АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852)29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: а03.info@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
14 февраля 2019 года Дело № А03-19407/2018
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2019 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Даниловой Р.Р. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спектр-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Белокуриха, к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта(ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 №218081,
в судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 29.10.2018 №107,
от заинтересованного лица – не явились.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Спектр-Сервис» (далее- Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее- Управление), г. Барнаул, о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 №218081.
В обоснование требований заявитель указал, что ООО «Спектр-Сервис» до вынесения оспариваемого постановления от 24.10.2018 о привлечении его к административной ответственности принимало все зависящие от Общества меры для получения карт маршрута, обращаясь в орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу карт городского маршрута в администрацию города Белокуриха Алтайского края. Полагает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Административный орган в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления, просил в удовлетворении требований заявителю отказать.
В настоящее судебное заседание заявитель не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 АПК РФ. Суд, в порядке статьи 156 АПК РФ, проводит судебное заседание в его отсутствие.
До начала судебного заседания в материалы дела от заявителя поступило уточненное заявление, содержащее доводы относительно малозначительности правонарушения, от административного органа – дополнительные документы.
Представитель административного органа заявленные требования считал необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного органа, суд приходит к следующему.
Главным государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора в г. Бийске было проведено плановое (рейдовое) задание, на основании приказа № 282 от 27.09.2018 года в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Спектр-Сервис», осуществляющего перевозку пассажиров по регулярному маршруту: № 2 «ул. Проходная- сан. Катунь» г. Белокуриха.
По результатам проведения планового рейдового мероприятия был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 218081 от 24.10.2018 года, предусмотренное ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому, юридическое лицо ООО «Спектр-Сервис» совершило административное правонарушение, и было подвергнуто административному наказанию в виде административного предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностнымлицомс превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Согласно части 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению указанного вида перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическими транспортом, в том числе, отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).
В соответствии с пункт 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ картой маршрута регулярных перевозок является документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
На основании статьи 14 Закона N 220-ФЗ организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам предусматривает, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8).
Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена статьей 17 Закона N 220-ФЗ, в соответствии с которой право осуществления регулярных перевозок по таким тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3).
Согласно статьи 28 Закона N 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; вид транспортного средства и класс транспортного средства; - срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.
Если карта маршрута регулярных перевозок выдается одному из участников договора простого товарищества, то сведения, предусмотренные пунктом 6 части 4 данной статьи, указываются в отношении каждого участника договора простого товарищества.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен статьей 19 Закона N 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 35 (вступившей в силу с 15.07.2016) Закона N 220-ФЗ предусмотрена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, объективная сторона вмененного Обществу выражена именно в отсутствии при осуществлении регулярных перевозок без соответствующей карты маршрута.
В связи с чем, доводы Общества о том, что оно не уполномочено на выдачу такой карты, судом отклоняются, поскольку действия Администрации г.Белокурихи Алтайского края в предмет настоящего спора не входят и административным органом не вменялась Обществу не выдача карты маршрута.
При таких обстоятельствах административный орган сделал правильный вывод о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, апелляционным судом не установлено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Пунктом 18 указанного Постановления установлено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
В пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Из представленных в ходе рассмотрения дела документов, не усматривается злонамеренного отношения общества к исполнению своих обязанностей.
Административным органом не представлено в материалы дела доказательств возникновения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения также подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности. Существенная угроза охраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично - правовой обязанности. В рассматриваемом случае данные обстоятельства отсутствуют.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.
Так, из материалов дела следует, что в целях полного обеспечения потребности населения города Белокуриха в услугах по перевозке пассажиров и багажа автобусным транспортом, в связи с истечением сроков действия договора, 15.05.2018 Администрация города Белокуриха Алтайского края и ООО «Спектр-Сервис» заключили дополнительное соглашение № 2 к договору № 2 от 17.05.2013 на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа коммерческим автобусным транспортом по маршруту № 2, продлив срок действия договора № 2 от 17.05.2013 до дня заключения договора по итогам проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Белокуриха Алтайского края.
16.05.2018 ООО «Спектр-Сервис» был направлен запрос в Администрацию города Белокуриха Алтайского края о переоформлении карт маршрута регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 2 города Белокуриха путем продления срока их действия.
18.05.2018 от администрации города получен ответ, согласно которому, в соответствии с действующим законодательством РФ администрация города не вправе без проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Белокуриха Алтайского края переоформить карты маршрутов продлив срок их действия, муниципальные маршруты регулярных перевозок до дня заключения договора по итогам проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Белокуриха Алтайского края могут выполняться на основании ранее выданных карт маршрутов регулярных перевозок и заключенных дополнительных соглашений с перевозчиками. По сведениям администрации города, в соответствии с документом планирования проведение открытого конкурса до истечения срока действия карт маршрутов регулярных перевозок не представляется возможным по причине изменения вида регулярных перевозок маршрутной сети города Белокуриха Алтайского края, графиков движения маршрутов.
Таким образом, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности и ущерба, отсутствие вредных последствий для граждан, общества и государства, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, поскольку в данном конкретном случае в действиях Общества отсутствуют признаки злостности, пренебрежительности или явной недобросовестности, которые бы свидетельствовали о существенной угрозе охраняемым общественным правоотношениям.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что формально выявленное нарушение отвечает признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, Общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло наступление неблагоприятных последствий для общества и государства.
В этой связи, с учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, по отдельности и оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для квалификации выявленного нарушения как малозначительного.
Руководствуясь ст.ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать постановление Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспортаот 24.10.2018 №218081о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Спектр-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Белокуриха к административной ответственности по ч.4 ст. 11.33 КоАП РФ незаконным и отменить в связи с малозначительностью.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья В.В. Синцова