ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-932/17 от 11.01.2018 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

Дело № А02-932/17

Резолютивная часть оглашена  11 января 2018 года. Полный текст решения изготовлен  15 января 2018 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Черепановой И. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Аткуновой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, ул. Степная, 53, с. Кош-Агач, Кош-Агачский район, Республика Алтай) к Министерству сельского хозяйства Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Северная, 12, г. Горно-Алтайск),  Конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских_ хозяйств - участников программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай" (ул. Северная, 12, <...>, г. Горно-Алтайск), Правительству Республики Алтай (649000, <...>),

с участием третьих лиц, ФИО2 (председательствующего Региональной Конкурсной комиссии Республики Алтай по отбору начинающих фермеров), индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств: ФИО3; ФИО4 ФИО5    (с.Тобелер); ФИО6 Айдынбека Базаровича            (с.Беляши); ФИО7 Ерикжана Козбаковича          (с.Кош-Агач); ФИО8 (с.Жана-Аул); ФИО9 Анатольевича           (с.Кош Агач); ФИО10 (с.Тобелер); ФИО11 (с.Мухор-Тархата); ФИО12         (с.Кош-Агач);  ФИО13 Адабаса Юрьевича           (с.Кызыл Таш);  ФИО14 Китовны (с.Ортолык); ФИО15 (с.Кош-Агач); ФИО16 Жаната Кунапиевича        (с.Жана-Аул); ФИО17 Гулхат Асылдосовны      (с.Тобелер); ФИО18 (с.Кызыл-Таш); ФИО19 (с.Кош-Агач); ФИО20 (с.Курай); ФИО21 Айастана Альбертовича          (с.Мухор-Тархата); ФИО22 (с.Мухор-Тархата);  ФИО23 (с.Кокоря); ФИО24 Оралбековича   (с.Тобелер); ФИО25 (с.Кокоря); ФИО26    (с.Теленгит-Сортогой); ФИО27 (с.Кош-Агач); ФИО17 Нурлана Нуршаровича            (с.Кош-Агач); ФИО28 (с.Кош-Агач); ФИО17 Бауржана Ерженовича(с.Кош-Агач); ФИО29 (с.Кош-Агач);

- о признании незаконными решения Комиссии по отбору начинающих фермеров в части признания получателями субсидий по программе «Поддержка начинающих фермеров» по муниципальному образованию Кош-Агачский район Республики Алтай – индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО30 и ФИО4 и отказа во включении в состав участников субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров» ИП главе КХ ФИО1;

-  обязании включить ИП главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров на основании заявки, поданной 05.05.2017 года;

- обязании Министерства сельского хозяйства Республики Алтай на основании решения Региональной комиссии по отбору начинающих фермеров принять решение о выделении ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО31 субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров»,

при участии:

от заявителя – ФИО32, представителя по доверенности от 13.06.2017 (сроком на три года);

от Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, Правительства Республики Алтай – ФИО33, представителя по доверенности № 3 от 21.06.2017 (сроком на один год), по доверенности № 7357 от 11.12.2017г.%

ФИО2 – председательствующего Региональной Конкурсной комиссии Республики Алтай по отбору начинающих фермеров;

от иных третьих лиц – не явились, уведомлены,

установил:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ИП глава к(ф)х ФИО1, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Алтай (далее - ответчик), Конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских хозяйств - участников программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай", Правительству Республики Алтай:

- о признании незаконными решения Комиссии по отбору начинающих фермеров в части определения победителей претендентов из Кош-Агачского района, непризнании победителем ФИО1 изложенного в протоколе от 05.06.2017, обязании повторно рассмотреть заявки участников;

- обязании принять решение о выделении ФИО1 субсидий в соответствии с поданной ею заявкой.

Указанное заявление принято судом к производству.

К участию в деле суд привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - победителей конкурсного отбора претендентов для участия в программе «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай»:

- индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее – ИП гк(ф)х ФИО3);

- индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 (далее – ИП гк(ф)х ФИО4);

Также судом привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - председатель Региональной Конкурсной комиссии Республики Алтай по отбору начинающих фермеров - ФИО2, а также индивидуальные предприниматели главы крестьянских (фермерских) хозяйств Кош-Агачского района, принимавшие участие в конкурсном отборе претендентов для участия в программе «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай».

