Арбитражный суд Республики Алтай
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск
26 октября 2017 года
Дело № А02-723/2017
Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2017 года. Полный текст решения изготовлен 26 октября 2017 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Черепановой И.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Аткуновой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, пер. Центральный, 3, г. Горно-Алтайск) к администрации муниципального образования "Козульское сельское поселение" Усть-Канского района Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 649465 <...>, Усть-Канский район, Республика Алтай), Администрации Усть-Канского района (аймака) (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Первомайская, 2, с. Усть-Кан, Усть-Канский район, Республика Алтай)
о признании незаконным бездействия по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», выразившегося в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай карты (плана) объектов землеустройства территории Козульского сельского поселения Усть-Канского района (в электронном виде) и обязании предоставить карту (план) объектов землеустройства территории сельского поселения в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай (в электронном виде), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спорта – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай (649002, <...>).
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 05.12.2016 № 8-17-2016 (копия в деле), личность установлена;
ответчика – администрации муниципального образования «Козульское сельское поселение» Усть-Канского района Республики Алтай – не явился, уведомлён;
ответчика – Администрации Усть-Канского района (аймака) – не явился, не уведомлён;
третьего лица – не явился, уведомлён;
установил:
Прокурор Республики Алтай (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Козульское сельское поселение» Усть-Канского района Республики Алтай (далее – Администрация МО "Козульское селськое поселение") по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», выразившегося в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай карты (плана) объектов землеустройства территории Козульского сельского поселения Усть-Канского района (в электронном виде) и обязании предоставить карту (план) объектов землеустройства территории сельского поселения в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай (в электронном виде).
Определением суда от 23.05.2017 данное заявление было принято, возбуждено производство по делу № А02-723/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай (далее – ФГБУ "ФКП Росреестра" по РА).
30.05.2017г. от третьего лица поступило письменное мнение по существу заявления, в котором Управление Росреестра по РА указало на отсутствие возражений относительно заявленного требования.
Определением от 13.07.2017 к участию в деле соответчика привлечена Администрация МО Усть-Канского района (аймака) .
От Администрация МО "Козульское сельское поселение" поступил отзыв на заявление, где ответчик указал, что с требованиями, заявленными прокурором согласен.
В судебное заседание 20.10.2017г. представители ответчика, соответчика и третьего лица не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения.
При таких обстоятельствах и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд счёл возможным провести судебное заседание в отсутствии указанных представителей.
Прокурор заявил ходатайство об уточнении заявленного требования и просил признать незаконным бездействия Администрации МО "Козульское сельское поселение" , выразившегося в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай карты (плана) объектов землеустройства территории Козульского сельского поселения Усть-Канского района (в электронном виде) и обязании Администрации МО "Усть-Канский район" РА предоставить карту (план) объектов землеустройства территории сельского поселения в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай (в электронном виде).
Суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял указанное уточнение к сведению и рассмотрению.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 26.10.2017г. информация о перерыве размещена на официальном сайте в сети Интернет.
После перерыва, 26.10.2017г. судебное заседание продолжено в том же составе.
В судебном заседании представитель Прокурора поддержал уточненные требования в полном объёме.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя прокурора, суд считает, что требование подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
При реализации возложенных на него функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона, обращаться в суд в защиту публичных интересов.
Согласно статье 26 Закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанные разъяснения применяются и при оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Прокурором не пропущен срок на оспаривание бездействия ответчика. Нарушение было выявлено 20.02.2017, заявление подано в арбитражный суд 18.05.2017, то есть в течение трехмесячного срока с момента, когда Прокурору стало известно о возможном нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых подано настоящее требование.
Из материалов дела следует, что в результате проведённой Прокуратурой Усть-Канского района, по поручению Прокуратуры Республики Алтай, проверки соблюдения градостроительного законодательства и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» было установлено нарушение ответчиком требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» (далее – постановление № 71). Нарушения выразились в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай карты (плана) объектов землеустройства - территории Муниципального образования Козульское сельское поселение в срок, установленный статьей 15 Закона № 221-ФЗ.
В ходе проведенной проверки Прокурором было установлено, что 15.04.2010 решением сессии Совета депутатов МО "Козульское сельское поселение" утверждены Правила землепользования и застройки на территории Козульского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай. По мнению прокурора, обязанность Администрации по направлению карты (плана) объектов землеустройства должна была быть выполнена не позднее 15.10.2010г.
Считая, что ответчиком допущено неправомерное бездействие по исполнению Закона № 221-ФЗ и постановления № 71, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд оценил требование Прокурора и считает его правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Законом № 221-ФЗ урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким уполномоченным органом является Кадастровая палата.
Согласно части 2 статьи 1 Закона № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Частью 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ определено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Частью 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, об утверждении правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2-5 части 1 названной статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Согласно статье 1 названного Федерального закона территории муниципальных образований, территории населенных пунктов являются объектами землеустройства. Определение местоположения границ объекта землеустройства осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).
Статьей 20 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» предусмотрено, что в результате выполнения таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 (далее – постановление № 621).
Согласно части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с названной статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 указанной статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 данной статьи требуется карта (план) объекта землеустройства - в течение шести месяцев с даты принятия решений, указанных в части 1 названной статьи. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
В соответствии с пунктом 7 постановления № 621 карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе, исключающем возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.
Карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа.
В случае если карта (план) объекта землеустройства оформлена в виде электронного документа на электронном носителе, ее передача в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте землеустройства оформляется сопроводительным письмом, в котором указываются характеристики соответствующего электронного носителя и параметры электронного документа.
Согласно пункту 17 постановления № 71 обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, то есть документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что до настоящего времени Сельской администрацией муниципального образования «Козульское сельское поселение» не разработана и не представлена в орган кадастрового учета – в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай карта (план) объектов землеустройства - территории сельского поселения, составленная в форме, установленной постановлением № 621.
Вместе с тем, Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Козульское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай утверждены 15.04.2010г.
С учетом этого, суд делает вывод о неправомерном бездействии ответчика, выразившемся в неисполнении требований Закона № 221-ФЗ и постановления № 71, нарушении данным бездействием прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно соглашения между органом местного самоуправления поселения и органом местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части полномочий №9-5 от 11.01.2016 и №2 от 30.12.2016, муниципальному району переданы полномочия поселения, в том числе, по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Таким образом, лицом, обязанным в настоящее время выполнить судебный акт и требования Закона № 221-ФЗ и постановления № 71, является администрация муниципального образования «Усть-Канский район» Республики Алтай.
Суд считает необходимым установить администрации МО «Усть-Канский район» трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в целях устранения допущенного бездействия.
Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Козульское сельское поселение" Усть-Канского района Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 649465 <...>, Усть-Канский район, Республика Алтай) по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай карты (плана) объектов землеустройства - территории Козульского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай.
Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Канский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Первомайская, 2, с. Усть-Кан, Усть-Канский район, Республика Алтай) в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай карту (план) объектов землеустройства - территории Муниципального образования Козульское сельское поселение Усть-канского района Республики Алтай (в электронном виде).
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья И.В.Черепанова