АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 61-92-78, факс 61-92-93
http://altai-krai.arbitr.ru е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-204/2011
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2011 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бернгардтом А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Заринского района, г. Заринск Алтайского края к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул о признании недействительным отказа от 10.12.2010 № 10/012/2010-934 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
с привлечением по делу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Заринска, г. Заринск Алтайского края,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 28.08.2008 №819;
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 28.12.2010г. № 0241,
от третьего лица – не явился, извещен надлежаще.
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Заринского района (далее по тексту – заявитель, Администрация района) обратилась в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Алтайскому краю) о признании недействительным отказа от 10.12.2010 № 10/012/2010-934 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, с привлечением по делу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Заринска (далее по тексту – третье лицо, Администрация города).
В обоснование требования заявитель указал, что отказ в государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество государственным регистратором Заринского отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО3 является незаконным, поскольку не правильно применена норма материального права. Полагал, что при толковании статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует исходить из того, что администрация города Заринска не является собственником имущества и, приобретая здание районного Дома культуры (далее по тексту – РДК), представляет интересы муниципального образования город Заринск, который муниципальным учреждением быть не может, а является юридическим лицом, и более того, в его уставном капитале доля собственных средств более 80%. Кроме того, здание РДК приобретается в собственность ни администрацией города Заринска, а муниципальным образованием город Заринск.
Управление Росреестра по Алтайскому краю в отзыве на заявление указало, что в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), были установлены основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные статьи 20 Законом о регистрации.
Так, согласно представленных документов, спорное муниципальное имущество, принадлежащее Муниципальному образованию Заринский район Алтайского края, было приобретено Администрацией г. Заринска Алтайского края, на открытом аукционе по продаже (приватизации) муниципального имущества. Вместе с тем, частью 1 статьи 5 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен прямой запрет государственным и муниципальным учреждениям на приобретение такого имущества. В силу чего, Решение об отказе в государственной регистрации 10.12.2010 является обоснованным и правомерным.
Кроме того, на стадии проведения правовой экспертизы, до принятия решения о государственной регистрации, 10.11.2010 года от представителя Муниципального образования город Заринск Алтайского края ФИО4 (доверенность № 1-454 от 13.02.2009) поступили заявления о возврате документов без регистрации и прекращения государственной регистрации в связи с тем, что Муниципальное образование город Заринск Алтайского края не может быть покупателем по данному договору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация города Заринска.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения заявленных требований, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
С учетом мнения сторон и на основании статьи 123, пункта 5 статьи 156, пункта 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя Администрации города Заринска Алтайского края.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представитель заинтересованного лица возражал против их удовлетворения, по доводам, подробно изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Решением Заринского районного совета народных депутатов Алтайского края от 08.12.2009 года № 50 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества Заринского района Алтайского края на 2010 год. В пункте 3 приложения к плану определено имущество муниципальной собственности – здание районного дома культуры (далее по тексту РДК).
Администрацией Заринского района Алтайского края 12.07.2010 года принято постановление № 243 о проведении открытого аукциона по продаже объекта муниципальной собственности Заринского района Алтайского края: здания районного Дома культуры.
В состоявшемся 01.09.2010 года аукционе приняли участие: ООО «Надежда» и Администрация города Заринска. Победителем аукциона была признана администрация города, предложившая большую цену продажи, и с которой, соответственно 03.09.2010 года, был заключен договор купли продажи № 1.
В Заринский отдел Управления Росреестра 13.10.2010 с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на спорное недвижимое имущество, на основании договора купли-продажи № 1 от 03.09.2010, заключенного на торгах по отчуждению муниципального имущества, обратились представители Муниципального образования Заринский район Алтайского края и Муниципального образования г. Заринск Алтайского края.
При проведении правовой экспертизы предоставленных документов было установлено, что покупателем по вышеуказанному договору является ненадлежащее лицо, а именно договор купли-продажи заключен по результатам торгов, проведенных в форме открытого аукциона, между Администрацией Заринского района Алтайского края в лице главы Администрации ФИО5, выступавшего в качестве «Продавца», и Администрацией города Заринска в лице главы администрации ФИО6, выступавшего в качестве «Покупателя» муниципального имущества.
Статья 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 178-ФЗ от 21.12.2001 исключает возможность государственных и муниципальных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской федерации муниципальных образований превышает 25%, выступать в качестве покупателя государственного и муниципального имущества.
А в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 от имени муниципального образования приобретать осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать без доверенности в суде могут органы местного самоуправления, которые наделены правами юридического лица и являются муниципальными учреждениями.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 178-ФЗ от 21.12.2001 установлено, что в случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение имущества, соответствующая сделка признается ничтожной.
13.10.2010 в Заринский отдел Управления Федеральной службы о государственной регистрации и картографии по Алтайскому краю, участниками сделки Администрацией района и администрацией города были направлены документы о регистрации перехода права собственности на нежилое здание – РДК.
Между тем, 10.11.2010 от представителя Муниципального образования город Заринск Алтайского края ФИО4 поступило заявление о возврате документов без регистрации и прекращения государственной регистрации в связи с тем, что Муниципальное образование город Заринск Алтайского края не может быть покупателем по данному договору за номерами в книге учета входящих документов 10/020/2010-155, 10/020/2010-156.
Решением от 10.11.2010 регистрация перехода права собственности и права собственности на нежилое помещение в здании - спортивный зал и районный дом культуры, была приостановлена на основании пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 10.11.2010 на месяц до 09.12.2010.