Судебное разбирательство по настоящему спору неоднократно откладывалось, в том числе для представления сторонами дополнительных доказательств в обоснование заявленных доводов и возражений.

Определением суда от 25.10.2017, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом приняты  уточнения заявителя:

- о признании незаконным решения Региональной комиссии по отбору начинающих фермеров, изложенное в протоколе от 05.06.2017 г., в части признания получателями субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров»   ИП глав КХ ФИО4 и ФИО3 и отказа во включении в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и предоставлении субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров» ИП главе КХ ФИО1 и обязании Региональной комиссии по отбору начинающих фермеров " включить ИП главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1. в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров на основании заявки поданной 05.05.2017 года;

- обязании Министерства сельского хозяйства Республики Алтай на основании решения Региональной комиссии по отбору начинающих фермеров принять решение о выделении ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1. субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров».

Указанным определением суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – Региональную конкурсную комиссию  по Республике Алтай по отбору начинающих фермеров и Правительство РА.

От Министерства сельского хозяйства Республики Алтай поступил письменный отзыв (л.д. 39-44 т.1, 121-128 т.3) из которого следует, что ответчик с заявленными требованиями не согласен, поскольку оспариваемое решение принято в пределах полномочий Региональной комиссии, при наличии кворума, большинством голосов, что не противоречит Порядку работы региональной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», утвержденного распоряжением Правительства республики Алтай от 31.05.2017 № 274-р.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и уточненном заявлении.

Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай – ФИО33 с заявленными требованиями не согласился по основаниям, указанным в письменных отзывах.

ФИО2 с заявленными требованиями не согласился¸ указав, что решение принималось большинством голосов по результатам рассмотрения представленных документов и очного собеседования с претендентами. Оценивалась эффективность реализации представленных бизнес-планов, социальная и экономическая значимость проекта, наличия земельных участков в собственности.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 27.12.2017 объявлен перерыв до 16 ч. 11.01.2017г.

После перерыва, судебное разбирательство продолжилось в том же составе, с теми же лицами, участвующими в деле. Иные представители третьих лиц не явились,  надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения, в судебное заседание не явились.

Руководствуясь статьями 123, 156 АПК РФ, суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие указанных лиц.

В настоящем судебном заседании представители сторон поддержали ранее озвученные в предыдущих судебных заседаниях позиции.

В судебном заседании в качестве свидетеля опрошен член региональной конкурсной комиссии, представитель администрации МО «Кош-Агачский район – ФИО34

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, 05.05.2017г. индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в комиссию по отбору претендентов для участия в программе «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» была подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров для предоставления субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решением комиссии, отраженным в протоколе № 3 от 05.06.2017г. по итогам очного собеседования получателями субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров» в 2017г. по Кош-Агачскому району Республики Алтай, признаны: ФИО30, ФИО4

Считая данное решение комиссии от 05.06.2017 года незаконным, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением.

Обосновывая заявленные требования, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 указывает на то, что конкурсной комиссией допущены нарушения федерального и республиканского законодательства, повлекшие причинение существенного вреда ее интересам.

Конкурсной комиссией неправильно определены победители без учета в полном объеме сведений, представленных ими, не соответствующих установленным требованиям и правилам приказа № 91 МСХ РА от 03.04.2017г. «О реализации постановления Правительства РА от 08.02.2017г. № 32, в части предоставления субсидий на поддержку начинающих фермеров», а также ошибочно не признана победителем ИП глава КХ ФИО1, в полном объеме соответствующая установленным требованиям и правилам, чей бизнес-план и финансовый план полностью соответствует требованиям, определяемым к получению субсидии, и ответившая правильно на все три вопроса, поставленные членами конкурсной комиссии.

