АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03. info@arbitr.ru
г.Барнаул Дело №А03-17140/2018
Резолютивная часть решения изготовлена 26 ноября 2018г.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2018г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ю.В. Овчинникова, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению акционерного общества «Алтайэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул Алтайского края,
к муниципальному унитарному предприятию «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и
муниципальному образованию город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края,
о взыскании солидарно 107 623,79 руб., в том числе задолженности в размере 104 938,60 руб. по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, за потребленную электроэнергию за июль 2018, пени в размере 2 685,19 руб. за период с 21.08.2018 по 12.11.2018 в связи с просрочкой оплаты задолженности за июль 2018 по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017,
а также пени с 13.11.2018 по день фактической оплаты долга,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Алтайэнергосбыт», г.Барнаул Алтайского края, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Каменские теплосети»муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и муниципальному образованию город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края, в котором просило взыскать с ответчиков в солидарном порядке часть суммы задолженности по договору энергоснабжения для муниципальных нужд № 22040170021753 от 06.12.2017 в размере 49 081,79 руб. за июль 2018, сумму пени в размере 918,21 руб., начисленную за период с 21.08.2018 по 24.09.2018 в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате электроэнергии, потребленной в июле 2018, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, начиная с 25.09.2018 по день фактической оплаты.
Определением арбитражного суда от 01.10.2018 дело, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Согласно части 5 статьи 228 АПК РФ, судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму задолженности по договору энергоснабжения № 22040170021753 от 06.12.2017, заключенного на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, в размере 104 938,60 руб. за июль 2018, сумму пени за нарушение сроков оплаты по договору энергоснабжения № 22040170021753 от 06.12.2017, заключенного на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, в размере 2 685,19 руб. за период с 21.08.2018 по 12.11.2018, в связи с просрочкой оплаты электроэнергии, потребленной в июле 2018, пени с 13.11.2018 по день фактической оплаты.
Ответчик Администрация Каменского района Алтайского края представил отзыв на исковое заявление, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд не нашел оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства соответствует целям эффективного правосудия, поскольку из материалов дела не следует необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследование дополнительных доказательств, отсутствуют также и другие основания, предусмотренные частью 5 статьи 227 АПК РФ, для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
В соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ, решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.
Поскольку сроки, установленные арбитражным судом в определении от 01.10.2018 для представления доказательств и иных документов, в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ, истекли, арбитражный суд, исследовав материалы дела и доказательства, представленные в течение установленных сроков, 26.11.2018 принял решение об удовлетворении исковых требований акционерного общества «Алтайэнергосбыт» по делу № А03-17140/2018 путем подписания судьей резолютивной части решения. Данным решением с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, за счет казны муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, солидарно взыскано 109 623,79 руб., в том числе задолженность в размере 104 938,60 руб. по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, за потребленную электроэнергию за июль 2018, пени в размере 2 685,19 руб. за период с 21.08.2018 по 12.11.2018 в связи с просрочкой оплаты задолженности за июль 2018 по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000,00 руб., а также пени с 13.11.2018 по день фактической оплаты. Кроме того, данным решением с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 229,00 руб.
Администрация Каменского района Алтайского края подала апелляционную жалобу на решение суда.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском послужило ненадлежащее исполнение муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края обязательств по оплате электроэнергии, потребленной в июле 2018 по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017.
Между АО «Алтайэнергосбыт» и муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края 06.12.2017 был заключен договор энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 (далее – договор).
В соответствии с указанным договором, АО «Алтайэнергосбыт» (именуемое в договоре - продавец) обязалось осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а муниципальное унитарное предприятие «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (именуемое в договоре - покупатель) обязалось оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).
Истец, исходя из того, что в соответствии с муниципальным контрактом на энергоснабжение для нужд муниципального образования города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017 (далее – муниципальный контракт), администрация Каменского района Алтайского края является заказчиком по договору, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в солидарном порядке с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края и администрации Каменского района Алтайского края, которая является поручителем и отвечает перед АО «Алтайэнергосбыт» за неисполненное покупателем обязательств по оплате электроэнергии, поставленной для муниципальных нужд.
