АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
г. Барнаул
02 марта 2022 года Дело № А03-14321/2021
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мозговым Е.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном онлайн - заседании дело по заявлению
государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю(ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края
к муниципальному унитарному предприятию Благовещенского района «Райтоп» (ИНН <***>, ОГРН <***>), р.п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края
о взыскании штрафных санкций за непредставление страхователем в установленные срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по форме «СЗВ-М» (дополняющая) за март – май, июль, сентябрь – декабрь 2019 года в общем размере 9 000 рублей 00 копеек,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 01.10.2021, служебное удостоверение (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва),
от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 22.09.2021, паспорт, диплом,
У С Т А Н О В И Л :
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию Благовещенского района «Райтоп» (далее – заинтересованное лицо, страхователь, Предприятие, МУП Благовещенского района «Райтоп»») о взыскании штрафных санкций за непредставление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 9 000 рублей 00 копеек.
Определением от 29.10.2021 заявление принято к производству Арбитражного суда Алтайского края, назначено предварительное судебное заседание.
26.10.2021 от Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в Арбитражный суд поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве заявителя – государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) на правопреемника государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного фонда.
Определением от 14.12.2021 произведена процессуальная замена заявителя - государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>), р.п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края на правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) по делу № А03-14321/2021.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) заинтересованным лицом представлены с нарушением срока сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М (дополняющая) за март – май, июль, сентябрь – декабрь 2019 года.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на заявление, в котором не согласно с заявленными требованиями, вину не признает. Пояснило, что в ответ на отправленное заявителем уведомление об устранении и ошибок (замечаний), несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда со списком расхождений, представленных страхователем по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за 2019 год, которое было получено Предприятием 13.02.2020 года, МУП Благовещенского района «Райтоп» в установленный законом 5-тидневный срок, предоставил Пенсионному фонду сведения по застрахованным лицам по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» март – май, июль, сентябрь – декабрь 2019 года. МУП Благовещенского района «Райтоп» производил свои действия по устранению замечаний добросовестно и разумно, не нарушая установленный законом срок. Полагает, что основания для привлечения МУП Благовещенского района «Райтоп» к ответственности отсутствуют.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле изложена в заявлении о взыскании финансовой санкции с учетом уточнений, дополнений к заявлению, отзыве на заявление, а также в отзыве на дополнение к заявлению, представленных в материалы дела.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, ответил на вопросы суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.02.2022 судом объявлялся перерыв до 22.02.2022, после которого дело продолжено слушанием.
Судебное заседание, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со статьей 156 АПК РФ проводится в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, ответил на вопросы суда.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Муниципальное унитарное предприятие Благовещенского района «Райтоп» в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», является страхователем и обязано представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Как следует из материалов дела, 06.02.2020 МУП Благовещенского района «Райтоп» в Пенсионный фонд предоставлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом сведений «исходная» за отчетный период 2019 год, по результатам сверки отчетности СЗВ — СТАЖ и СЗВ-М были выявлены расхождения. Отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год не принят из - за наличия ошибок, содержащихся в документе.
07.02.2020 Пенсионным фондом страхователю было направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний) от 06.02.2020 по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС). Данных о получении страхователем уведомления Управлением не были получены.
13.02.2020 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний), несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющихся у Пенсионного фонда. Уведомление страхователем получено 15.06.2021 в 14 часов 45 минут, о чем свидетельствует скриншот с программы АРМ Приема ПФР.
14.02.2020 МУП Благовещенского района «Райтоп» предоставлены сведения по форме СЗВ- СТАЖ с типом сведений «исходная» за 2019 год, по результатам сверки отчетности СЗВ — СТАЖ и СЗВ-М также были выявлены расхождения. Отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом сведений «исходная» за 2019 год не принят из - за ошибок, содержащихся в документе.
В результате проведенной сверки представленной в Пенсионный фонд ежегодной отчетности по форме СЗВ — СТАЖ за 2019 год и ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М за все периоды 2019 года, 17.02.2020 года по ТКС страхователю направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний) от 14.02.2020. Данных о получении страхователем уведомления у Пенсионного фонда нет.
20.02.2020 страхователем в Пенсионный фонд представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ с типом сведений «исходная» за 2019 год. Отчетность Пенсионным фондом не принята, поскольку страхователь должен был сдать сведения по форме C3B-KOPPс типом «корректирующая». 21.02.2020 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний) от 20.02.2020. Данные о получении страхователем уведомления у Пенсионного фонда отсутствуют.
