ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11298/2023 от 03.10.2023 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

http:// www.altai-krai.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

10 октября 2023 года Дело № А03-11298/2023

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 10 октября 2023 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Рыбиной М.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ЛигаСтройПлюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края

к администрации города Рубцовска Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края

о признании незаконным решения, оформленного письмом № 3319 от 26.06.2023 года, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, как несоответствующего Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении тридцатидневного срока при оформлении отказа, оформленного письмом № 3319 от 26.06.2023 года, как несоответствующие Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, посредством принятия решения об условиях приватизации производственной базы, состоящей из двух нежилых зданий, расположенных на двух земельных участках по адресу: <...>, в месячный срок с момента вступления итогового судебного акта в законную силу,

об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем направления заявителю проекта договора купли - продажи, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Рубцовский городской совет депутатов Алтайского края,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 18.07.2023 года, паспорт (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва),

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 23.12.2022 года, паспорт (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва),

от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «ЛигаСтройПлюс» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЛигаСтройПлюс») обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации города Рубцовска Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, администрация г. Рубцовска АК, администрация) о признании незаконным решения, оформленного письмом № 3319 от 26.06.2023 года, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, как несоответствующего Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении тридцатидневного срока при оформлении отказа, оформленного письмом № 3319 от 26.06.2023 года, как несоответствующие Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, посредством принятия решения об условиях приватизации производственной базы, состоящей из двух нежилых зданий, расположенных на двух земельных участках по адресу: <...>, в месячный срок с момента вступления итогового судебного акта в законную силу, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем направления заявителю проекта договора купли - продажи, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Определением от 26.07.2023 года заявление принято к производству суда, назначено проведение предварительного судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом привлечен Рубцовский городской совет депутатов Алтайского края (далее – третье лицо, Рубцовский городской совет депутатов АК, Совет депутатов).

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое решение, оформленное письмом № 3319 от 26.06.2023 года, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем, подлежит признанию незаконным. Заявитель считает, что ООО «ЛигаСтройПлюс» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и отвечает всем условиям, перечисленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Не принятие Рубцовским городским Советом депутатов Алтайского края решения по включению арендуемого Обществом недвижимого имущества, не является основанием для отказа в реализации Обществом преимущественного права выкупа.

Администрация города Рубцовска Алтайского края в письменном отзыве на заявление полагает, что оснований для вывода о незаконности оспариваемого решения администрации не имеются. Отмечает, что ООО «ЛигаСтройПлюс» соответствовало требованиям статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ и имело преимущественное право па приобретение арендуемого недвижимого имущества, поскольку имущество находится во временном пользовании по договору аренды от 27.01.2020 года № 8-2020-АИ сроком действия на 5 лет. Кроме того, имущество не включено в Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые виды деятельности. Также у заявителя отсутствовала задолженность по арендной плате за недвижимое имущество по день подачи субъектом малого пли среднего предпринимательства заявления - 18.04.2023 года. Полагает, что письмо Администрации города Рубцовска Алтайского края № 3319 от 26.06.2023 года, направленное в адрес заявителя, не содержит в себе отказа па преимущественное право выкупа арендуемой производственной базы, состоящей из 2-ух нежилых здании, расположенных на 2-ух земельных участках по адресу: <...> б, а следовательно, отсутствуют основания для предъявления требований заявителем. Указывает, что в ходе рассмотрения проекта решения об утверждении условий приватизации на сессии 15 июня 2023 года предложенные условия приватизации не были приняты депутатами городского Совета. В связи с тем, что основанием направления проекта договора купли - продажи арендуемого имущества является принятое решение об условиях приватизации недвижимого имущества, которые не были приняты в нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ городским Советом депутатов. Администрацией города не могла быть исполнена обязанность по направлению заявителю проекта договора купли - продажи имущества.

Третье лицо - Рубцовский городской совет депутатов АК представил письменный отзыв на заявление, в котором указано, что в соответствии с действующим на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, принятым решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.05.2021 года № 631, представительный орган - Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края, в числе прочих полномочий, определяет порядок и условия приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством. Поясняет, что в ходе рассмотрения проекта решения на сессии городского Совета депутатов, состоявшейся 15.06.2023 года, проект решения «Об утверждении условий приватизации арендуемой производственной базы, состоящей из 2-х нежилых зданий, расположенных на 2-х земельных участках по адресу: <...>» был принят за основу. На стадии изменений и дополнений руководителем депутатского объединения «Фракция Единая Россия» было предложено принять протокольную запись следующего содержания: рекомендовать Администрации города оспорить отчет об оценке производственной базы состоящей из 2-х нежилых зданий, расположенных на 2-х земельных участках по адресу: <...>, от 04.06.2023 года, представленный обществом с ограниченной ответственностью «Алекса - групп», в связи с тем, что на заседании фракции депутатами, входящими в ее состав, поставлена под сомнение стоимость данного имущества, указанная в отчете об оценке. Указанная протокольная запись была принята единогласно всеми депутатами, присутствующими на сессии. После чего производилось голосование за проект решения в целом, в результате которого решение принято не было, так как не набрало необходимое количество голосов. В связи с тем, что условия приватизации спорных объектов недвижимого имущества не были приняты городским Советом депутатов, у Администрации города отсутствовали основания для заключения с заявителем соответствующего договора. Указывает, что Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края, будучи коллегиальным органом, действовал в рамках своей компетенции и полномочий, представленных действующими нормативными правовыми актами.