По расчетам истца, сумма долга по оплате электроэнергии за июль 2018 составила 104 938,60 руб.
Истец изначально предъявил ко взысканию часть задолженности по основному долгу в размере 49 081,79 руб. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования в части взыскания основного долга до 104 938,60 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 544 ГК РФ установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 6.2 договора, до 18-го числа месяца, следующего за расчетным, покупатель оплачивает стоимость объема электрической энергии (мощности), потребленной в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных покупателем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца.
Суд проверил расчет задолженности и находит его верным.
Задолженность покупателя по оплате электроэнергии, потребленной за июль 2018, в сумме 104 938,60 руб. подтверждена материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Порядок заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд и исполнения государственного контракта определен в статьях 529, 531 ГК РФ. При этом законодатель разграничил два вида поставки: либо непосредственно муниципальному заказчику, либо лицам, указанным в отгрузочной разнарядке муниципального заказчика, заключившего муниципальный контракт.
Исходя из условий рассматриваемых договоров, между истцом и администрацией заключен муниципальный контракт энергоснабжения для муниципальных нужд муниципального образования, а между истцом муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края – договор энергоснабжения.
В правоотношении, возникшем из рассматриваемого муниципального контракта, администрация Каменского района Алтайского края, как орган местного самоуправления, выступила в качестве муниципального заказчика от имени муниципального образования в его интересах и для его нужд. Орган местного самоуправления выступает в правоотношениях как публично-правовое образование, осуществляющее публично-правовые функции, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заключение муниципального контракта было обусловлено осуществлением администрацией района как органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и направлено на удовлетворение потребности в энергоснабжении.
Согласно пункту 3.5 муниципального контракта, заказчик обеспечивает своевременную оплату покупателем поставленной электроэнергии (мощности) и оказанных услуг.
В силу статьи 532 ГК РФ заказчик администрация Каменского района Алтайского края признается поручителем по оплате покупателем поставленной электроэнергии (мощности) и оказанных услуг, и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем указанных обязательств обязуется осуществить оплату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 532 ГК РФ, при оплате покупателем товаров по муниципальному контракту на энергоснабжение для нужд Администрации Каменского района Алтайского края, заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Статьей 322 ГК РФ установлено, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В силу пункта 1 статьи 363 ГК РФ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Пунктом 5.2 муниципального контракта предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленной поставщиком (истцом) электроэнергии (мощности) и оказанных услуг заказчик и потребитель несут солидарную ответственность.
Таким образом, администрация несет перед истцом солидарную обязанность по оплате электроэнергии, потребленной муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
В силу статьи 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при том, как полностью, так и в части долга.
Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Возражения муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края являются необоснованными. Спорная задолженность подтверждена материалами дела, в том числе счетом-фактурой и актом приема-передачи, который подписан покупателем, в материалах дела имеется расчет задолженности, который отражает сведения о неисполнении муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края обязательств по оплате задолженности за июль 2018, доказательств обратного в материалы дела не представлено, равно как и доказательств некачественности поставленной электрической энергии, доказательств наличия в июле 2018 перерывов, прекращения или ограничения подачи энергии.
Ответственность Администрации Каменского района Алтайского края за неисполнение муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края обязательств по оплате электрической энергии является солидарной, а не субсидиарной, в связи с чем не имеют правового значения доводы администрации о непредпринятии истцом мер для урегулирования спора с основным потребителем. Напротив, истцом в материалы дела представлена копия претензии №16/608 от 13.08.2018 с отметкой о ее получении муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
Недостаточность финансирования, затруднительное имущественное положение ответчиков, отсутствие на балансе ликвидного имущества, иные доводы отзыва не являются основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доказательства, подтверждающие погашение задолженности, ответчиками в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания в порядке солидарной ответственности с ответчиков задолженности по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, за июль 2018 в размере 104 938,60 руб.
