АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 61-92-78, факс 61-92-93
http://altai-krai.arbitr.ru е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Барнаул Дело № А03 – 13063/2010
25 января 2011г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Раисана», г.Барнаул, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Алтайскому краю, г.Славгород, о признании незаконным бездействия,
при ведении протокола судебного заседания судьей Старцевой М.В. с использованием средств аудиозаписи,
с участием представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, паспорт 01 06 №964431,
от заинтересованного лица – не явился,
от третьих лиц – ФИО2, доверенность от 13.09.2010 №АН-8599,
нотариус ФИО3
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Раисана» (далее – ООО, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Алтайскому краю, налоговая инспекция), выразившегося в неполучении свидетельства о праве государства на наследство на долю умершего ФИО4 в ООО «Раисана» и обязании получить указанное свидетельство.
Заявленные требования мотивированы тем, что 27.05.2005 умер участник
ООО "Райсана" ФИО4, доля которого в уставном капитале Общества составляет
66,7 %, не оставив после себя наследников. В этой связи эта доля в силу
ст. 1151 ГК РФ является выморочным имуществом, которое переходит в собственность Российской Федерации. Общество обратилось в Межрегиональную ИФНС № 9 по Алтайскому краю с заявлением о получении свидетельства о праве государства на наследство, которое осталось без исполнения. Данное бездействие нарушает права Общества, поскольку не позволяет оставшемуся участнику привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством, исключить из состава участников умершего участника, переизбрать директора и т.д.
Налоговая инспекция представила отзыв на заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных требованиях отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 (в редакции от 30.04.2009), обязанность принимать выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность государства возложена, на Агентство. Поэтому финансовые и налоговые органы не имеют полномочий на получение свидетельства о праве на наследство выморочного имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, которое в отзыве указало, что функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340 закреплена за налоговыми органами. При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 №683 и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 №185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». В пункте 5 указанной Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом свидетельство о праве государства на наследство, в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев) в установленном порядке получают налоговые органы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен нотариус нотариального округа Калундинского района ФИО3, которая в отзыве за заявление указала, что согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учет выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований определяется законом. Соответствующий Федеральный закон до настоящего времени не принят. Положение "О Федеральной налоговой службе", а также Налоговый кодекс РФ не наделяют налоговые органы полномочиями, предусмотренными ст. 125 ГК РФ, в связи с чем Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования государству и кладов не подлежат применению, как не соответствующие ст. 125 ГК РФ. Свидетельство о праве на наследство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691 должно получать Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом
Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства налоговая инспекция извещена надлежащим образом 20.12.2010, что позволяет суду рассмотреть дело без ее участия на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании 18.01.2011 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 25.01.2011. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заслушав пояснения представителя заявителя, третьих лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела, следует, что постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от 10.01.1999 № 11 была зарегистрирована новая редакция ООО "Раисана".
Согласно учредительному договору Общества его участниками являются
ФИО1, доля которой составляет 33, 3 % уставного капитала в сумме 350 руб., и ФИО4 с долей 66, 7% уставного капитала в сумме 700 руб.
В связи со смертью ФИО4, которая подтверждается свидетельством о смерти серии <...> от 31.05.2005, выданном ОЗАГС администрацией Октябрьского района г.Барнаула, ООО "Раисана" обратилась в Межрайонную ИФНС России № 9 по Алтайскому краю о выделении сотрудника для принятия наследства – выморочного имущества доли Общества в сумме 700 руб., которая принадлежала ФИО4
03.06.2010 письмом исх. № 07-33/004464 налоговая инспекция обратилась к нотариусу Кулундинского района ФИО3 о выдаче свидетельства по праву наследования государству для принятия наследства-бесхозного(выморочного) имущества доли ООО "Раисана" в сумме 700 руб. доли уставного капитала, которая принадлежала ФИО4
Нотариус ФИО3 письмом от 23.06.2010 исх. № 137 отказала в удовлетворении заявления налоговой инспекции, указав, что согласно п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом право на получение такого свидетельства принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, а не налоговым органам.
