ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-13902/18 от 12.03.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  АЛТАЙСКОГО   КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                             Дело № А03-13902/2018

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2019 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Вершининым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, о признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.03.2018 № 22/999/001/2018-43030, решения об отказе в государственной регистрации от 18.06.2018 № 22/999/001/2018-43030, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности городского округа города Барнаула на земельный участок с кадастровым номером 22:63:050515:8, местоположение: <...>,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Администрации города Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 (удостоверение, доверенность № ДИ48/01-13/2 от 26.12.2018),

от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение, доверенность № Д-0212 от 24.12.2018),

от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул (далее по тексту – заявитель, Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – заинтересованное лицо, Управление) о  признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.03.2018 № 22/999/001/2018-43030, решения об отказе в государственной регистрации от 18.06.2018 № 22/999/001/2018-43030, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности городского округа города Барнаула на земельный участок с кадастровым номером 22:63:050515:8, местоположение: <...>,

В обоснование заявленных требований Комитет указал, что оспариваемое решение не соответствует требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ и нарушают его права и законные интересы.

По мнению заявителя, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, так как заявителем представлен необходимый пакет документов.

В отзыве Управление возражало против удовлетворения заявленных требований, полагая, что на регистрацию не представлены документы-основания, следовательно, для государственной регистрации отсутствовали основания.

К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Администрации города Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула.

Третье лицо Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула отзыв на заявление, считает, что требования подлежат удовлетворению, поскольку в ином порядке заявитель не имеет возможности осуществить государственную регистрацию права.

Заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования уточнены.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала уточненные требования, указав, что на требовании о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.03.2018 № 22/999/001/2018-43030 не настаивает.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований. Указал на пропуск срока обращения в суд с заявлением об оспаривании уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.03.2018 № 22/999/001/2018-43030.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц.

Выслушав лиц. участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

06.03.2018 в Управление поступило заявление от Комитета, в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности от 22.02.2018 № ДИ 17/01-13/4, об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:63:050515:8, расположенного по адресу: <...>.

15.03.2018 государственная регистрация права по заявлению вх. № 22/999/001/2018-43030 приостановлена на основании п. 5 4.1 ст. 26, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», т.к. не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

18.06.2018 Комитету отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного с кадастровым номером 22:63:050515:8, местоположение: <...> на основании ст.27 закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин приостановления, указанных в решении о приостановлении.

Не согласившись с решением о приостановлении и отказе в государственной регистрации, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные статье 125 Гражданского кодекса РФ, а именно: от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.2. ст. 125 ГК РФ).

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет), действуя на основании решения Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 №33 «Об утверждении Положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула» организует работы, осуществляет подготовку и подачу документов, заявлений по проведению государственного кадастрового учета земельных участков, государственного кадастрового учета изменений земельных участков, государственного кадастрового учета частей земельных участков и снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, подлежащих отнесению к муниципальной собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации прав на такие земельные участки.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Статьей 11 Гражданского кодекса закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, причем данная статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества с 01.01.2017 регламентирован Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(п. 7.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 247-ФЗ)

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Отказывая в государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:63:050515:8, расположенного по адресу: <...>, ссылкой на положения Закона № 218-ФЗ Управление указало, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом в качестве правоустанавливающего документа представлено Постановление "Об изъятии земельного участка и жилых помещений многоквартирного жилого дома по ул. Водников, 10", что противоречит ст. 60 Закона о недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст.18 Закона о недвижимости к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 60 Закона N 218-ФЗ основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 60 Закона N 218-ФЗ одновременно с документом, указанным в части 1 данной статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.

Частью 3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для государственной регистрации перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

Процедура изъятия жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлена ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3.4, 3.5, 3.7 и 3.8 решения Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 №720 «Об утверждении Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу» решение об изъятии земельного участка под домом и жилых помещений у собственников в этом доме принимается администрацией города Барнаула в форме постановления и подлежит государственной регистрации в органе регистрации прав.

Комитет ЖКХ города Барнаула в течение трех месяцев с момента окончания срока, установленного для сноса дома, готовит проект постановления администрации города об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд и изъятии жилых помещений в таком доме.

За изымаемое жилое помещение собственнику жилого помещения выплачивается возмещение в денежной форме. Размер возмещения определяется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения, которое заключается от имени муниципального образования - города Барнаула комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения, которое заключается от имени города Барнаула комитетом ЖКХ. Соглашение включает в себя обязательство города Барнаула выплатить возмещение за изымаемое жилое помещение, размер и порядок выплаты возмещения, порядок освобождения жилого помещения, подлежащего изъятию, и другие условия обязательства. Соглашение об изъятии жилого помещения заключается в письменной форме между собственником жилого помещения и комитетом ЖКХ.


На основании статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Положениями статей 36 - 38 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок).

Жилой дом по ул.Водников,10, постановлением администрации города от 29.08.2014 №1854 признан аварийным и подлежащим сносу, а земельный участок подлежащий изъятию для муниципальных нужд, все жильцы жилых помещений в многоквартирном доме переселены и помещения зарегистрированы в собственность городского округа города Барнаула.

На основании соглашений о предоставлении жилого помещения осуществлена государственная регистрация прав на изымаемые помещения.

На соглашениях имеется регистрационный штамп.

Указанные документы представлены Комитетом ЖКХ администрации города при регистрации прав на изымаемые помещения.

Стоимость земельного участка, как общего имущества, учтена в стоимости жилых помещений, в связи с чем его стоимость не может устанавливаться дополнительно и выплачена собственникам изымаемых помещений.


Таким образом, у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула отсутствуют правовые основания для заключения соглашения о выкупе изъятого земельного участка под аварийным и подлежащим сносу многоквартирным домом и предоставления возмещения за изымаемый земельный участок.

Довод Управления о том, что Управлением рекомендовано Комитету обратится в суд за признанием права собственности на спорный земельный участок в соответствии со ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации, судом не принимается во внимание, поскольку право собственности на участок не оспаривается.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании действий (бездействия) незаконными может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

  Заявителем не представлен отказ от требования об оспаривании уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.03.2018 № 22/999/001/2018-43030 в установленном законом порядке (ст.49 АПК РФ). Суд, полагает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.03.2018 № 22/999/001/2018-43030, поскольку заявление подано 10.08.2018, то есть по истечению трехмесячного срока на обращение в суд, поэтому отказывает в удовлетворении заявления в указанной части.

  Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что требования заявителя подтверждены материалами дела, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, так как ограничивает возможность распоряжения земельным участком.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве способа восстановления нарушенного права Управление обязано осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности городского округа города Барнаула на земельный участок с кадастровым номером 22:63:050515:8, местоположение: <...>.

Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ лица, участвующие в деле, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от  18.06.2018 № 22/999/001/2018-43030 об отказе в государственной регистрации права собственности городского округа города Барнаула на земельный участок с кадастровым номером 22:63:050515:8, местоположение: <...>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в течение десяти дней по вступлении настоящего решения в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности городского округа города Барнаула на земельный участок с кадастровым номером 22:63:050515:8, местоположение: <...>.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                         Л.Г.Куличкова