ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-12066/2021 от 13.10.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ


656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                           Дело № А03-12066/2021

18 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2021 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

И.о. прокурора города Рубцовска Алтайского края юриста 1 класса ФИО1, г. Рубцовск Алтайского края

к обществу с ограниченной ответственностью «Юг» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43                  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО2, служебное удостоверение ТО № 257299 от 06.12.2018,

от лица, привлекаемого к ответственности – не явился, извещен надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л :

И.о. прокурора города Рубцовска Алтайского края юрист 1 класса ФИО1 (далее – заявитель, Прокуратура) к обществу с ограниченной ответственностью «Юг» (далее – лицо, привлекаемое к ответственности, Общество, ООО «Юг») о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что Обществом ненадлежащим образом осуществляется содержание металлической горки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома № 142 по улице Осипенко в городе Рубцовске Алтайского края, что создает травмоопасную ситуацию для детей.

Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении о привлечении к административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к ответственности, письменный отзыв на заявление в материалы дела не представило.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Судебное заседание, с учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со ст. 156 АПК РФ проводится в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, ответил на вопросы суда.

Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Юг» зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе – Межрайонное инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю 12.02.2014 за основным государственным регистрационным номером <***>.

Прокуратурой г. Рубцовска на основании решения от 12.07.2021 № 201 о проведении проверки по обращению депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания ФИО3 в интересах ФИО4 проведена проверка выявления и пресечения нарушений законодательства в жилищно – коммунальной сфере при содержании придомой территории при эксплуатации металлической горки, расположенной на придомовой территории многоквартирного жилого дома № 142 по улице Осипенко в городе Рубцовске Алтайского края.

В рамках проверки с выходом на место 16.07.2021 прокуратурой города Рубцовска установлено, что на придомовой территории многоквартирного дома № 142 по улице Осипенко в городе Рубцовске Алтайского края между 3 и 4 подъездами установлена цельнометаллическая горка, которая входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, управление которым с 01.07.2015 осуществляет управляющая организация ООО «Юг».

Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 26.03.2016 № 1 оформлено решение собственников о месте установки металлической горки во дворе многоквартирного дома, возложении на ООО «Юг» обязанности по ее содержанию и обслуживанию с установлением для собственников платы в размере 0,50 рублей с 1 кв. м помещения с 01.05.2016.

Протоколом общего собрания собственников помещении многоквартирного дома от 26.04.2016 № 2 оформлено решение собственников о внесении изменений в протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 26.03.2016 № 1 в части платы за содержание горки, а также места размещения металлической горки на придомовой территории.

В ходе проверки установлено нарушение положений части 1 статьи 36, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества, Правила № 491).

Указанные нарушения зафиксированы в акте о проверке соблюдения Федерального законодательства от 16.07.2021.

02.08.2021 на основании выявленных нарушений заявителем в отношении ООО «Юг» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В силу статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным заявителем, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Пунктом 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.

Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

Субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является не только изготовитель и продавец, но и исполнитель. Согласно диспозиции данной статьи нарушение может выражаться и в эксплуатации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех, услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых. должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ООО «Юг» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома № 142 по улице Осипенко в городе Рубцовске Алтайского края.

В соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605, придомовая, территория: участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и тому подобное.

Таким образом, содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. При этом все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими компаниями независимо оттого, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации детских игровых площадок и отдельных видов игрового оборудования регламентированы Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52301-2013), Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52169-2012), Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52299-2013) и иными техническими регламентами.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонстрируется и удаляется с игровой площадки (п. 7.7). Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п. 4.3).

Согласно пункту 5.8 ГОСТ Р 52169-2012 конструкция поверхности горки должна исключать возможность застреваний тела, частей тела и одежды ребенка.

Детское игровое оборудование должно регулярно обслуживаться и ремонтироваться. Мероприятия по обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировку их уровня; обслуживание пространства зон безопасности. Ремонтные работы включают: замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования; замену структурных элементов оборудования (п. 7.8, 7.9 ГОСТ Р 52301-2013).

В соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер (а) телефона (ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования.

В соответствии с п. 5.10.1 ГОСТ Р 52168-2012 ударопоглощающее покрытие оборудуют по всей зоне приземления горки. Общие требования к зоне приземления установлены разделом 4.3.26 ГОСТ Р 52169-2012.

Данные требования Обществом были нарушены, что подтверждается следующим.

Материалами дела установлено, что в нарушение пункта 5.8 ГОСТ Р 52169-2012  при визуальном обследовании металлической горки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома, установлено, что конструкция поверхности горки имеет перила по всей длине, которые не исключают возможность застреваний тела, частей тела и одежды ребенка, имеется опасное при ее эксплуатации расстояние между перилами.

В нарушение положений части 1 статьи 36, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ООО «Юг» ненадлежащим образом исполняются обязанности по содержанию расположенных на придомовой территории многоквартирного дома объектов озеленения и благоустройства, а также иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников многоквартирного дома. На всей территории, прилегающей к многоквартирному дому, в том числе около металлической горки, имеется нескошенная трава, местами высотой выше 10 см, сухие ветки деревьев, что не исключает риск детского травматизма при эксплуатации горки.

В нарушение требований п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 информационные таблички или доски на вышеуказанную горку отсутствуют.

В нарушение норм п. 5.10.1, ГОСТ Р 52168-2012, разделом 4.3.26 ГОСТ Р 52169-2012 в зоне приземления металлической детской горки не оборудовано место приземления, имеется выступ после конца участка скольжения над уровнем земли.

Указанные нарушения требований законодательства являются недопустимыми, и требуют принятия безотлагательных и исчерпывающих мер по их устранению и недопущению впредь, разработке комплекса конкретных мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности несовершеннолетних при эксплуатации металлической горки вплоть до ее демонтажа с целью исключения угрозы детского травматизма.

Таким образом, управляющей организацией ООО «Юг» ненадлежащим образом осуществляется содержание металлической горки, расположенной на придомовой территории многвартирного дома, что создает травмоопасную ситуацию для детей.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов, согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О техническом регулировании»                           № 184-ФЗ от 27.12.2002.

Факт совершения указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела и иными представленными в материалы дела доказательствами, и по существу не оспаривается лицом, привлекаемым к ответственности.

Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что ООО «Юг» приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличия в действиях Общества состава административного правонарушения.

Данные действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений со стороны административного органа при осуществлении процедуры производства по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Существенных процессуальных нарушений закона при составлении постановления, судом не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен и соответствует нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности для привлечения к административной ответственности, установленной статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность, также судом не установлено. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения в указанном случае судом не усматривается.

Санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание характер и обстоятельства правонарушения, учитывая совершение правонарушения впервые (иное не следует из материалов дела), а также то, что ООО «Юг» является субъектом малого предпринимательства, согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, суд полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Доказательств того, что выявленные в ходе проверки нарушения напрямую могут привести к возникновению угрозы причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, административным органом не представлено, в ходе проверки таких обстоятельств не установлено.

Указанный вид административного наказания, по мнению суда, обеспечит достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявление и.о. прокурора города Рубцовска Алтайского края юриста 1 класса ФИО1, г. Рубцовск Алтайского края удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Юг» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Рубцовск Алтайского края к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Арбитражного

суда Алтайского края                                                           В.В. Синцова