При этом заявитель полагает, что при принятии решения были нарушены положения п. 20 раздела 4 Порядка работы региональной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», утвержденного распоряжением Правительства республики Алтай от 31.05.2017 № 274-р, поскольку на заседании присутствовало 8 членов комиссии, в то время как комиссия правомочна, если на ней присутствует не менее 1/3 от общего числа членов комиссии, то есть 9 человек. Протокол подписан 13 членами комиссии, в связи с чем решение противоречит пункту 21 Порядка, поскольку большинство от 13 составляет 7 голосов, в то время как решения приняты 6 и 5 голосами.

Кроме этого комиссия незаконно допустила к участию в конкурсе ФИО30 и ФИО4, поскольку они не подтвердили своими заявками и приложенными к ним документами наличие у них трехлетнего стажа ведения личного подсобного хозяйства, в нарушение пп. «в» п.3 Правил предоставления субсидий (приложение 4 к постановлению Правительства РА от 08.02.2017г. № 23), пп. «а» п.6 перечня и форм документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора (приложение 2 к приказу МСХ РА от 03.04.2017 № 91).

В соответствие с п. 5 Порядка работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», заявки, не соответствующие условиям и требованиям установленным федеральным и республиканским законодательством, субсидированию не подлежат.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого решения Региональной комиссии по отбору начинающих фермеров, изложенного в протоколе от 05.06.2017 года по предоставлению субсидий на поддержку начинающих фермеров, а также ошибочному непризнанию победителем ИП глава КХ ФИО1 закону или иному нормативному правовому акту, суд основывается на следующем.

На уровне Российской Федерации отношения, возникающие в сфере развития сельского хозяйства, регламентированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 7).

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на поддержку начинающего фермера выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующих нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих:

а) порядок и условия предоставления средств на поддержку сельскохозяйственного производства;

б) требования, предъявляемые к получателям средств, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также срок их рассмотрения, не превышающий 15 рабочих дней;

в) порядок распределения средств по мероприятиям, направленным на развитие агропромышленного комплекса, источником финансового обеспечения которых является субсидия(п.п7,8).

Контроль за соблюдением уполномоченным органом условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, из содержания программы усматривается, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров.

Постановлением Правительства Республики Алтай № 32 от 08.02.2017 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Условия и правила предоставления субсидий республиканского бюджета Республики Алтай сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Республики Алтай (далее - сельхозтоваропроизводители), источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета, на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее также - субсидии) на поддержку начинающих фермеров предусмотрены в приложении № 4 к указанному порядку.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, "конкурсный отбор" - процедура приема, рассмотрения и оценки заявок, представленных заявителем, очного собеседования с заявителем, в целях принятия региональной конкурсной комиссией решения о признании заявителя начинающим фермером и определения присуждаемой суммы субсидии

Согласно пункту 8 Правил, конкурсный отбор осуществляется региональной конкурсной комиссией, состав и порядок работы которой утверждается распоряжением Правительства Республики Алтай.

Распоряжением Правительства Республики Алтай № 274-р от 31.05.2017г. утвержден состав и порядок работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм».

В состав региональной конкурсной комиссии согласно указанному Распоряжению входит 27 человек, в том числе представители муниципальных образований.

В соответствии с разделом IVПорядка, комиссия состоит из председателя комиссии, заместителей председателя комиссии, секретарей комиссии и членов комиссии. Состав комиссии формируется с участием представителей Министерства, общественных объединений и сельхозпроизводителей (п.16). Комиссию возглавляет председатель, в отсутствие председателя комиссии заседание ведет один из заместителей председателя комиссии (п.17). Члены комиссии участвуют в заседаниях лично. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 1/3 от общего числа членов комиссии (п.20).

Решение комиссии принимается, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии (п. 21).

Из Протокола № 3 заседания комиссии по отбору претендентов для участия в программе «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай», следует, что на комиссии присутствовало 13 членов комиссии: ФИО2, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42 ФИО43, ФИО34, ФИО44, ФИО45

Все перечисленные лица подписали протокол.

Учитывая положения п. 20 Порядка работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов, заседание являлось правомочным.

Вместе с тем, по итогам очного собеседования, получателями субсидий по программе «Поддержка начинающих фермеров» признаны: ФИО30, за которую проголосовало 5 голосов и ФИО4, за которого проголосовало 6 голосов.

