ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-565/20 от 31.07.2020 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

04 августа 2020 года.

Дело № А02-565/20

Резолютивная часть оглашена 31 июля 2020 года. Полный текст решения изготовлен 04 августа 2020 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Черепановой И. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Приваловым А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка «Бий» (ОГРН 1030400608985, ИНН 0407006084, адрес: Республика Алтай, Турочакский район, с. Бийка, ул. Центральная, 1А) к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, адрес: ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, изложенного в письме от 17.02.2020г. № 1644 , и обязании ответчика устранить допущенные нарушения,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) (ул. Пятницкая, д.59/19, Москва, 115184)

при участии:

от заявителя – Курускановой Н.С., председателя общины (личность установлена).

от Минприроды РА - не явился, извещен,

установил:

Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с.Бийка "БИЙ". (далее – ОБЩИНА "БИЙ".) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее – Минприроды РА) с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, изложенного в письме от 17.02.2020г. № 1644 , и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявления указано, что оспариваемым отказом нарушены права коренных малочисленных народов – челканцев. Заявитель полагает, что в соответствии со статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», пунктом 1 статьи 9, часть 5 статьи 71, часть 1 статьи 74.2 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом 5 пункта 1 статьи 7, подпункта 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 №631-р, Общине должно быть дано разрешение на использование земельного участка в целях собирательства - заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений.

В настоящем судебном заседании председатель Общины «БИЙ» заявленное требование поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Просит обязать Минприроды РА выдать разрешение на безвозмездное пользование спорным земельным участком.

Минприроды РА в представленном отзыве по заявленным требованиям возражает, указывая, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений по договору безвозмездного пользования Лесным и Земельным кодексами РФ не предусматривается. Учитывая изложенное полагает, что решение Министерства соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Рослесхоз в лице Департамента лесного хозяйства по СФО представил возражения на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, аналогичным отзыву ответчика. Также, третье лицо просит провести судебное заседание в отсутствие его представителей.

Представители Министерства природных ресурсов, экологии и туризма республики Алтай и Рослесхоза в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.

Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей третьего лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 14.02.2020 Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с. Бийка «Бий» обратилась в Минприроды РА с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного (лесного) участка площадью 5 000 га с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Бийкинское участковое лесничество, Бийкинское урочище, кварталы № 74, 83, 84 для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образов жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов для осуществления деятельности – собирательства без ограничения срока.

В письме №1644 от 17.02.2020 Министерство, с учетом разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства, отказало Общине в выдаче разрешения на использование лесного участка.

Полагая данный отказ незаконным, Община обратилась в суд с настоящим заявлением.

Оценивая доводы участников процесса, суд отмечает следующее.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, суд должен проверить оспариваемые действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, а также установить наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, совершивших оспариваемые действия. Суд также должен установить, нарушают ли оспариваемые действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие двух условий в совокупности: указанный акт должен не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

Министерство обладает полномочиями по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ и подпунктом «а» пункта 6 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 №135.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 69).

В развитие данного конституционного положения принят ряд законов, в частности Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который с учетом особого правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации предусмотрел такую форму самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному, территориально-соседскому принципу, как община. Данная форма общественного самоуправления создается исключительно в целях защиты исконной среды обитания малочисленных народов, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (статья 1 указанного Федерального закона).

Община коренных малочисленных народов Российской Федерации в силу Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является некоммерческой организацией. Такие организации, как это закреплено в статье 2 данного Федерального закона, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между своими участниками - они создаются для целей, направленных на достижение общественных благ; община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана (статья 6.1).

Особенности правового положения названных общин, их создания, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Из статьи 5 данного Федерального закона также следует, что деятельность общин носит некоммерческий характер. Вместе с тем это не препятствует осуществлению общиной предпринимательской деятельности, но лишь связанной с традиционными занятиями коренных малочисленных народов.

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации".

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ включают в себя:

- поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;

- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Для имущественных отношений в силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 3 ЛК РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. В соответствии со статьей 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством. В соответствии со статьей 3 ЗК РФ к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правомерность существования исключений из принципа платности землепользования подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 436-О.

Исключением являются в том числе случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в порядке, предусмотренном главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута осуществляется бесплатно.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

Указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации действуют в том числе в отношении земель и земельных участков из состава земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В этом случае лесопользование осуществляется без предоставления определенного лесного участка, так как пользуются им граждане и только для собственных нужд.

В соответствие с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса российской Федерации использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может осуществляться без предоставления земельных участков в случае осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.

Целью заявленных требований о выдаче разрешения на использование лесного участка является собирательство, то есть заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений без ограничения срока, то есть предпринимательская деятельность.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 34 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков.

Так, часть 1 статьи 11 ЛК РФ определяет, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Заявитель (в целом Община «Бий» или отдельные ее представители, как граждане России) имеет право собирать пищевые лесные ресурсы для собственных нужд, осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод и грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов.

Граждане, занимающиеся заготовкой пищевых лесных ресурсов, приобретают право собственности на данные лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством и частью 1 статьи 20 ЛК РФ.

Часть 1 статьи 34 ЛК РФ, пункт 2 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 года № 511 предусматривают, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки из этих видов ресурсов для собственных нужд граждан, рассматривается как предпринимательская деятельность, связанная с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса. Если указанные виды использования лесов производятся в предпринимательских целях, то согласно статье 72 ЛК РФ необходимо в установленном порядке заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности для использования в соответствующих целях.

В соответствие с подпунктом б) пункта 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (ред. от 26.04.2019) "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В данном случае, учитывая, что разрешение на использование лесного участка испрашивается в предпринимательских целях, что не предусмотрено пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, отказ, изложенный в письме Министерства №1644 от 17.02.2020, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общины, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Семейно-родовой общине коренных малочисленных народов с. Бийка «Бий» (ОГРН 1030400608985, ИНН 0407006084, адрес: Республика Алтай, Турочакский район, с. Бийка, ул. Центральная, 1А) в заявленных требованиях к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, адрес: ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Черепанова