АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
28 января 2022 года Дело № А03-18267/2021
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Арефьевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края
к обществу с ограниченной ответственностью «Телевизионная коммерческая компания «Тв - Ком» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Бийск Алтайского края
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности № 15-Д от 23.12.2021, паспорт,
от лица, привлекаемого к ответственности – представитель ФИО2 по доверенности от 15.02.2021, паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Телевизионная коммерческая компания «Тв - Ком» (далее – лицо, привлекаемое к ответственности, Общество, ООО «ТКК «Тв - Ком») о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 22.12.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 30.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, назначил предварительное судебное заседание.
В обоснование своих требований заявитель указал, что ООО «ТКК «Тв - Ком» нарушило условия, предусмотренные лицензий № 185609, на оказание услуг связи для целей эфирного вещания, а именно пунктов 1, 2 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания».
Лицо, привлекаемого к ответственности, в письменном отзыве на заявление факт совершения правонарушения при указанных в заявлении обстоятельствах признает. Указало, что Обществом не были своевременно представлены сведения о базе расчетов обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по итогам работы за 3 квартал 2021 года. В указанный период времени, а также в настоящее время Общество не оказывает услуги связи, в связи с чем, предоставление указанных сведений носило формальный характер. Как только Обществу стало известно о: нарушении, ООО «ТКК «Тв - Ком» представило сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в установленном порядке. Умысла на совершение правонарушения у ООО «ТКК «Тв - Ком» не было. Пояснило, что действия Общества, выразившиеся в несвоевременном представлении сведений, не повлекли каких - либо последствий и не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Нарушение не является грубым и совершено впервые. Лицо, привлекаемого к ответственности, просит применить статью 2.9. КоАП РФ и освободить ООО «ТКК «Тв - Ком» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В случае, если суд посчитает недостаточными основания для освобождения Общества от административной ответственности, просит назначить наказание в виде предупреждения со ссылкой на статью 4.1.1. КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом
В судебном заседании представитель заявитель на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, ответил на вопросы суда. Пояснил, что административный орган не возражает против назначения наказания в виде предупреждения.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, не возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда. Просит применить статью 2.9. КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, либо назначить наказание в виде предупреждения в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай поступила информация от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, исходящий № П14-1-09-079-52934 от 19.11.2021, указывающая на наличие события административного правонарушения, совершенного ООО «ТКК «Тв - Ком», а именно: Общество не представило сведения о базе расчетов обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по итогам работы за третий квартал 2021 года.
В результате проверки информации заявителем установлено, что Общество является оператором связи и осуществляет деятельность на основании лицензии № 185609, на оказание услуг связи для целей эфирного вещания, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), выданной 10 января 2021 года.
При осуществлении деятельности по указанной лицензии Общество допустило нарушение:
- пункта 1, 2 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 (далее - Приказ № 41);
- пункта 9 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией от 10 января 2021 года № 185609;
- пункта 11 раздела XVIII Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг связи для целей эфирного вещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385.
По данному факту в отношении Общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (уведомление № 14043-05/22 от 26.11.2021), в отсутствии представителя юридического лица, Управлением составлен протокол № АП-22/5/829 от 02.12.2021 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Законный представитель ООО «ТКК «Тв - Ком» генеральный директор ФИО3 письмом от 01.12.2021 (входящий № 14191/22 от 01.12.2021) просил составить протокол в его отсутствие.
Протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской 5 Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно - распорядительные и административно- хозяйственные функции, и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 данной статьи, может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ, Закон о лицензировании) деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ определено понятие лицензии, под которой понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ содержится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
В силу пункт 9 лицензии № 185609 от 10.01.2021 и пункта 11 раздела XVIII Перечня лицензионных условий «лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным исполнительным органом власти в области связи».
Федеральным исполнительным органом власти в области связи является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое своим приказом от 16.09.2008 № 41 определило порядок подачи указанных сведений.
В соответствии с пунктом 1 Приказа № 41 «лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по соответствующей форме. В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и (или) не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, то сведения представляются с нулевыми значениями показателей. Отсчет кварталов идет с начала календарного года.
В соответствии с пунктом 2 Приказа № 41 сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства через связи в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
Таким образом, несоблюдение Обществом обязательных лицензионных условий и возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей по предоставлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания является нарушением лицензионных требований.
Из материалов дела следует, что Общество в срок не позднее 30 дней со дня окончания третьего квартала 2021 года не представило в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания ни в электронной форме, ни на бумажном носителе.
Факт нарушения срока представления сведений подтверждается материалами дела и Обществом фактически не оспаривается.
В ходе проведения проверки по существу выявленного правонарушения генеральный директор ООО «ТКК «Тв - Ком» пояснил (пояснения входящий № 14190/22 от 01.12.2021), что факт совершения правонарушение признает, сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания были представлены сразу же, как только стало известно о правонарушении - 26.11.2021.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт нарушения Обществом вышеуказанных норм.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, Управлением не допущено.
Оценив в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, указанные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ТКК «Тв - Ком» события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Вина ООО «ТКК «Тв - Ком» подтверждается материалами дела. Нарушений процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Ссылка лица, привлекаемого к ответственности, на малозначительность совершенного правонарушения не может быть принята во внимание судом.
Рассмотрев вопрос о возможности применения положений статьи. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, в указанном случае, судом не усматривается.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающие административную ответственность, судом не установлено.
Принимая во внимание характер и обстоятельства правонарушения, учитывая совершение правонарушения впервые (иное не следует из материалов дела), отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, учитывая то, что ООО «ТКК «Тв - Ком» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, суд приходит к выводу о необходимости назначения ООО «ТКК «Тв - Ком» административного наказания в виде предупреждения.
Указанный вид административного наказания, по мнению суда, обеспечит достижение цели административного наказания.
Иные доводы, реплики и суждения представителей лиц, участвующих в деле, также были предметом рассмотрения, однако признаны судом не имеющими существенного значения для правильного разрешения спора.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Телевизионная коммерческая компания «Тв - Ком» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 659322, улица имени Героя Советского Союза ФИО4, д. 16, г. Бийск, Алтайский край; дата регистрации в качестве юридического лица: 23.05.2008), г. Бийск Алтайского края к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Арбитражного
суда Алтайского края В.В. Синцова