Налоговая инспекция не уведомила Общество об обращении с заявлением к нотариусу и результаты рассмотрения заявления. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Полагая, что бездействия налоговой инспекции являются незаконными, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 1151 ГК РФ «В случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Как следует из части 3 данной статьи порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Закон о порядке наследования и учета выморочного имущества, принятие которого предусмотрено пунктом 3 статьи 1151 ГК РФ, до настоящего времени не принят.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.04 «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ (подпункт «г»).
Пунктом 5 названного Указа установлено, что федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору (подпункт «а»).
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.08 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством определены функции и полномочия органов исполнительной власти, в лице которых Российская Федерация приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Полномочия собственника федерального имущества, функции по принятию и управлению федеральным имуществом возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "Овведении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредьдо приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РоссийскойФедерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые актыРоссийской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие натерритории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотренызаконодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они непротиворечат части третьей Кодекса. Изданные до введения в действие части третьейКодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РоссийскойФедерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума ВерховногоСовета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативныеакты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные актыПрезидиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР повопросам, которые, согласно части третьей Кодекса, могут регулироваться толькофедеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 04 декабря
2008 года № ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе" подтвердила, что работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону всобственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке,установленном Положением об учете имущества от 29 июня 1984г. ИнструкциейМинфина от 19 декабря 1984 года.
Обязанность принимать меры по охране и оценке имущества, перешедшего вустановленном порядке по праву наследования к государству, возложена на налоговыеорганы в соответствии Положением о порядке учета, оценки и реализацииконфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по правунаследования к государств у, и кладов, утвержденным Постановлением Совета МинистровСССР от 29.06.1984 № 683 (далее - Положение) и Инструкцией Минфина СССР от19.12.1984 № 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйногоимущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов"(далее - Инструкция).
В настоящее время для органов налоговой службы является обязательным письмоФедеральной налоговой службы от 04 декабря 2008 № ШС-6-3/892 "О выморочномимуществе", в котором даются ответы на запросы от нижестоящих налоговых органов иорганизаций об обращении в собственность Российской Федерации выморочного имущества в виде земельных участков, акций акционерных обществ и других видовимущества, порядок работы с которым не определен вышеназванным Положением и Инструкцией МинфинаСССР от 19 декабря 1984 № 185.
В письме указано, что в настоящее время функции по принятию в установленномпорядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерацииот 05.06.2008 № 432 возложены на Федеральное агентство по управлениюгосударственным имуществом (Росимущество).
В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества,перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента РоссийскойФедерации от 31.12.1991 № 340 закреплена за налоговыми органами.
Суд приходит к выводу о том, что функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов ".
В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде акций (долей, паев)) в установленном порядке получают налоговые органы.
Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.
Указанный порядок работы с выморочным имуществом согласован с Правовым управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Кроме того, Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме «О выморочном имуществе» от 10.03.05 № 1414-15-14/277 подтвердила, что работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением об учете имущества от 29.06.84 и Инструкцией Минфина от 19.12.84.
С учетом изложенных обстоятельств доводы нотариуса ФИО3, изложенные в отзыве не соответствуют действующему законодательству.
Межрегиональная ИФНС России № 9 по Алтайскому краю не представила доказательств принятия всех мер по исполнению возложенной на нее обязанности по получению свидетельства на выморочное имущество, включая обжалование действий нотариуса в установленном законодательном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29, 110 (ч.1), 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействия Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю, выразившиеся в неполучении свидетельства о праве государства на наследство на долю умершего ФИО4 в ООО "Раисана".
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю получить указанное свидетельство в десятидневный срок со дня получения решения арбитражного суда и передать его в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае.
В месячный срок уведомить арбитражный суд об исполнении решения суда с представлением соответствующих доказательств.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю в пользу ООО "Раисана" 2000 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд г.Томска.
Судья М.В.Старцева