С учетом положений статей 125, 126 ГК РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Муниципальное образование город Камень-на-Оби Алтайского края на основании ст. 1 и ст. 2 Закона Алтайского края от 02.09.2015 года №70-ЗС «О преобразовании муниципального и административно-территориального образования город Камень-на-Оби Алтайского края» (далее - Закон № 70-ЗС) преобразовано, лишено статуса городского округа, наделено статусом городского поселения, включено в состав муниципального образования Каменский район Алтайского края с определением города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края административным центром муниципального образования Каменский район Алтайского края.
В соответствии с п.2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ст. 8 Закона № 70-ЗС городское поселение город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края является правопреемником городского округа город Камень-наОби Алтайского края в отношениях, осуществляемых в соответствии законодательством Российской Федерации и Алтайского края в части решения вопросов местного значения поселения (ч. 1).
Органы местного самоуправления городского поселения город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края являются правопреемниками органов местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Алтайского края и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе при осуществлении бюджетного процесса и полномочий собственника муниципального имущества, а также иных прав и обязанностей, осуществлявшихся органами местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края (ч.2).
Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и Алтайского края, а в части, не урегулированной им, подлежат регулированию договорами и соглашениями (ч.3).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона № 70-ЗС администрация Каменского района Алтайского края в соответствии с уставами муниципального образования Каменский район Алтайского края и городского поселения город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края может исполнять полномочия администрации городского поселения город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края. В этом случае в городском поселении город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края администрация не образуется.
В соответствии со ст.9 Закона № 70-ЗС муниципальное образование Каменский район Алтайского края является правопреемником городского округа город Камень-наОби Алтайского края в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края в части решения вопросов местного значения муниципального района (ч.1).
Органы местного самоуправления муниципального образования Каменский район Алтайского края являются правопреемниками органов местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района. Указанное положение распространяется на полномочия собственника муниципального имущества, а также на иные права и обязанности, осуществлявшиеся органами местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края (ч.2).
Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и Алтайского края, а в части, не урегулированной им, подлежат регулированию договорами и соглашениями (ч.3).
В соответствии с ч.3 ст. 17 Устава муниципального образования город Камень-наОби Каменского района Алтайского края, принятого решением Каменской городской думы Алтайского края от 29.12.2015 №132 (далее - Устав города), администрация города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (далее - администрация города в соответствующем падеже) не образуется. Исполнение полномочий администрации города в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3, Уставом муниципального образования Каменский район Алтайского края и настоящим Уставом возлагается на Администрацию муниципального образования Каменский район Алтайского края (далее - Администрация района в соответствующем падеже).
В соответствии со ст.49 Устава муниципального образования Каменский район Алтайского края, принятого решением Каменского районного Собрания депутатов Алтайского края от 09.12.2015 года №44 (далее - Устав района), администрация района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3, настоящим Уставом и Уставом муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края исполняет полномочия Администрации муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (далее-город Камень-на-Оби, Устав города) (ч.1).
Полномочия Администрации района в части исполнения полномочий Администрации города определяются Уставом города и принятыми в соответствии с ним решениями представительного органа города Камень-на-Оби (ч.2).
Администрация района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения - город Камень-на-Оби, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления - город Камень-на-Оби федеральными законами и законами Алтайского края (ч.3).
Финансовое обеспечение деятельности Администрации района в части исполнения полномочий Администрации города, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета.
Администрация района несет ответственность за исполнение полномочий Администрации города в пределах выделенных в бюджете города Камень-на-Оби финансовых средств, а также находящихся в муниципальной собственности города Камень-на-Оби имущества и имущественных прав (ч.4).