Как указывалось выше, в соответствие с пунктом 21 Порядка, решение комиссии принимается, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. В данном случае, учитывая, что из 13 членов комиссии за ФИО30 проголосовало 5 членов комиссии, а за ФИО4 6 членов комиссии, принятое решение о признании их получателями субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров» не соответствует требованиям пункта 21 Порядка, поскольку количество голосов менее половины от 13.

Более того, из оспариваемого протокола следует, что на заседании комиссии по Кош-Агачскому району присутствовало всего 8 членов комиссии, в связи с чем заседание комиссии было неправомочно, поскольку в нем присутствовали  менее 1/3 от общего числа членов комиссии, что не соответствует п. 20 Порядка работы региональной конкурсной комиссии.

В соответствие с пунктом 25 Порядка работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов, решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены комиссии, присутствующие на заседании и утверждает председатель комиссии.

Доводы представителя Министерства сельского хозяйства РА о том, что фактически на заседании комиссии в отношении заявителей по Кош-Агачскому району РА присутствовало 10 членов комиссии, в связи с чем заседание было правомочно и решение принято в соответствие с требованиями пункта 21 Порядка, опровергаются представленным Протоколом № 3 от 05.06.2017г. заседания комиссии и не подтверждены относимыми и допустимыми по делу доказательствами.

В соответствие со статей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Доводы ответчика ничем иным, кроме его пояснений не подтверждены, содержание протокола не опровергнуто. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля один из членов комиссии ФИО34 также не опроверг содержание протокола и не подтвердил, изложенные ответчиком доводы, пояснив, что на заседании присутствовало 12 членов комиссии, в то время как ответчик указывает на 10 человек.

Доводы ответчика о том, что секретарь комиссии не наделана правом голоса и не принимает участие в голосовании, опровергаются положениями Порядка работы региональной комиссии, из которого следует, что секретарь комиссии входит в состав комиссии, а следовательно, наделена правом голоса. Иного Порядок работы конкурсной комиссии не содержит.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд берет за основу обстоятельства, изложенные в протоколе заседания комиссии и приходит к выводу, что решение, принятое региональной конкурсной комиссией по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров», оформленное протоколом № 3 от 05.06.2017г. в части признания получателями субсидий ФИО30 и ФИО4 не соответствует пунктам 20 и 21 Порядка работы конкурсной комиссии, что является безусловным основанием для признания его в этой части незаконным.

Также судом оценены доводы заявителя о том, что комиссия незаконно допустила к участию в конкурсе ФИО30 и ФИО4 и не признала победителем ФИО1, поскольку они не подтвердили своими заявками и приложенными к ним документами наличие у них трехлетнего стажа ведения личного подсобного хозяйства, в нарушение пп. «в» п.3 Правил предоставления субсидий (приложение 4 к постановлению Правительства РА от 08.02.2017г. № 23), пп. «а» п.6 перечня и форм документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора (приложение 2 к приказу МСХ РА от 03.04.2017 № 91).

Условия и порядок проведения конкурсного отбора установлены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"; Постановлением Правительства Республики Алтай № 32 от 08.02.2017 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса»; Распоряжением Правительства Республики Алтай № 274-р от 31.05.2017г. «Об утверждении состава и порядка работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм».

В соответствие с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета, на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 08.02.2017 N 32 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения),  субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям при условии:

а) подписания соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий сельхозтоваропроизводителю на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение), содержащее в качестве обязательного условия предоставления субсидий:

согласие их получателей на осуществление Министерством и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления;

порядок, сроки и формы предоставления отчетности о достижении результативности, а также иных отчетов, определенных соглашением;

цель и ожидаемые результаты (показатели результативности) предоставления субсидий.

Форма соглашения утверждается приказом Министерства, разработанного с учетом типовой формы соглашения, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Алтай от 29 декабря 2016 года N 217-п;

б) отсутствия у сельхозтоваропроизводителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) сельхозтоваропроизводители не находятся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не имеют ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;

г) если получатели субсидий не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

д) отсутствия у сельхозтоваропроизводителя просроченной задолженности по возврату в республиканский бюджет Республики Алтай субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед республиканским бюджетом Республики Алтай;

е) сельхозтоваропроизводителю запрещено за счет субсидии приобретение иностранной валюты за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при покупке (поставке) высокотехнологического оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативным правовым актом;

ж) сельхозтоваропроизводители не должны получать средства из республиканского бюджета Республики Алтай в соответствии с иными нормативными правовыми актами Республики Алтай на направления, указанные в пункте 1 настоящего Порядка.

