Арбитражный суд Республики Алтай
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск
05 августа 2013 года
Дело № А02-635/13
Резолютивная часть оглашена 01 августа 2013 года. Полный текст решения изготовлен 05 августа 2013 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Часовниковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай - орган государственной власти (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Э. Палкина, 1, г. Горно-Алтайск) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Строителей, 8, г. Горно-Алтайск) о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений и выдаче повторно свидетельства на административное здание от 28.02.2013 №01/005/2013-25,26, обязании осуществить государственную регистрацию внесения изменений и выдать свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления с учетом измененной общей площади,
при участии представителей:
Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай - ФИО1, по доверенности от 20.02.2012 (в деле, сроком на три года);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай – не явился, извещен;
установил:
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай - орган государственной власти (далее – ГосСобрание - Эл Курултай РА, ГосСобрание) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее – Управление Росреестра РА, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений и выдаче повторно свидетельства на административное здание от 28.02.2013 №01/005/2013-25,26, обязании осуществить государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и выдать свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления с учетом измененной общей площади.
Управление Росреестра по Республике Алтай в возражениях просило отказать в удовлетворении требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра РА.
В настоящем судебном заседании представитель Государственного Собрания - Эл Курултай РА заявленное требование поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Государственное Собрание-Эл Курултай РА 10.01.2013 обратилось в Управление Росреестра РА с заявлением о государственной регистрации внесения изменения в ЕГРП и выдаче повторно свидетельства с учетом изменения на административное здание, расположенное по адресу <...> (далее – административное здание).
Указанное здание является собственностью Республики Алтай и находится у ГосСобрания на праве оперативного управления на основании акта закрепления государственного имущества на балансе, утвержденного распоряжением Госкомимущества Республики Алтай от 15.12.2000 № 190.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права оперативного управления от 01.04.2003 и техническому паспорту 2002 года площадь административного здания составляет 5241, 7 кв.м.
В первом квартале 2011 года ГосСобранием на административное здание был получен новый технический паспорт взамен технического паспорта 2002 года, изготовленный Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Алтай (далее - БТИ). В соответствии с новым техническим паспортом общая площадь здания составляет 5186,5 кв. метров. Уменьшение площади на 55,2 кв. метров (1 процент об общей площади) произошло в результате уточнения площадей отдельных помещений (обмер происходил с применением иного инструмента по сравнению с применяемым в 2002 году) и произведенной перепланировки. В акт закрепления государственного имущества на баланс Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, утвержденный Распоряжением Госкомимущества Республики Алтай от 15.12.2000 г. № 190, было внесено соответствующее изменение распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 03.12.2012 № 487.
При обращении в Управление Росреестра РА ГосСобранием к заявлению был приложен кадастровый паспорт здания от 24.12 2012, в котором указана новая площадь – 5186, 5 кв.м.
Сообщением от 28.02.2013 №01/005/2013-25,26, (далее – сообщение об отказе) Управление Росреестра РА на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав) отказало заявителю во внесении соответствующих изменений в ЕГРП.
В сообщении от отказе регистрирующий орган сослался на недействующую с 2006 года редакцию пункта 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 (далее – Правила ведения ЕГРП), на статьи 25-28 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
В сообщении об отказе Управлением был сделан вывод о необходимости представления заявителем решения о согласовании перепланировки и акта приемочной комиссии после перепланировки помещений.
Считая отказ несоответствующим Закону о государственной регистрации прав, ГосСобрание обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Возможность обжалования отказа в государственной регистрации права регламентирована пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации прав.
Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие, а также нарушает ли оспариваемое решение или действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению заявителя, отказ Управления в государственной регистрации права, на основании представленных им на регистрацию документов противоречит положениям Закона о регистрации прав.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав оснований для отказа регистрации внесения изменения в ЕГРН и выдаче повторно свидетельства с учетом изменения на административное здание, расположенное по адресу <...>.
В силу статьи 2 Закона о регистрации прав государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной упомянутым Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в ЕГРП на основании правоустанавливающих документов.
