АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03- 1493/2013 05 апреля 2013 года
резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2013 года
полный текст решения изготовлен 05 апреля 2013 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Федотовой О.А., при ведении протокола помощником ФИО1, рассмотрев дело по иску
Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, г. Барнаул, к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Мартыновский», с. Мартыново Ельцовского района Алтайского края, о взыскании 333 900 руб.,
при участии представителей сторон:
от истца - ФИО2. по доверенности от 28.02.2013 №14; от ответчика- не явился;
УСТАНОВИЛ
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Мартыновский» о взыскании необоснованно полученной субсидии в сумме 333 900 руб.
В обоснование требования истец сослался на неисполнение ответчиком обязанности по подтверждению в течение установленного срока целевого использования бюджетных средств.
В силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчик считается надлежащим образом извещенным о месте и времени разбирательства дела, однако в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил. В этой связи, дело рассмотрено без участия представителя ответчика на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик отзыв на иск не представил.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (ч.3.1 ст. 70 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства: Ведомственной целевой программой «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.02.2008 № 48 (в редакции от 19.03.2008), ведомственной целевой программой «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае на 2009 - 2012 годы», утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 12.03.2009 № 86 предусмотрена государственная поддержка мероприятий по созданию
условий для стабильного развития мясного скотоводства.
В соответствии с указанным нормативными правовыми актами, а также Постановлением Администрации Алтайского края от 13.08.2009 № 358 «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку мясного скотоводства», на основании представленного в Главное управление заявления на предоставление государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, в 2010 году СПК «Мартыновский» была предоставлена субсидия на компенсацию затрат на содержание маточного поголовья мясного скота в сумме 1 146 000 руб.
Пунктом 6 Постановления Администрации Алтайского края от 13.08.2009 № 358 «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку мясного скотоводства», предусмотрено, что субсидии предоставляются получателям субсидий при выполнении определенных условий, в том числе отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов на получение государственной поддержки.
В ходе проверки законности получения средств краевого бюджета СПК «Мартыновский» Счетной палатой Алтайского края (акт проверки от 02.12.2011), было установлено, что по данным бухгалтерского учета задолженность по заработной плате на предприятии на 01.10.2010 составила 122 200 руб. Таким образом, СПК «Мартыновский» не было соблюдено условие предоставления государственной поддержки, в результате чего, предприятием необоснованно получено 533 900 руб.
22.02.2012 Главным управлением сельского хозяйства края СПК «Мартыновский» направлена претензия о добровольном возвращении необоснованно полученных из краевого бюджета в форме субсидии средств в размере 533 900 руб.
200 000 руб. были возвращены предприятием 27.12.2012.
333 900 руб. до настоящего времени не возвращены.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик доказательств использования предоставленных денежных средств по целевому назначению в суд не представил, заявленные требования не оспорил.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
Указанная норма может применяться при условии, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять порядок возврата субсидий.
В соответствии с пунктами 22, 23 Постановления Администрации Алтайского края от 13.08.2009 № 358 «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку мясного скотоводства» получатели бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за их целевое использование. При нарушении условий, установленных настоящим порядком, субсидии и целевые средства подлежат возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней. Главным администратором вышеуказанных поступлений выступает Главное управление сельского хозяйства, которое в соответствии с действующим законодательством принимает меры по своевременному возврату бюджетных средств.
Возможность истребования бюджетных средств предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.
Так в соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены меры по изъятию бюджетных средств и иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Поскольку ответчиком нарушены требования статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевом использовании полученной за счет средств краевого бюджета субсидии, к ответчику могут быть применены меры по изъятию субсидии, на основании статей 282, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрены также иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким федеральным законом является Гражданский кодекс Российской Федерации, статьей 309 которого установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 27, НО, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Мартыновский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход краевого бюджета в пользу Главного управления сельского хозяйства Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) 333900 руб. основного долга.
Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива
«Мартыновский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 9 678 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
OA. Федотова