Согласно пункту 3 Приложения № 4 к указанному Порядку (Правила предоставления субсидий на поддержку начинающих фермеров), заявитель должен соответствовать требованиям, установленным пунктом 5 настоящего Порядка, и следующим условиям:

а) заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), главой которого он является;

б) заявитель ранее не являлся получателем:

гранта на создание и развитие КФХ;

гранта на развитие семейных животноводческих ферм;

выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации КФХ, главой которого является заявитель;

средств финансовой поддержки - субсидии или гранта на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации КФХ, главой которого является заявитель;

единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.

В случае, если указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития настоящего КФХ, и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;

в) заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

г) КФХ, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

д) заявитель имеет план по созданию и развитию КФХ по направлению деятельности (отрасли), определенной Государственной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);

е) заявитель представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (Субсидии, собственных и заемных средств);

ж) глава КФХ обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане;

з) глава КФХ обязуется использовать субсидию в течение 18 месяцев со дня поступления средств, и использовать имущество, закупаемое за счет субсидии, исключительно на развитие КФХ;

и) КФХ планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 1000 тыс. рублей субсидии, но не менее 1-го постоянного рабочего места в год получения субсидии и гарантирует сохранность созданных рабочих мест в течение 5-ти лет;

к) заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;

л) заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения субсидии;

м) заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

н) заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование в Республике Алтай по месту нахождения и регистрации КФХ, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.

В соответствие с пунктом 11 Правил конкурсный отбор проходит отдельно по каждому муниципальному образованию в Республике Алтай среди заявителей, подавших заявки в соответствующем муниципальном образовании в Республике Алтай.

Региональная конкурсная комиссия вправе отказать заявителю в предоставлении субсидии в случае несоответствия заявителя условиям и требованиям, установленным пунктом 3 настоящих Правил и пунктом 5 настоящего Порядка, по итогам очного собеседования с заявителем, или в случае установления факта предоставления недостоверных сведений в документах, предоставленных в составе заявки (пункт 13 Правил).

Перечень документов и порядок формирования заявки для участия в конкурсном отборе, перечень и формы документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора, утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства № 91 от 03.04.2017г. (Приложение № 1 и Приложение № 2 к Приказу).

В соответствие с пунктом 6 Приложения № 2 к приказу Министерства сельского хозяйства республики Алтай от 03.04.2017г. № 91, документом, подтверждающим опыт и квалификацию заявителя в отраслях сельского хозяйства, являются один или несколько следующих документов на усмотрение заявителя:

  а) выписка из похозяйственной книги, подтверждающая ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства заявителем в течение не менее трех лет в форме листов похозяйственной книги, содержащей сведения о членах хозяйства, площади земельных участков, количестве сельскохозяйственных животных, птицы и пчел, сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему хозяйство по годам осуществления деятельности;

б) заверенные заявителем копии документов о среднем специальном или высшем сельскохозяйственном образовании, или о получении дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности;

в) заверенная заявителем копия трудовой книжки, подтверждающая трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет.

Из представленных документов, прилагаемых к заявлению на участие в конкурсном отборе, ФИО46, ФИО1 и ФИО4, следует, что ФИО46 представлена выписка из похозяйственной  книги № 5, составленная и заверенная главой сельской администрации Кокоринского сельского поселения Кош-Агачского района и Справка, выданная на основании похозяйственной книги и лицевого счета, подтверждающая факт ведения личного подсобного хозяйства с 1981г.

ФИО1 также представлена аналогичная выписка, выданная администрацией муниципального образования «Село Кош-Агач», а также листы похозяйственнной книги, содержащие в себе только сведения за 2017 год.

ФИО4 в подтверждение факт ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет представлен мониторинг по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития и туризма республики Алтай от 03.02.2016г. № 10-ОД.

