ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-20747/19 от 16.09.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул Дело № А03-20747/2019

Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2020

Полный текст решения изготовлен 23.09.2020.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием аудиозаписи, рассмотрев дело по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала «Алтайэнерго» к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Завьяловского района Алтайского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), к Председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1 о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района, выразившееся в неисполнении исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018 в течение со дня его поступления на исполнение и до даты подачи заявителем настоящего заявления, об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Россети Сибирь»; о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1, выразившиеся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018, как несоответствующее п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ,

об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1 внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края для исполнения исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018.

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Завьяловского района Алтайского края.

В судебное заседание явились:

От заявителя – ФИО2, паспорт, доверенность № 15 от 16.06.2020 года, диплом ВСГ № 0750755 от 01.07.2007,

От заинтересованного лица Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края - не явились,

От заинтересованного лица Председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района - не явились,

От третьего лица Администрации Завьяловского района Алтайского края - не явились,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Завьяловского района Алтайского края (далее – Комитет по финансам), к Председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1 (далее – Председатель Комитета по финансам) о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района, выразившееся в неисполнении исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018 в течение трех месяцев со дня его поступления как несоответствующее пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконным бездействие председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1, выразившиеся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018, как несоответствующее п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1 внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края для исполнения исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018.

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Администрацию Завьяловского района Алтайского края (далее - Администрация).

Судом принято уточнение наименования заявителя на публичное акционерное общество "Россети Сибирь".

Заявленные требования мотивированы длительным не поступлением денежных средств на расчетный счет взыскателя во исполнение требований исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018.

Комитет по финансам и Председатель Комитета по финансам в отзыве на заявление просят в удовлетворении требований отказать, полагая, что в рассматриваемом случае со стороны Комитета и его председателя отсутствует незаконное бездействие по неисполнению. Ответчиками приняты все установленные бюджетным законодательством меры для своевременного исполнения исполнительного листа серии ФС № 020258846, предъявленного взыскателем для исполнения в Комитет по финансам. Отсутствие денежных средств в бюджете района по статьям расходов бюджета, предназначенным для погашения задолженности по исполнительным документам, также не согласие депутатов внести соответствующие изменения в бюджет на оплату исполнительного листа, ввиду отсутствия возможности перераспределения средств по строкам бюджета, привели в неисполнению на дату обращения заявителя в суд исполнительного документа. Исполнительный серии ФС № 020258847 в Комитет по финансам не предъявлялся. Председатель комитета по финансам указал, что у него отсутствовала объективная возможность внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края для исполнения исполнительных листов.

Администрация в отзыве указывает на то, что оснований для удовлетворения требований не имеется, по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрение дела в судебных заседаниях неоднократно откладывалось в порядке ст. 158 АПК РФ по ходатайствам представителей сторон, в том числе для предоставления дополнительных доказательств в обоснование возражений и подготовки позиции по представленным доказательствам.

В настоящее судебное заседание представители заинтересованных лиц и третьего лица, не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебное заседание, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводится в их отсутствие.

В судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ приняты уточненные требования о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района, выразившееся в неисполнении исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018 в течение со дня его поступления на исполнение и до даты подачи заявителем настоящего заявления, об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Россети Сибирь» о признании незаконным бездействие председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1, выразившиеся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018, как несоответствующее п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1 внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края для исполнения исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному образованию – Завьяловский район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края, Администрации Завьяловского района Алтайского края о взыскании 889 049 рублей 09 копеек, в том числе 879 949 рублей 09 копеек долга, 9 100 рублей в возмещение судебных расходов в связи; с неисполнением решения Арбитражного суда Алтайского края от 13.02.2015 по делу № А032202Л/21114. и 237 088 рублей 90 копеек процентов за пользование чужими денежным средствами.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.06.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Завьяловского района Алтайского края обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного, суда от 03.10.2018, решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.06.2018 по делу № А03-3423/2018 отменено и принят новый судебный акт, с муниципального образования Завьяловскйй район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Завьяловскйй район Алтайского края в пользу ПАО «МРСК Сибири» взыскано 889 049,09 руб., также 24 261,001(руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

С Администрации Завьяловского района Алтайского края, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с муниципального образования Завьяловскйй район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района за счет казны муниципального образования Завьяловскйй. район Алтайского, .края в пользу ПАО «МРСК Сибири» взыскано 237088,90 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Во исполнение постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 по делу № А03-3423/2018 выданы исполнительные листы серии ФС № 020258846 и серии ФС № 020258847 от 08.11.2018.

Филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» 15.11.2018 исполнительный лист серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018 направлен для принудительного исполнения в Комитет по финансам для взыскания с муниципального образования Завьяловский район Алтайского края за счет казны муниципального образования Завьяловскйй район Алтайского края в пользу ПАО «МРСК Сибири». 889 049,09 руб., также 24 261,00 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Согласно почтовому уведомлению о вручении письмо № 1.1/06.2/3512- пд и исполнительный лист серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 по делу, № А03-3423/2018 поступил в Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края 04.12.2018.

Филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» исполнительный лист серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018 направлен для принудительного исполнения в Управление Федерального казначейства Алтайского края для взыскания с Администрации Завьяловского района Алтайского края, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с муниципального образования Завьяловскйй район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района за счет казны муниципального образования Завьяловскйй район Алтайского, края в пользу ПАО «МРСК Сибири» 237 088,90 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно почтовому уведомлению о вручении письмо № 1.1/06.2/3511- пд и исполнительный лист серии ФС № 020258847 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018 поступил в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю 04.12.2018.