Сообщения о приостановлении № 10/012/2010-934 от 11.2010 и № 10/12/2010-935 от 10.11.2010 отправлены сторонам сделки. В течение месячного срока администрация Заринского района действий по возврату документов и прекращению регистрации не предпринимала.
В связи с истечением сроков приостановления и в связи с тем, что сделка купли-продажи не соответствует требованиям действующего законодательства, решением от 10.12.2010 в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на нежилое помещение в здании - спортивный зал, назначение: нежилое помещение, площадью 237.7 кв.м. по адресу: <...> (помещение 1), кадастровый номер: 22:66:070202:0015:01:406:002:000020740:0000:20001, отказано.
Посчитав данный отказ незаконным, Администрация Заринского района Алтайского края обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд при рассмотрении вопроса соответствия оспариваемого решения требованиям закона пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные названным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при совершении сделок в процессе приватизации нормы законодательства о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке приобретения и прекращения права собственности.
Согласно статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9, пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации регистрирующий орган, в том числе, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; правовую экспертизу документов и проверку законности сделки.
На основании статьи 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными названным Законом.
Одним из способов приватизации имущества, относящегося к публичной собственности, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации, является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества (статья 18 названного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту - Закон о приватизации), покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица:
1. Покупатели государственного и муниципального имущества - любые физические и юридические лица, за исключением:
- государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- государственных и муниципальных учреждений;
- юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (статья 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
2. Собственники государственного и муниципального имущества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:
а) Правительство РФ, которое:
- ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
- издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
- руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.;
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:
- подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
- осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
- обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.;
в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:
- осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
- обеспечивает оценку федерального имущества;
- заключает договоры купли-продажи федерального имущества;
- ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.;
г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 1 ФЗ № 178 можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества:
объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
отчуждение имущества;
возмездность отчуждения;
покупателями являются физические и юридические лица;
имущество из публичной собственности переходит в частную собственность.
Отчуждение имущества основывается на праве собственника по распоряжению своим имуществом, закрепленном статья 209 ГК РФ.
Исходя из определения приватизации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не могут быть покупателями государственного, муниципального имущества.
Суд согласился с доводом заинтересованного лица о том, что администрация города Заринска является ненадлежащим покупателем в соответствии со статьей 5 Закона № 178 ФЗ.
Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности. При этом прекращается собственность публичных образований (государства, субъекта РФ, муниципального образования) и приобретается частная собственность (физического или юридического лица).
В рассматриваемом случае, усматривается, что покупателем муниципального имущества, реализуемого в порядке приватизации, стало муниципальное учреждение- администрация города Заринска, приватизация как таковая не состоялась, поскольку имущество в данном случае не выбыло из муниципальной собственности, не влечет изменения правового статуса передаваемого имущества как муниципального.
Довод заявителя о том, администрация города не является собственником приобретенного имущества, а представляла лишь интересы муниципального образования города Заринска, судом не принят во внимание, так как, из представленных в материалы дела документов: протокола проведения аукциона и определения победителя от 01.09.2010 № 2, договора купли продажи от 03.09.2010 г. не следует, что администрация города выступила в интересах муниципального округа – города Заринска.
Имеющиеся документы указывают, что в открытом аукционе по продаже имущества муниципального образования Заринский район приняло участие муниципальное учреждение – администрация города Заринск, что в свою очередь противоречит части 1 статьи 5 Федерального закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества.
Таким образом, суд считает, что третье лицо приобрело муниципальную собственность способом, не предусмотренным Законом о приватизации, поскольку его правовое положение не отвечает правовому положению покупателя, регулируемому статьей 5 указанного Закона № 178 ФЗ.
Кроме того, Муниципальное образование город Заринск Алтайского края самостоятельно отказалось от регистрации права собственности, направив в регистрирующий орган заявление о возврате документов без регистрации и прекращения государственной регистрации в связи с тем, что Муниципальное образование город Заринск Алтайского края не может быть покупателем по данному договору.
В течение месячного срока администрация Заринского района действий по возврату документов и прекращению регистрации не предпринимала.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ переход права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. В силу статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация перехода права удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права, выдаваемым покупателю и в случае отношений, возникающих при уклонении одной из сторон сделки от государственной регистрации перехода права собственности, регистрация перехода права собственности за добросовестной стороной оказывается невозможной или затруднительной по причинам, от нее не зависящим.
Пунктом 3 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 1 статьи 16 ФЗ «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающем, что государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного ими на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Данные действия Муниципального образования города Заринска, заявителем не оспорены, с соответствующим заявлением в суд о переходе права собственности и права собственности на нежилое помещение – РДК, администрация Заринского района не обращалась.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что во исполнение 2,8 пункта 1 статьи Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», у ФИО7 Управления Росреестра по Алтайскому краю имелись все основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на нежилое помещение в здании - спортивный зал, назначение: нежилое. площадь: общая 237.7 кв.м. этаж: 1. по адресу: <...> (помещение 1) и на нежилое помещение в здании -районный дом культуры, общей площадью-1267 кв.м. по адресу: <...> (помещение 2).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств обоснованности данного заявления суду не представлено, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Администрации Заринского района, г. Заринск Алтайского края в удовлетворении заявления о признании недействительным отказа Заринского территориального отделения Управления Федеральной службы по государственной регистрации и картографии по Алтайскому краю от 10.12.2010 № 10/012/2010-934 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томска или Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа г. Тюмени в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.Ю. Ильичева