В соответствии с п.1, п.4 и п.5 ч.1 ст.33 Устава города к полномочиям администрации города, исполняемым администрацией района, относится: обеспечение составления проекта бюджета поселения, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов, обеспечение исполнения бюджета поселения и составление бюджетной отчетности, предоставление отчёта об исполнении бюджета поселения на утверждение Совета депутатов, обеспечение управления муниципальным долгом, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий; утверждение уставов муниципальных предприятий и учреждений; наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В силу ч.4 ст. 46 Устава города исполнение бюджета поселения обеспечивается администрацией района.
В соответствии со ст.72 Устава района, ответственность администрации района перед юридическими и физическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, полномочия администрации г. Камень-на-Оби были переданы администрации Каменского района.
Муниципальное образование городское поселение город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, обладает полной правоспособностью, и за счет собственных бюджетных средств и муниципальной казны исполняет обязательства.
Наличие у муниципального образования городское поселение город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края собственного бюджета подтверждается решением Каменского городского Совета депутатов Каменского района Алтайского края от 20.12.2017 № 75 «О бюджете муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края на 2018 год» с приложением бюджета на 2018 год, решением Каменского городского Совета депутатов Каменского района Алтайского края от 08.08.2016 № 47 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и бюджетном контроле в муниципальном образовании город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края».
В связи с изложенным, денежные средства во исполнение решения по настоящему делу подлежат взысканию с муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края за счет казны муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
Согласно статьям 329, 330 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В связи с просрочкой оплаты электрической энергии, поставленной в июле 2018, истец просит взыскать с ответчиков пени в размере 2 685,19 руб. за период с 21.08.2018 по 12.11.2018.
В соответствии со статьей 332 ГК РФ, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Ответчики возражений относительно взыскания суммы пени в размере 2 685,19 руб. суду не представили.
Расчет судом проверен и признан правильным.
Доказательств, опровергающих доводы истца и его расчет, ответчиками в суд не представлено.
Ответчик муниципальное образование город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края в отзыве на исковое заявление заявил ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Вместе с тем ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих явную несоразмерность заявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства.
В связи с изложенным, оснований для уменьшения суммы пени на основании статьи 333 ГК РФ суд не находит, поскольку ответчики не представили доказательств явной несоразмерности подлежащей уплате пени последствиям нарушения обязательства. Пени начислена в размере, установленном законом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 2, 3 статьи 401 ГК РФ).
Ответчики не представили доказательств, подтверждающих то, что ими были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2, части 4 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценку доказательствам имеет право давать только суд первой инстанции, поскольку он исследует все доказательства непосредственно в судебном заседании (статья 71, пункт 2 части 4 статьи 170, часть 2 статьи 268, часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования истца о взыскании солидарно с ответчиков пени за нарушение сроков оплаты по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, в размере 2 685,19 руб. за период с 21.08.2018 по 12.11.2018 в связи с просрочкой оплаты электрической энергии, поставленной в июле 2018.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делу подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 229,00 руб. Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 2 000,00 руб., расходы по уплате которой на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ответчиков. Государственная пошлина в оставшемся размере 2 229,00 руб. подлежит взысканию с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в доход федерального бюджета, поскольку Администрация Каменского района Алтайского края в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 49, 65, 70, 71, 106, 110, 112, 150, 151, 162-164, 166-171, 176, 180, 181, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать солидарно с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, за счет казны муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, 109 623,79 руб., в том числе задолженность в размере 104 938,60 руб. по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, за потребленную электроэнергию за июль 2018, пени в размере 2 685,19 руб. за период с 21.08.2018 по 12.11.2018 в связи с просрочкой оплаты задолженности за июль 2018 по договору энергоснабжения для муниципальных нужд №22040270021753 от 06.12.2017, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края №5 от 06.12.2017, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000,00 руб.
Взыскать солидарно с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, за счет казны муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, пени в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с 13.11.2018 по 18.11.2018 с суммы долга 104 938,60 руб.
Взыскать солидарно с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, за счет казны муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с 19.11.2018 по день фактической оплаты с суммы долга 104 938,60 руб.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 229,00 руб.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме, либо в кассационной инстанции – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.В. Овчинников