АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
г.Барнаул Дело № А03-15688/2021
14 марта 2022 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Федорова Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Барнаульская сетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул, к обществу с ограниченной ответственностью «ДЕЗ-2 Ленинского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул о взыскании 6 290,40 руб. задолженности за ремонт общедомового прибора учета, с привлечением к участию в деле в к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Фаворит» (ОГРН <***>, ИНН <***>), в лице конкурсного управляющего ФИО1, г.Барнаул,
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Барнаульская сетевая компания» (далее – истец, сетевая компания, общество «БСК») обратился в Арбитражный суд Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью «ДЕЗ-2 Ленинского района» (далее – ответчик, управляющая компания, общество «ДЕЗ-2 Ленинского района»), с исковым заявлением о взыскании 6 290,40 руб. задолженности за ремонт общедомового прибора учета (далее - ОДПУ).
К участи в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Фаворит» (далее – третье лицо, общество УК «Фаворит»), в лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – конкурсный управляющий).
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по возмещению понесенных истцом затрат на ремонт ОДПУ.
Определением от 26.10.2021, суд принял исковое заявление в порядке упрощенного судопроизводства. Определением от 24.12.2021, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначив проведение предварительного судебного заседания. Определением суда назначено проведение судебного заседания суда первой инстанции.
Стороны в судебное заседание не явились, возражений против рассмотрения дела не заявили. В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) извещены надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.
Ко дню судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также истец поддержал исковые требования.
В представленном отзыве ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, ввиду того, что в момент установки приборов учета и выхода из строя установленных на нем трансформаторов тока, не осуществлял управление многоквартирным домом, в связи, с чем может нести только расходы на текущее содержание и ремонт приборов учета; задолженность по оплате ремонту ОДПУ лежит на УК «Фаворит», управлявшим МКД до 01.06.2021.
Третье лицо отзыв на иск не представило, возражений против рассмотрения дела в его отсутствие не выразило.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся представителей, проанализировав обстоятельства спора и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Общество «БСК» является сетевой организацией и осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в границах муниципального образования городского округа - город Барнаул Алтайского края на основании договора № 55 от 28.04.2009, заключенного с АО «Барнаульская горэлектросеть», имеющим статус гарантирующего поставщика в соответствии с решением Управления по тарифам Алтайского края от 07.09.2010 № 30 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Алтайского края».
К сетям истца подключены энергопринимающие устройства МКД по ул. ул.Малахова, 50, находящимся под управлением компании с 01.06.2021, как следует из приказа от 27.05.2021 № 12-03\Л\524 Государственной инспекции Алтайского края, которым внесены изменения в пункт 2 приказа инспекции №128 от 29.04.2015 «О предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
Как следует из представленных в материалы дела актов проверки электроустановок и учета электроэнергии №№ АП 048565, 048559 от 23.08.2013, МКД по ул. Малахова,50, оборудован ОДПУ типа ПСИ-ЗАРТ.09.132.4 № 07002283, имеющего ТТИ 2012 года выпуска, с датой первичной проверки 1 квартал 2013г. (л.д.25,28, том 1).
Согласно свидетельству об утверждении типа средств измерений, межповерочный интервал ТТИ составляет 5 лет (л.д.42-45, том 1).
Однако, несмотря на истечение межповерочного интервала, ответчик не произвел их замену на ТТИ с действующей поверкой.
В связи с истечением межповерочного интервала у ранее установленных в МКД ТТИ и невыполнением собственниками помещений, управляющей организацией требований жилищного законодательства, в части касающейся обеспечения надлежащего содержания ОДПУ, общество произвела замену ТТИ, понеся при этом затраты на общую сумму 6 290,40 руб., включающую стоимость монтажных работ.
Замена вышедших из строя ТТИ и понесенные затраты подтверждены актом выполненных работ, счётами-фактурами.
Ответчику была направлена претензия о необходимости погашения суммы
затрат, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее –Правила №354), ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), часть 4 статьи 39 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 11 Закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, за исключением указанных, в части 5 настоящей статьи, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного федерального закона, были обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закон об энергосбережении).
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (часть 7 статьи 13 Закона об энергосбережении).
При выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Закон об энергосбережении).
Приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии на розничных рынках, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации по обеспечению единства измерений (пункт 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения №442).
В соответствии с пунктом 145 Основных положений № 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих, в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно пункту 155 Основных положений № 442 собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Результаты поверки прибора учета удостоверяются знаком поверки (доверительным клеймом) и (или) свидетельством о поверке.