В силу указанного довод заявителя о том, что ФИО46 и ФИО4 не представлены выписка из похозяйственной книги, подтверждающая ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства заявителем в течение не менее трех лет в форме листов похозяйственной книги нашли свое подтверждение.

Вместе с тем, факт ведения личного подсобного хозяйства  указанными лицами в течение не менее трех лет подтвержден совокупностью приложенных к заявлению документов. При этом самой ФИО1 листы похозяйственной книги представлены только за 2017 год.

В данном случае, суд приходит к выводу, что предоставление сведений, подтверждающих ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства заявителем в течение не менее трех лет не по форме, установленной  перечнем и формами документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора, утвержденным приказом Минсельхоза РА № 91 от 03.04.2017г., не является безусловным основанием  для отказа в субсидировании в силу пункта 13 Приложения № 4 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса», утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № 32 от 08.02.2017, в редакции, действующей на момент рассмотрения заявок, поскольку это право конкурсной комиссии.

В соответствие с пунктом 5 Порядка работы региональной конкурсной комиссии, утвержденного распоряжением правительства РА от 31.05.2017 № 274-р, заявки, не соответствующие условиям и требованиям, установленным федеральным и республиканским законодательством, субсидированию не подлежат.

В данном случае условия и требования к заявкам установлена  пунктом 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса», утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № 32 от 08.02.2017 и пунктом 3 Приложения № 4 к нему.

В соответствие с пп.в) п.3 Приложения № 4 к Порядку предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса заявитель должен иметь среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.

 Вместе с тем, факт ведения личного подсобного хозяйства  указанными лицами в течение не менее трех лет подтвержден совокупностью приложенных к заявлению документов. При этом самой ФИО1 листы похозяйственной книги представлены только за 2017 год, а не за три года, как указано в 6 Приложения № 2 к приказу Министерства сельского хозяйства республики Алтай от 03.04.2017г. № 91.

В силу изложенного, доводы заявителя о том, что ФИО46 и ФИО4 должно было быть отказано в субсидировании по основаниям непредоставления выписка из похозяйственной книги, подтверждающая ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства заявителем в течение не менее трех лет в форме листов похозяйственной книги, а ФИО1 должна быть предоставлена субсидия, суд находит необоснованными.

Более того, согласно Порядку  работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», утвержденному Распоряжением Правительства Республики Алтай № 274-р от 31.05.2017г., комиссия проверяет заявки и приложенные к ним документы участниками конкурсного отбора на достоверность и соответствие требованиям федерального и республиканского законодательства. Оценивает предполагаемую результативность расходования бюджетных средств заявителем. Анализирует документы, подтверждающие наличие у заявителя: производственных фондов, техники; земель сельскохозяйственного назначения; сельскохозяйственных животных; производственных и иных помещений; кормовой базы (пункт 6 Порядка).

В соответствие с пунктом 7 Порядка, с участниками конкурсного отбора, признанными соответствующими условиям проведения конкурса, проводит очное собеседования, в ходе которого оценивает:

информацию  по  представленным  документам   и  плану  развития крестьянского (фермерского) хозяйства;

уровень    знаний    по    управлению    крестьянским    (фермерским) хозяйством;

уровень знания организации собственной предпринимательской деятельности;

наличие опыта ведения сельскохозяйственного производства по выбранному направлению деятельности;

навыки производственно-технологического характера, бухгалтерского учета, финансовой отчетности.

 Победители конкурсного обора в соответствие с пунктом 8 Порядка определяются путем открытого голосования:

- по результатам рассмотрения заявок;

- по оценке эффективности реализации представленных бизнес-планов;

- по оценке социальной и экономической значимости проекта;

- по результатам очного собеседования.

Таким образом, сам факт соответствия заявки и приложенных к ней документов, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством и соответствующих этому законодательству по форме, не является безусловным основанием для предоставления субсидии, в связи с чем доводы заявителя, что победителем должна была быть признана ФИО1, суд находит несостоятельным.

Как следует из представленных материалов дела, оспариваемого Протокола, соответствующими условиям проведения конкурса на субсидирование по Кош-Агачскому району признаны все 30 участников, предоставивших заявки и только двое из тридцати путем открытого голосования по результатам оценки эффективности реализации представленных бизнес-планов, по оценке социальной и экономической значимости проекта и по результатам очного голосования признаны победителями.

