АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
Дело №А03-13438/2009
27 октября 2009 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Матвиенко В.И., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Новосибирск о привлечении Открытого акционерного общества «Алтай-кокс», г. Заринск Алтайского края к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей сторон:
от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
от привлекаемого лица – ФИО1 по доверенности от 26.12.2008г. № 498,
У С Т А Н О В И Л:
Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Новосибирск (далее – заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Алтай-кокс», г. Заринск Алтайского края (далее – ОАО «Алтай-Кокс», общество, привлекаемое лицо) к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения обществом действующего законодательства установлены факты осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствие лицензии на осуществление указанного вида деятельности. Ссылается на нарушение требований статьи 17 Федерального Закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». По данному факту 23.09.2009г. управлением составлен протокол № 421/09-2009/БД об административном правонарушении, предусмотренном статьей частью 2 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество в отзыве на заявление указало, что объекты завода контролируются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая выдала лицензии на эксплуатацию подконтрольных объектов и этими лицензиями охватываются все действия с опасными веществами, в том числе и железнодорожная транспортировка (включая погрузку и разгрузку) получаемых, используемых, перерабатываемых, хранимых, производимых и перевозимых и железнодорожным транспортом опасных веществ. При получении этих лицензий представлялись документы, идентичные по требованиям к документам, представляемым ля получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам. ОАО «Алтай-кокс» полагало, что имеющимися лицензиями охватывается и погрузочно-разгрузочная деятельность, ссылается на отсутствие разъяснений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на необходимость наличия такой лицензии. Просит в привлечении его к административной ответственности отказать.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, извещен надлежащим образом и времени и месте его проведения.
С согласия представителя общества и на основании статьи 123, пункта 5 статьи 156, пункта 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя.
Представитель привлекаемого лица в судебном заседании доводы отзыва поддержал, считает, что имеющиеся у него лицензии позволяют ему производить погрузочно-разгрузочную деятельность.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проверки с 09 час. 00 мин. 22 сентября 2009г. по 16 час. 00 мин. 23 сентября 2009г. на железнодорожном пути необщего пользования Открытого Акционерного Общества «Алтай-Кокс», находящегося по адресу: 659107 Алтайский край, г. Заринск, был выявлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно: согласно накладной № ЭБ 529877 от 21 сентября 2009г. на вагон 50961226, согласно накладной № ЭБ 144961 от 13 сентября 2009г. на вагон 51266922, согласно накладной № ЭБ 453866 от 19 сентября 2009г. на вагоны 57302291, 50434786 была произведена выгрузка опасного груза «Кислота серная», который по классу опасности принадлежит к 8 классу опасности (аварийная карточка № 801). Вагоны были поданы на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «Алтай-Кокс» для грузополучателя ОАО «Алтай-Кокс» (659107 Алтайский край, г. Заринск), где была произведена выгрузка опасного груза силами и средствами ОАО «Алтай-Кокс». Согласно справке ОАО «Алтай-Кокс» в 1-м полугодии 2009 года выгрузил своими силами и средствами 693 вагона с опасными грузами.
По результатам проверки составлен Акт № БД 7/27 от 23.09.2009г. (л.д. 10-11).
По выявленному факту нарушения управлением составлен протокол № 421/09-2009/БД об административном правонарушении с выводом о наличии в действиях открытого акционерного общества «Алтай-Кокс» состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и административный материал направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное органом юридическому лицу и или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 марта 2006 года № 134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» определен порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определяет опасный груз как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Серная кислота отнесена к опасным грузам 2 класса согласно Приложению 2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МПС РФ от 25.11.1996г. № ЦМ-407, МЧС РФ от 31.10.1996г. № 9/733/3-2 (карточка № 801).
Как видно из материалов дела, обществом осуществляется деятельность по выгрузке железнодорожных вагонов с опасным грузом – серной кислотой без лицензии на право осуществления подобного вида деятельности.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Как следует из диспозиции указанной статьи, объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии, а субъективная сторона – в установлении факта осуществления такой деятельности конкретным лицом.
Отсутствие на момент проверки лицензии самим обществом не оспаривается.
Начальник цеха улавливания ОАО «Алтай-кокс» ФИО2 в своем объяснении от 23.09.2009г. подтвердил, что согласно накладной № ЭБ 529877 от 21 сентября 2009г. на вагон 50961226, согласно накладной № ЭБ 144961 от 13 сентября 2009г. на вагон 51266922, согласно накладной № ЭБ 453866 от 19 сентября 2009г. на вагоны 57302291, 50434786 опасный груз «серная кислота» выгружен силами и средствами Открытого акционерного общества «Алтай-кокс» (л.д.17).
Ссылка общества о том, что для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте достаточно лицензий, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию подконтрольных объектов и этими лицензиями охватываются все действия с опасными веществами, в том числе и железнодорожная транспортировка (включая погрузку и разгрузку) получаемых, используемых, перерабатываемых, хранимых, производимых и перевозимых и железнодорожным транспортом опасных веществ, судом отклоняется как несостоятельная, поскольку Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.03.2006г. № 134 определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
При этом получение лицензии не поставлено в зависимость от того, является ли данный вид деятельности для организации основным или нет.
Кроме того, согласно пункту 3.2 Устава ОАО «Алтай-Кокс» лицензируемыми видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании лицензии.
Доводы заявителя об осуществлении обществом погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов без соответствующей лицензии основаны на фактических обстоятельствах и документально подтверждены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для вынесения постановления о возбуждении производства по дела в отношении Открытого акционерного общества «Алтай-кокс» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Поскольку событие административного правонарушения и факт совершения его ОАО «Алтйа-кокс» подтверждается материалами дела, протоколом об административном правонарушении, составленным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиям, установленными административным законом, суд находит требование о привлечении общества к административной ответственности обоснованным.
При определении меры наказания суд учитывает факт совершения правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем, находит возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Открытое акционерное общество «Алтай-кокс», г. Заринск Алтайского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Банк плательщика: ГРКЦ ГУ банка России по Новосибирской области г. Новосибирска
Банк получателя: УФК по Новосибирской области (Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН <***>
КПП 540701001
БИК 045004001
Счет получателя 40101810900000010001
Код бюджетной классификации 10611690040040000140
ОКАТО 50401000000
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья В.И.Матвиенко