С учетом определенного выше понятия государственной регистрации и установленного порядка ее проведения следует, что государственная регистрация не подменяет собой основания возникновения, изменения и прекращения прав, не вторгается в содержание права, а призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, не затрагивая самого содержания регистрируемого гражданского права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации прав, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 2 статьи 17 названного Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона о регистрации прав, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Пункт 10 статьи 33 этого же Федерального закона (в редакции от 21.12.2009 № 334-ФЗ) устанавливает, что до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно пункту 67 Правил ведения ЕГРП (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.11.2006 № 710), лист записи об изменениях используется для внесения таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.
К таким сведениям относятся, в том числе изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в статье 20 Закона о регистрации прав.
Согласно абзацу 10 части 1 статьи 20 названного Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20, 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации.
К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Из материалов дела следует, что заявителем в Управление Росреестра РА 10.01.2013 были представлены документы, перечисленные в статье 17 Закона о регистрации прав, в том числе кадастровый паспорт на административное здание, в котором указана площадь здания после его обмера БТИ в 2011 году – 5186, 5 кв.м. Представление кадастрового паспорта свидетельствует о том, что сведения об изменении площади административного здания на момент подачи заявления в управление Росреестра РА были внесены государственный кадастр недвижимости.
Поскольку все необходимые для внесения изменений в сведения ЕГРП документы были представлены заявителем, требование государственного регистратора о представлении Госсобранием решения о согласовании перепланировки и акта приемочной комиссии после перепланировки помещений противоречит требованиям статьи 17 Закона о регистрации прав.
Ссылки на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, так как используемое ГосСобранием административное здание не относится к жилому фонду, на который распространяются требования названного Кодекса.
Сравнение технических паспортов 2002 и 2011 годов позволяет сделать вывод о том, что изменение общей площади здания не связано с реконструкцией или перепланировкой, влекущей изменения внешних границ объекта. Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что площади почти всех кабинетов, не подвергшихся перепланировке и ремонту, изменились в сторону уменьшения в результате их уточнения при обмере стен. Так в частности, на первом этаже общая площадь одних и тех же кабинетов (без перепланировки) уменьшилась на 17,2 кв. метров, всего на этаже - уменьшение площади составило 17,6 кв. метров; на втором этаже - на 10,2 кв. метров, всего - 13,3 кв. метров; на четвертом этаже - около 14 кв. метров, всего - 24,9 кв. метров. Изменения, в основном, коснулись возведения перегородок в целях создания новых дополнительных кабинетов, разрушению стенок (перегородок) в туалетах, переноса стен в обеденном зале столовой и между кабинетами 207 и 208.
Поскольку перепланировка помещений в здании не затронула конструктивных характеристик объекта и не является реконструктивными работами, то представление разрешительных документов при регистрации внесения изменений в раздел 1 ЕГРП (в части изменения общей площади здания) не требуется.
Суд считает, что при проведении правовой экспертизы заявления Госсобрания и приложенных к нему документов, у государственного регистратора имелась возможность для установления всех вышеперечисленных обстоятельств и внесения изменений в сведения ЕГРП, касающихся площади административного здания.
В связи с этим, выводы Управления Росреестра РА в сообщении об отказе являются необоснованными и противоречат требованиям статей 17, 18, 20 Закона о регистрации прав.
Отказ, изложенный в сообщении от 28.02.2013 №01/005/2013-25,26, нарушает права и законные интересы ГосСобрания, так как лишает его возможности на подтверждение и признание государством права оперативного управления на административное здание меньшей площадью. Отсутствие свидетельства о государственной регистрации, в котором указана действительная площадь здания, может затруднить или сделать невозможным распоряжение им.
Суд не разрешает вопрос о судебных расходах, поскольку заявитель и ответчик в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от её уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Строителей, 8, г. Горно-Алтайск), выраженный в сообщении от 28.02.2013 №01/005/2013-25,26, в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдаче повторно свидетельства на административное здание, расположенное по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Строителей, 8, г. Горно-Алтайск) осуществить государственную регистрацию внесения изменений и выдать свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на административное здание, расположенное по адресу: <...> , с учетом измененной общей площади.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А.Кулакова