Более того, суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что субсидия необоснованно предоставлена только двум заявителям и могла быть предоставлена троим, в том числе и ФИО1, поскольку, в соответствие с пунктом 4 Приложения № 4 к Порядку предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № 32 от 08.02.2017, максимальный размер субсидии в расчете на 1 начинающего фермера не может превышать:

3 млн. рублей - для разведения крупного рогатого скота мясного и молочного направлений продуктивности, но не более 90 процентов затрат;

1,5 млн. рублей - на иные направления деятельности, но не более 90 процентов затрат.

Размер субсидии, предоставляемой начинающему фермеру, определяется региональной конкурсной комиссией с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в целях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

Определение размера субсидии на мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», предоставляемого конкретному крестьянскому (фермерскому) хозяйству, проводится с учетом:

социально-экономической значимости представленного проекта:

приоритетности выбранного направления деятельности;

уровня профессиональной подготовки, опыта работы в сельскохозяйственном производстве и деловой репутации заявителя;

наличия ходатайств, рекомендаций, поручительств от органов местного самоуправления, общественных организаций и физических лиц;

наличия собственных средств;

удаленности хозяйства от крупных населенных пунктов (п. 10 Порядка  работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», утвержденному Распоряжением Правительства Республики Алтай № 274-р от 31.05.2017г.).

Количество получателей субсидии устанавливается комиссией в зависимости от наличия средств государственной поддержки на текущий финансовый год (п. 12 Порядка  работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», утвержденному Распоряжением Правительства Республики Алтай № 274-р от 31.05.2017г.)

Как следует из оспариваемого протокола, объем субсидий по каждому муниципальному району утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Республики Алтай от 31.05.2017г. № 141 и на Кош-Агачский район выделено субсидии 3 000 000 рублей.

Комиссией при принятии решения по отбору претендентов на получение субсидии принято решение о субсидировании двух заявителей, то есть размер субсидии на одного претендента составил  1 500 000 рублей.

Указанное решение комиссией принято в пределах полномочий, предоставленных   Порядком  работы региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», утвержденному Распоряжением Правительства Республики Алтай № 274-р от 31.05.2017г. и не противоречит пункту 4 Приложения № 4 к Порядку предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № 32 от 08.02.2017, а также пп.г)  п.4 Приложения ( к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

В силу изложенного, указанные заявителем основания, не являются основанием для признания решения, содержащегося в протоколе заседания комиссии от 05.06.2017г. в оспариваемой части незаконным.

В соответствие с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 3 части 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Данные положения, направлены на защиту прав и законных интересов заявителя, и реализацию им права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации, на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

При этом суд полагает, что требование об обязании включить ИП главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров на основании заявки, поданной 05.05.2017 года и требование об обязании Министерства сельского хозяйства Республики Алтай на основании решения Региональной комиссии по отбору начинающих фермеров принять решение о выделении ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО31 субсидии по программе «Поддержка начинающих фермеров», не являются самостоятельными требованиями, заявлены как способ восстановления нарушенного права.

Вместе с тем, согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.

В данном случае суд приходит к выводу, что способом восстановления нарушенных прав будет являться обязанность Региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу повторно провести конкурсный отбор среди заявителей, подавших заявки для участия в конкурсном отборе для получения субсидии начинающим фермерам по Муниципальному образованию Кош-Агачский район Республики Алтай.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным решение Региональной конкурсной комиссии по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», изложенное в протоколе от 05.06.2017 г., в части признания получателями субсидий по программе «Поддержка начинающих фермеров» по муниципальному образованию Кош-Агачский район Республики Алтай – индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО30 и ФИО4.

Обязать Региональную конкурсную комиссию по отбору претендентов для участия в мероприятиях «Поддержка начинающих фермеров» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу повторно провести конкурсный отбор среди заявителей, подавших заявки для участия в конкурсном отборе для получения субсидии начинающим фермерам по Муниципальному образованию Кош-Агачский район Республики Алтай.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

   Судья                                                                                         И.В. Черепанова