ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11668/06 от 20.02.2007 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул

Дело № А03-11668/06-35

09.03.2007

Резолютивная часть решения объявлена 20.02.07. Полный текст решения изготовлен 09.03.07.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Кулика М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МУП МОКХ Волчихинского района Алтайского края, с.Волчиха Волчихинского района Алтайского края к ликвидационной комиссии УГПС УВД Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Волчихинского района Алтайского края о взыскании задолженности, при участии: от истца – ФИО1, конкурсный управляющий, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 09.08.05, от администрации Волчихинского района – ФИО3 по доверенности от 15.01.07, от Комитета администрации по финансам, налоговой и кредитной политике – ФИО4, паспорт <...> от 29.08.02 ОВД Волчихинского района,

У С Т А Н О В И Л:

МУП МОКХ Волчихинского района Алтайского края обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ГУ «Пожарно-спасательный отряд Государственной противопожарной службы по охране Волчихинского района Алтайского края о взыскании задолженности в сумме 49¢859.23 руб. за оказанные услуги по теплоснабжению.

Впоследствии ответчик по ходатайству истца заменен на Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, г.Барнаул.

В дальнейшем по ходатайству истца суд ещё раз заменил ответчика - Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае на ответчиков: ликвидационную комиссию Государственной противопожарной службы УВД Алтайского края и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Волчихинского района Алтайского края.

Исковые требования, с учетом уточнений в судебном заседании 25.01.07, обоснованы тем, что истец оказывал ответчику услуги по отоплению в 2002-2003 годах. Ответчик периодически рассчитывался за оказанные ему услуги. Ответчиком до настоящего времени сумма в размере 99¢608,67 руб. не оплачена. В качестве правового обоснования истец ссылается на ст.ст.309,310,314,539,548 Гражданского кодекса РФ.

В ходе судебного заседания конкурсный управляющий отказался от исковых требований к ликвидационной комиссии УГПС УВД АК, просил взыскать 99¢631.32 руб. с Комитета по финансам администрации Волчихинского района Алтайского края. Частичный отказ от исковых требований принят судом. Конкурсный управляющий также пояснил, что исковая давность прерывалась в связи с подписанием акта сверки и частичной оплатой задолженности.

Представитель Комитета по финансам пояснил, что обязательства по финансированию Пожарно-спасательного отряда из местного бюджета исполнены в полном объеме. Оказание услуг по отоплению не оспаривалось.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. Истец отказался от исковых требований к ликвидационной комиссии Управления государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Алтайского края. При таких обстоятельствах суд прекращает производство по требованиям к ликвидационной комиссии Управления государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Алтайского края.

В остальной части исковых требований, а именно в части требований к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Волчихинского района Алтайского края суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; 5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) вследствие причинения вреда другому лицу; 7) вследствие неосновательного обогащения; 8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; 9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В судебном заседании установлено, что исковые требования основываются на оказании истцом услуг по теплоснабжению. Потребителем услуг выступал Отряд государственной противопожарной службы Волчихинского района, являвшийся структурным подразделением Управления УГПС УВД Алтайского края. Отряд не являлся юридическим лицом (л.д. 35 – Положение об отряде, пожарной части УГПС по охране населенных пунктов).

При таких обстоятельствах конкурсному управляющему следовало обосновать в связи с чем у ответчика - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Волчихинского района - возникла гражданско-правовая обязанность оплачивать расходы истца в связи с оказанием услуг в пользу третьего юридического лица – Управления ГПС УВД Алтайского края.

Таких доказательств суду предоставлено не было.

Несостоятельна ссылка истца на то обстоятельство, что обязанность ответчика финансировать Отряд государственной противопожарной службы Волчихинского района установлена Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». В данном нормативном акте содержатся лишь общие нормы, предусматривающие возможность финансирования органов и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности из местного бюджета. Обязанность органов местного самоуправления оплачивать все расходы на обеспечение пожарной безопасности в законе не закреплена.

Более того, в ч.2 ст.10 названного Закона установлено правило, что подразделения Государственной противопожарной службы, созданные органами государственной власти субъектов РФ, финансируются субъектами РФ.

Отряд государственной противопожарной службы Волчихинского района, являлся структурным подразделением Управления УГПС УВД Алтайского края, органы местного самоуправления в его создании участия не принимали.

Согласно п.1.8. Положения об отряде, пожарной части УГПС по охране населенных пунктов, утвержденного приказом начальника УГПС УВД Алтайского края от 05.07.1994 №149, финансирование отряда осуществляется, в том числе, за счет средств республиканского, краевого бюджетов; средств предприятий, за счет местных налогов, за счет отчислений страховых организаций, за счет взносов, пожертвований и других источников.

Доводы представителя ответчика о том, что финансирование Отряда государственной противопожарной службы Волчихинского района осуществлялось из бюджета муниципального образования «Волчихинский район» лишь в размере, установленном в ежегодном бюджете, и что обязательства муниципального образования исполнены в полном объеме, истцом не опровергнуты.

Таким образом, местный бюджет являлся не единственным источником финансирования Отряда государственной противопожарной службы Волчихинского района. В судебном заседании не установлено фактов неисполнения муниципальным образованием закрепленных в местном бюджете обязательств по финансированию Отряда государственной противопожарной службы Волчихинского района.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат отклонению за недоказанностью.

Отказывая в иске, суд также признает обоснованными доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности, возникшей до 29.08.2003. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Суд также учитывает то обстоятельство, что задолженность сформировалась за период с 2001 по 2005 г.г., однако истцом не представлены суду первичные документы, подтверждающие обоснованность суммы долга за 2001 год - 52¢913.08 руб. (л.д. 7 – акт сверки взаимных расчетов).

Руководствуясь ст.ст. 8, 195-208, 309 Гражданского кодекса РФ, п.4 ч.1 ст.150, ст.ст. 165, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Прекратить производство по требованиям Муниципального унитарного предприятия многоотраслевого объединения коммунального хозяйства Волчихинского района, с.Волчиха Волчихинского района Алтайского края к ликвидационной комиссии Управления государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Алтайского края, г.Барнаул.

В удовлетворении Муниципального унитарного предприятия многоотраслевого объединения коммунального хозяйства Волчихинского района, с.Волчиха Волчихинского района Алтайского края к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Волчихинского района Алтайского края, с.Волчиха отказать.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия многоотраслевого объединения коммунального хозяйства Волчихинского района, с.Волчиха Волчихинского района Алтайского края в доход Федерального бюджета РФ 3¢488.93 руб. госпошлины за рассмотрение дела арбитражным судом.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течении месяца с даты изготовления полного текста решения.

Судья М.А.Кулик