21.02.2020 в Пенсионный фонд МУП Благовещенского района «Райтоп» представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год. Отчет по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год не принят, так как страхователь должен был сдать сведения по форме C3B-KOPPс типом «корректирующая». 25.02.2020 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний) от 21.02.2020. Данных о получении страхователем уведомления заявителем не представлено.
13.05.2020 страхователь предоставляет сведения по форме СЗВ-КОРР с типом «корректирующая»за 2019 год на 4 застрахованных лиц. Отчетность территориальным органом Пенсионного фонда принята.
09.07.2020 страхователь предоставляет сведения по форме C3B-KOPPс типом «корректирующая»за 2019 год на 6 застрахованных лиц. Отчетность территориальным органом заявителя также была принята.
Однако, 20.02.2020 в Пенсионный фонд МУП Благовещенского района «Райтоп» представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за март 2019 года на 2 застрахованных лиц, апрель 2019 года на 2 застрахованных лица, май 2019 года на 1 застрахованное лицо, июль 2019 года на 2 застрахованных лиц, сентябрь 2019 года на 4 застрахованных лиц, октябрь 2019 год на 2 застрахованных лиц, ноябрь 2019 года на 3 застрахованных лиц декабрь 2019 года на 2 застрахованных лиц, сведения о которых ранее не подавались.
Пенсионным фондом в отношении страхователя была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в связи с тем, что в установленный законом срок имеющиеся ошибки и несоответствия страхователем не устранены.
По итогам проверки составлены акты о выявлении правонарушений от 02.06.2021 № 032S18210009940, № 032S18210009941, № 032S18210009942, № 032S18210009943, № 032S18210009944, № 032S18210009945, № 032S18210009946, № 032S18210009947.
Рассмотрев акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, заявитель принял решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.07.2021 № 032S19210010945, № 032S19210010946, № 032S19210010947, № 032S19210010948, № 032S19210010949, № 032S19210010950, № 032S19210010951, № 032S19210010952, которыми страхователь был привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 9 000 рублей 00 копеек.
В связи с неуплатой штрафов, Пенсионным фондом страхователю выставлены требования от 03.08.2021 № 032S01210012813, № 032S01210012812, № 032S01210012811, № 032S01210012810, № 032S01210012808, № 032S01210012806, № 032S01210012807, № 032S01210012805 с указанием срока добровольной уплаты до 23.08.2021 финансовой санкции за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Сумма штрафа в установленный срок МУП Благовещенского района «Райтоп» не уплачена, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в принудительном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 26 АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации
Статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ также дано понятие «отчетного периода», под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «№ 27 – ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, представляет сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке страхователем могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период. Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.
Согласно части 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», действующая в спорный период.
В поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
Таким образом, указанной нормой закона установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей 00 копеек в отношении каждого застрахованного лица, а именно:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
Объективную сторону состава первого правонарушения составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, второго - неполнота и (или) недостоверность индивидуальных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (страхового номера индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчества, а также идентификационного номера налогоплательщика и так далее).
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременности предоставления сведений, в связи с чем, вынес решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, действовавшей в спорный период (далее - Инструкция № 766н).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» признан утратившим силу. Утверждена новая Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.
Согласно пункту 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 40 Инструкции № 211н предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что 06.02.2020 МУП Благовещенского района «Райтоп» в Пенсионный фонд предоставлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом сведений «исходная» за отчетный период 2019 год, по результатам сверки отчетности СЗВ — СТАЖ и СЗВ-М были выявлены расхождения. Отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год не принят из - за наличия ошибок, содержащихся в документе.
07.02.2020 Пенсионным фондом страхователю было направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний) от 06.02.2020 по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС). Данных о получении страхователем уведомления Управлением не были получены.
07.02.2020 года МУП Благовещенского района «Райтоп» получает по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде от Пенсионного фонда протокол проверки отчетности, уведомление об устранении ошибок (замечаний), где указано, что отчет по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 года с типом сведений «исходная», отправленный 06.02.2020 года не был принят.
13.02.2020 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок (замечаний), несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющихся у Пенсионного фонда. Уведомление страхователем получено 15.06.2021 в 14 часов 45 минут, о чем свидетельствует реестр входящих электронных документов с программы АРМ Приема ПФР.
МУП Благовещенского района «Райтоп» получило от Пенсионного фонда входящее письмо с наименованием «Расхождение». Во входящем письме «Расхождение» указано «Добрый день! Высылаем файл с расхождениями по сверки СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ 2019 г. во избежание штрафных санкций, необходимо откорректировать сведения в течение 5 рабочих дней. По всем вопросам обращаться по тел. <***>».