Более подробно позиция лиц, участвующих в деле изложены в заявлении, письменных отзывах на заявление, а также письменном дополнении к отзыву, представленных в материалы дела.

Лица, участвующие в деле, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Судебное заседание, с учетом мнения представителей сторон спора, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводится в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении, ответил на вопросы суда.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.

В судебном заседании 26.09.2023 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 03.10.2023 года, после окончания которого, судебное заседание продолжено слушанием.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание, проводится в отсутствие представителей сторон спора, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, доводы искового заявления, возражения заинтересованного лица, относительного заявленных требований, выслушав в судебном заседании представителей сторон спора, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, 27.01.2020 года между муниципальный образованием город Рубцовск Алтайского края, в лице Администрации г. Рубцовска Алтайского края (далее - Администрация г. Рубцовска («Арендодатель») и обществом с ограниченной ответственностью «ЛигаСтройПлюс» («Арендатор») был заключено договор № 8-2020-АИ аренды производственной базы с земельным участком (далее - Договор), согласно которому Арендодатель обязуется передать Арендатору в аренду производственную базу, состоящую из нежилых зданий:

- здания гаража с кадастровым номером № 22:70:020722:72, общей площадью 379,1 м2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № 22:70:021506:11, общей площадью 472,0 м2, по адресу: <...>;

- здания гаража с кадастровым номером № 22:70:020722:119, общей площадью 280,2 м2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № 22:70:021506:1195, общей площадью 600,0 м2, по адресу: <...>, сроком на 5 лет с 27 января 2020 года по 26 января 2025 года, а Арендатор обязуется выплатить арендную плату в размере и сроки, установленные в разделе 2 настоящего договора, и возвратить имущество на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 1.1 договора).

Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 10.02.2020 года, номер регистрации № 22:70:020722:72-22/003/2020-2.

ООО «ЛигаСтройПлюс» обратилось в Администрацию г. Рубцовска с заявлением о реализации своего преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.

Письмом от 26.06.2023 года № 3319 Администрация г. Рубцовска АК отказала ООО «ЛигаСтройПлюс» в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в связи с тем, что Рубцовским городским Советом депутатов Алтайского края не принято решение «Об утверждении условий приватизации арендуемой производственной базы, состоящей из 2-ух нежилых зданий, расположенных на 2-ух земельных участках по адресу: <...>».

Не согласившись с решением, оформленным письмом № 3319 от 26.06.2023 года, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, как несоответствующего Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полагая, что действия Администрации г. Рубцовска АК, выразившиеся в нарушении тридцатидневного срока при оформлении отказа являются незаконными, 19.07.2023 года ООО «ЛигаСтройПлюс» обратилось в арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением о признании данного решения, а также действия администрации незаконными. Заявление было подано через систему «Мой арбитр» и зарегистрировано канцелярией суда 19.07.2023 года.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Предметом доказывания в настоящем деле является противоправность оспариваемого акта и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть, Заявитель обязан указать, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемое решение; какие принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности он считает нарушенными, какие обязанности незаконно возложены на заявителя; какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности созданы оспариваемым актом.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, на основании статей 189, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать: наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта; наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта; соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности движимого и недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации такого имущества , регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года « 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Материалами дела установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

- арендуемое недвижимое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, и на день подачи заявления оно находится в их временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение двух лет и более в соответствии с договором или договорами аренде такого имущества. за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ);

- отсутствует задолженность по арендной плате за движимое и недвижимое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли - продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ);

- сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли - продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 5 статьи 3 Федерального закона № 159 - ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении недвижимого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1)обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли - продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ).

Заявитель, пользуясь установленными Федеральным законом № 159-ФЗ преимуществами по приобретению в собственность арендуемых объектов муниципальной собственности, обратился в уполномоченный орган муниципального образования – администрации города Рубцовска Алтайского края с заявлением о реализации преимущественного права.