После проведения поверки прибора учета такой прибор учета должен быть установлен и допущен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
При рассмотрении дела судом установлен факт эксплуатации управляющей организацией требующих ремонта и вышедших из строя общедомовых приборов учета МКД, расходы истца, на восстановление которых составили цену иска.
Исходя из подтвержденного документально факта неисполнения управляющей компанией обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета электрической энергии, суд пришел к выводу, что истец правомерно обратился в суд с требованием о возмещении понесенных расходов.
Понесенные истцом расходы в размере 6 290,40 руб. подтверждаются актами проверки электроустановок и учета электроэнергии, актом о приемки выполненных работ, счетами на оплату, счетами-фактурами, другими материалами дела.
Проверив расчеты истца, суд находит их верными.
Услуги организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, должны соответствовать требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Согласно пункту 6, подпункту «ж» пункта 10, подпункту «к» пункта 11 и подпункту «а» пункта 28 Правил № 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся ОДПУ, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и эксплуатацию ОДПУ.
В силу своего статуса исполнителя коммунальных услуг компания опосредует отношения собственников помещений многоквартирного дома с иными организациями, выполняющими работы и оказывающими услуги для нужд содержания и ремонта многоквартирного дома, в том числе с ресурсоснабжающими организациями, имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчёту с ресурсоснабжающими организациями.
При данных обстоятельствах общество вправе требовать с ответчика как представителя собственников в вопросах управления многоквартирным домом возмещения расходов на содержание ОДПУ, элементом которого является обеспечение их надлежащего состояния в целях обеспечения достоверного измерения потребленных ресурсов.
В силу статей 307, 309, 310, 314 ГК РФ обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованием закона, в установленный срок и в полном объеме и кредитор вправе требовать такого исполнения.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, именно компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации за установку ОДПУ. Данная правовая позиция также подлежит применению в отношениях, связанных с ремонтом и обслуживанием ОДПУ в случаях, когда собственники помещений МКД либо управляющая организация не принимают мер к надлежащему содержанию учета.
При этом, в материалы дела не представлены доказательства исполнения собственниками помещений в управляемом ответчиком доме, обязанности по замене вышедших из строя ТТИ, как и не представлено доказательств оплаты данных расходов истцу.
Отклоняя доводы о том, что ответчик не является надлежащим по делу, ввиду того, что в момент установки приборов учета и выхода из строя установленных на нем трансформаторов тока, не осуществлял управление многоквартирным домом, в связи, с чем может нести только расходы на текущее содержание и ремонт приборов учета, суд указывает следующее.
Управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета, принимая во внимание установленный законодательством механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2016 года № 301-ЭС16-1174 по делу № А28-1084/2015).
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, пункты 24, 26 Правил № 491). Следовательно, именно управляющая компания, как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 310-ЭС15-912 по делу № А14-13747/2013).
На основании положений части 9 статьи 13 Закона об энергоснабжении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общедомовые приборы учета тепловой энергии установлены в жилых домах, приняты и введены в эксплуатацию, следовательно, установкой общедомовых приборов учета в доме обеспечивается исполнение собственниками жилых помещений обязанности по установке общедомового прибора учета, возложенной на них в силу части 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2015 года, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Кроме того, управляющая организация не должна за счет собственных средств единовременно оплачивать расходы на установку приборов учета, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка на пять лет (пункт 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2015 года).
При этом, по смыслу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении смена управляющей организации не может повлиять на право ресурсоснабжающей организации на возмещение затрат за счет средств собственников помещений, в связи с чем в удовлетворении иска к вновь выбранной управляющей организации (независимо от обстоятельств, повлекших смену управляющей организации) не может быть отказано.
Иное толкование Закона об энергосбережении привело бы к тому, что собственники помещений в случае смены управляющей организации (в том числе, обусловленной невозможностью осуществления деятельности прежней управляющей организацией, например, по причине ее банкротства) неосновательно обогащались бы за счет ресурсоснабжающей организации, на которую поименованным законом императивно возложена обязанность несения спорных затрат при условии неисполнения собственниками их обязанности по обеспечению учета коммунальных ресурсов.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ч. 1 ст. 112 АПК РФ).
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом, при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., в связи с чем, она подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в возмещение его расходов.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДЕЗ-2 Ленинского района», в пользу общества с ограниченной ответственностью «Барнаульская сетевая компания», 6 290,40 руб. задолженности за ремонт общедомового прибора учета, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо, обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Е.И. Федоров