К данному письму были приложены 2 вложения, а именно: уведомление об устранении ошибок (замечаний), несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда и файл со списком выявленных расхождений.
МУП Благовещенского района «Райтоп» в ответ на уведомление об устранении ошибок (замечаний), несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда от 13.02.2020 года 20.02.2020 года направил в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде сведения по застрахованным лицам по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за март – май, июль, сентябрь – декабрь 2019 года.
Таким образом, в данном случае, страхователь исправил ошибку путем направления в Пенсионный фонд дополняющих сведений по форме СЗВ-М за март – май, июль, сентябрь – декабрь 2019 года в отношении 18 застрахованных лиц 20.02.2020, то есть в установлен законом, пятидневный срок с момента получения уведомления об устранении ошибок.
Поскольку страхователь устранил выявленное Пенсионным фондом несоответствие в пределах пяти рабочих дней, суд полагает, что имеются основания для освобождения страхователя от ответственности.
В данном случае, суд приходит к выводу, что Пенсионным фондом вина страхователя во вменяемом ему нарушении не доказана в части представления дополняющих сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за март – май, июль, сентябрь – декабрь 2019 года, которыми страхователь был привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 9 000 рублей 00 копеек.
Между тем, суд соглашается с доводами заявителя о том, что МУП Благовещенского района «Райтоп» представил сведения по форме СВЗ-СТАЖ с типом «исходная» за 2019 год 06.02.2020 года и данный отчет не был принят Пенсионным фондом из - за ошибок и замечаний, содержащихся в документе.
Также, заявитель в заявлении указал, что уведомление об устранении ошибок (замечаний), несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда от 13.02.2020 года с расхождениями, отправляется повторно, но доказательств этому в материалы дела не приложил.
Довод Пенсионного фонда о том, что в протоколе проверки отчетности от 07.02.2020 года по форме СЗВ-СТАЖ с типом сведений «исходная» за 2019 год на 120 человек содержатся сведения по результатам сверки отчетности о расхождениях отчетных форм СЗВ-СТАЖ за 2019 год и СЗВ-М за 2019 год, отклоняется судом, поскольку протоколе проверки отчетности от 07.02.2020 перечислены грубые ошибки и ошибки, допущенные страхователем при сдаче отчета, после получения, которых страхователю необходимо пересдать отчет СЗВ-СТАЖ с типом «исходная» заново с учетом указанных ошибок. Данный вывод подтверждается протоколом проверки отчетности от 07.02.2020 года по форме СВЗ-СТАЖ с типом «исходная» за 2019 год, приложенном к материалам дела.
Довод заявителя о том, что уведомление об устранении ошибок и замечаний от 13.02.2020 года было направлено МУП Благовещенского района «Райтоп» повторно, отклоняется судом, поскольку в самом уведомлении от 13.02.2020 года нет указаний на то, что данное уведомление направляется повторно.
Суд полагает, что уведомление от 07.02.2020 года и уведомление от 13.02.2020 года имеют разное содержание, преследуют разные цели и задачи. Таким образом, уведомление от 13.02.2020 года не может считаться повторно отправленным Пенсионным фондом.
МУП Благовещенского района «Райтоп», получив от заявителя уведомление об устранении ошибок и замечаний и список расхождений по сверке отчетов СЗВ- СТАЖ и СЗВ-М за 2019 год, выполнил требования Пенсионного Фонда согласно Федерального закона № 27-ФЗ по устранению ошибок и замечаний добросовестно и в срок, установленный законом (в течение 5 рабочих дней).
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Ответственность, предусмотренная абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, может наступать только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения.
Учитывая изложенное, суд делает вывод, что Пенсионным фондом вина страхователя во вменяемом ему нарушении не доказана, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к МУП Благовещенского района «Райтоп» финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Довод Пенсионного фонда о правомерном привлечении страхователя, в рассматриваемом случае, к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации на основании части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ отклоняется судом, поскольку формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа за непредставление страхователем в установленные срок сведений, о застрахованных лицах в общем размере 9 000 рублей 00 копеек.
Учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, заявителем не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины по делу на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины по настоящему делу не производится.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 212 - 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края оставить без удовлетворения.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск), через арбитражный суд Алтайского края.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа (г. Тюмень), если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Арбитражного
суда Алтайского края В.В. Синцова