Как уже было указано, обязательным условием для выкупа арендатором государственного или муниципального имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 159-ФЗ, является владение и (или) пользование арендатором данным имуществом на законных основаниях (договор или договоры аренды) непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу указанного Федерального закона (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ).

В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.11.2009 года № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендованного имущества, определен в Федеральном законе от 22.07.2008 года № 159-ФЗ исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать каких - либо иных ограничений либо дополнительных условий реализации права на приобретение недвижимости.

Согласно доводам заявителя, не опровергнутым заинтересованным лицом, заявитель использует спорные помещения на праве аренды. В письменном виде в материалы дела представлены договор аренды производственной базы с земельным участком № 8-2020-АИ от 27.01.2020 года, согласно которому Администрация передала в аренду заявителю спорные нежилые помещения.

Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 10.02.2020 года, номер регистрации № 22:70:020722:72-22/003/2020-2.

Из материалов дела следует, что полученное в аренду заявителем имущество Арендодателю не возвращалось, документов, подтверждающих указанное, в материалы дела не представлено. Иного не следует из материалов дела.

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами спора доказательства, суд установил, что представленные на рассмотрение суда договор аренды производственной базы с земельным участком № 8-2020-АИ от 27.01.2020 года подтверждает сложившиеся между сторонами спора длительные арендные отношения с непрерывным использованием объекта аренды Обществом более 10 лет на дату его обращения с заявлением о выкупе арендуемого имущества. Стороны договора аренды не заявляли отказ от договора, арендатор продолжал пользоваться имуществом в отсутствие возражений арендодателя, названный договор действовал на дату обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Согласно письменного отзыва на заявление администрации города Рубцовска Алтайского края от 07.08.2023 года, ООО «ЛигаСтройПлюс» соответствовало требованиям статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ и имело преимущественное право па приобретение арендуемого недвижимого имущества, поскольку имущество находится во временном пользовании по договору аренды от 27.01.2020 года № 8-2020-АИ. Кроме того, имущество не включено в Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые виды деятельности. Также у заявителя отсутствовала задолженность по арендной плате за недвижимое имущество по день подачи субъектом малого пли среднего предпринимательства заявления.

18.04.2023 года в Администрацию города Рубцовска Алтайского края от арендатора имущества муниципального образования город Рубцовск Алтайского края - общества с ограниченной ответственностью «ЛигаСтройПлюс» поступило заявление от 18.04.2023 года № 266/ВИ/2561) о предоставлении в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» преимущественного права выкупа арендуемой производственной базы, состоящей из 2-ух нежилых зданий, расположенных на 2-ух земельных участках по адресу: Российская Федерация, Алтайский крап, <...>. 185а, 185в.

18.04.2023 года в общественный Совет по развитию Предпринимательства при Администрации города Рубцовска и Совете депутатов направлено уведомление о включении в повестку дня очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края в мае 2023 года вопроса «О внесении изменении в решение Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 17.11.2022 года № 54 «Об утверждении Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности на 2023 - 2025 годы» о поступившем заявлении от 18.04.2023 года о намерении арендатора ООО «ЛигаСтройПлюс» приобретения арендуемого недвижимого о имущества по преимущественному праву выкупа (в соответствии со статьей 2 Федеральною закона № 159-ФЗ решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации муниципального имущества может быть принято органом местного самоуправления не ранее чем через 30 дней после направления уведомления координационным или совещательным органам).

28.04.2023 года в городской Совет депутатов направлен проект решения о рассмотрении на сессии в мае 2023 года вопроса «О внесении изменений в решение Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 17.11.2022 года № 54 «Об утверждении Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности на 2023 - 2025 годы» с целью включения арендуемого ООО «ЛигаСтройПлюс» недвижимого имущества в Прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности. Решением городского Совет депутатов от 25.05.2023 года № 137 «О внесении изменении в решение Рубцовского городского Совет депутатов Алтайского края от 17.11.2022 года № 54 «Об утверждении Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности на 2023 - 2025 годы» арендуемое недвижимое имущество включено в Прогнозный план приватизации.

К указанному заявлению был приложен пакет документов, необходимый при подаче проекта в городской Совет депутатов в соответствии со статьей 15 Регламента Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края, принятого решением от 17.08.2017 года № 893 «О принятии Регламента Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края». К проекту решения была приложена, в том числе, пояснительная записка, из которой следует, что ООО «ЛигаСтройПлюс» соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и имеет преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества. Также, к проекту решения приложена копия отчета об оценке Объекта оценки, в соответствии с которым рыночная стоимость недвижимого имущества определена в размере 2 000 000 рублей 00 копеек. В том числе 2-х нежилых зданий – 1 468 000 рублей 00 копеек, 2-х земельных участков - 532 000 рублей 00 копеек.

