Аспак, Майминский район) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ОГРН: 1040400770783, ИНН: 0411119764, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, выразившиеся в исключении Территориальной общины коренного малочисленного народа тубаларов «Алас-Суулу» (Святая вода) с. Урлу-Аспак Майминского района Республики Алтай (ОГРН: 109040000327, ИНН: 0411145926, ул.Заречная, 9, с.Урлу-Аспак, Майминский район) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ОГРН: 1040400770783, ИНН: 0411119764, ул. Чорос-Гуркина, 40, г. Горно-Алтайск) в пользу Территориальной общины коренного малочисленного народа тубаларов «Алас-Суулу» (Святая вода) с. Урлу-Аспак Майминского района Республики Алтай (ОГРН: 109040000327, ИНН: 0411145926, ул.Заречная, 9, с.Урлу-Аспак, Майминский район) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через арбитражный суд Республики Алтай.

Судья А.А.Борков