В соответствии с действующим на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, принятым решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.05.2021 года № 631, представительный орган - Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края, в числе прочих полномочий, определяет порядок и условия приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно положениям статьи 22 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, статьи 1 Регламента городского Совета депутатов Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края является представительным органом муниципального образования, состоит из 28 депутатов.

Статьей 2 Регламента городского Совета депутатов установлены принципы его деятельности, в числе которых принцип коллективного, свободного, делового обсуждения всех вопросов ведения городского Совета депутатов. Такое обсуждение вопросов может осуществляться на заседаниях комитетов городского Совета депутатов, иных рабочих органов, а также на заседаниях фракций, созданных в составе городского Совета депутатов.

Порядок принятия решений Рубцовским городским Советом депутатов Алтайского края урегулирован статьей 8 Регламента городского Совета депутатов, в соответствии с которой после доклада по проекту сначала проводится голосование за основу проекта решения, затем за предложенные изменения и дополнения в случае их поступления, и, наконец, решение принимается в целом с учетом предложенных изменений. Решения принимаются большинством от установленной численности депутатов городского Совета депутатов.

В ходе рассмотрения проекта решения об утверждении условий приватизации на сессии 15 июня 2023 года предложенные условия приватизации не были приняты депутатами городского Совета.

Материалами дела установлено, что ООО «ЛигаСтройПлюс» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и отвечает всем условиям, перечисленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не принятие Рубцовским городским Советом депутатов Алтайского края решения по включению арендуемого Обществом недвижимого имущества, не является основанием для отказа в реализации Обществом преимущественного права выкупа.

С учетом изложенного, оснований для отказа Администрацией города Рубцовска Алтайского края и Рубцовским городским советом депутатов Алтайского края оспариваемым решением № 3319 от 26.06.2023 года в реализации Обществом преимущественного права не имелось. Оспариваемое решение заинтересованного лица противоречит Федеральному закону № 159-ФЗ и нарушают право ООО «ЛигаСтройПлюс» на осуществление предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного, суд полагает, что Администрация города Рубцовска Алтайского края неправомерно вынесло решение, оформленное письмом № 3319 от 26.06.2023 года, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества.

Как указывалось выше, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив указанные доказательства, суд соглашается с доводами заявителя о том, что оспариваемое решение Администрации города Рубцовска Алтайского края№ 3319 от 26.06.2023 года, а также действия, администрации, выразившиеся в нарушении тридцатидневного срока при оформлении отказа, оформленного письмом № 3319 от 26.06.2023 года, не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем, подлежат признанию незаконными.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Иные доводы, реплики и суждения представителей лиц, участвующих в деле, также были предметом рассмотрения, однако признаны судом не имеющими существенного значения для правильного разрешения спора.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 4 и пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда по данной категории дела указывается обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Арбитражный суд, принимая решение о признании решения, действия незаконными, обязывает заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом мера, направленная на восстановление нарушенного права, формулируется исключительно арбитражным судом, суд сам вправе определить меру, направленную на восстановление нарушенного права и указать ее в резолютивной части судебного акта в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что признав решение налогового органа недействительным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах суд обязывает администрацию города Рубцовска Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛигаСтройПлюс», посредством принятия решения об условиях приватизации производственной базы, состоящей из двух нежилых зданий, расположенных на двух земельных участках по адресу: <...>, в месячный срок с момента вступления итогового судебного акта в законную силу, а также путем направления заявителю проекта договора купли - продажи, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 1 статьи 112 АПК РФ).

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при обращении за защитой нарушенного права в судебном порядке уплачивается государственная пошлина.

При подаче рассматриваемого заявления заявитель, согласно платежному поручению № 218 от 18.07.2022 года, уплатил государственную пошлину в размере 3 000 рублей 00 копеек.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 3 000 рублей 00 копеек, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь 110, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Алтайского края

РЕШИЛ:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «ЛигаСтройПлюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным решение, оформленное письмом № 3319 от 26.06.2023 года, об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, как несоответствующее Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Признать незаконными действия, выразившиеся в нарушении тридцатидневного срока при оформлении отказа, оформленного письмом № 3319 от 26.06.2023 года, как несоответствующие Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать администрацию города Рубцовска Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, посредством принятия решения об условиях приватизации производственной базы, состоящей из двух нежилых зданий, расположенных на двух земельных участках по адресу: <...>, в месячный срок с момента вступления итогового судебного акта в законную силу, а также путем направления заявителю проекта договора купли - продажи, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Взыскать с администрации города Рубцовска Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЛигаСтройПлюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края 3 000 рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск), через арбитражный суд Алтайского края.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа (г. Тюмень), если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В. Синцова