Исполнительные листы должниками не исполнены. Усмотрев в не исполнении исполнительных документов за счет средств муниципального образования Завьяловского района Алтайского края незаконное бездействие Комитета по финансам и его председателя, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает требование обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно вышеуказанной норме, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В материалы дела представлен ответ прокуратуры Завьяловского района от 03.09.2019 № 475ж-2019, поступивший в адрес Общества 16.09.2019, согласно которого надзорный орган не усмотрел нарушений в деятельности заинтересованных лиц.

Таким образом, с момента получения данного документа Обществу стало известно о нарушении его имущественных прав и интересов в связи с длительным неисполнением судебных актов. Обращение в органы прокуратуры, не приведшее к восстановлению нарушенных прав заявителя, принимается судом в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд в связи с необходимостью предоставления возможности судебной защиты нарушенного права.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.

Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (действующего в спорный период) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В соответствии с положениями главой 24.1 БК РФ списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.

Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В силу п. 6 ст. 242.2 БК РФ срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований – три месяца со дня поступления исполнительного документа на исполнение в соответствующий финансовый орган.

Исполнительный лист серии ФС № 020258846 получен Комитетом по финансам, следовательно, исполнение решения арбитражного суда должно быть произведено не позднее трехмесячного срока с даты поступления исполнительного листа. Обществом срок предъявления исполнительного листа к исполнению не нарушен.

Однако, Комитет по финансам возложенную на него законом обязанность по исполнению судебного акта не выполнил по настоящее время.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В части 2 статьи 215.1 БК РФ в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 БК РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, то есть Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.

В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Следует отметить, что бюджетное законодательство допускает определенное отступление от норм закона (решения) о бюджете на стадии исполнения.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 №1312-О-О, законоположения главы 24.1 БК РФ направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац 9 статьи 69 БК РФ). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац 5 пункта 3 статьи 217 БКРФ).

В силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Таким образом, положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Кодекса направлены на гарантирование возможности перераспределения, при возникновении такой необходимости, бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.

Судом установлено и Комитетом не оспаривается, что для целей исполнения судебных актов в бюджете муниципального образования было выделено недостаточно денежных средств.

Однако, как было указано, перераспределение бюджетных ассигнований возможно в рамках бюджетного процесса, с соблюдением процедуры и порядка, предусмотренного бюджетным законодательством.

При отсутствии и недостаточности бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган, как субъект уполномоченный федеральным законом организовывать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые в свою очередь должны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 ст. 83 БК РФ в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Материалами дела установлено, что Председателем Комитета был сделан запрос-требование от 26.12.2018г. № 80, направленный Председателю Завьяловского районного Собрания депутатов Завьяловского района Алтайского края о получении на исполнение исполнительного листа (л.д. 83, т1). Аналогичный запрос-требование от 26.12.2018г. № 81 был сделан главе района. В запросе, направленном в адрес Председателя Завьяловского районного Собрания депутатов Завьяловского района Алтайского края, главе района председатель Комитета по финансам указывает, что в связи с отсутствием бюджетных ассигнований и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Звьяловского района Алтайского края и просит рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований для погашения сложившейся задолженности по исполнительному листу ФС № 020258846 oт 08.11.2018г.

Рассмотрев запрос - требование, Районное Собрание депутатов 04.02.2019 сообщило, что выделение бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного акта, предъявленного по исполнительному листу по делу № А03-3423 2018 от 03.10.2018г. предъявленного ПАО «МРСК Сибири» не предоставляется возможным, обосновав тем, что районный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов принят с предельным дефицитом в 10,4 млн.руб .

Ответа главы администрации района в материалы дела не представлено.

В соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета, утвержденного приказом Комитета по финансам от 06.05.2010 № 4, в соответствии с росписью расходов на 31.12.2018 и на 31.12.2019, направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета.

В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что в бюджете 2018 и 2019 годов не было бюджетных ассигнований, которые возможно было перераспределить в рамках бюджетного процесса с соблюдением процедуры и порядка, предусмотренного бюджетным законодательством (ст.ст. 217 (п.4), 219.1 п.3 БКРФ).

Согласно Реестра исполнительных документов, находящихся на исполнении в Комитете по финансам района по состоянию на 01.06.2020 (л.д. 4, т.3), следует, что на дату поступления исполнительного листа серии ФС № 020258846 в Комитет по финансам – 03.12.2018, на исполнении уже были предъявлены исполнительные документы на сумму 8 636 475, 3 руб.

В материалах дела имеются уточненные росписи расходов бюджета Завьяловского района на 31.12.2019 и 01.06.2020 года, согласно которым, в бюджете Завьяловского района на 2019 год внутри одного раздела 05 подраздела 02 по целевой статье расходов 9990060990 на исполнение судебных актов Российской Федерации было заложено 100 000,00 рублей, а по целевой статье расходов 9990060970 на исполнение судебных актов Российской Федерации было заложено 2 500 000,00 рублей.

В бюджете Завьяловского района на 2020 год внутри одного раздела 05 подраздела 02 по целевой статье расходов 9990060990 на исполнение судебных актов Российской Федерации было заложено 106 000,00 рублей в 1 квартале и 176 000,00 во 2 квартале 2020 года, а по целевой статье расходов 9990060980 на исполнение судебных актов Российской Федерации было заложено 468 996,77 рублей.

Из пояснений председателя Комитета по финансам, дополнительного отзыва от 28.07.2020 следует, что в рамках исполнения бюджета Завьяловского района в 2019 году произведено финансирование на исполнение исполнительного листа ЗАО «Завьяловский райтоп», предъявленного на исполнение 26.06.2019 в сумме 2500000, выделенной по целевому назначению (для уплаты только этому кредитору) по согласованию с представительным органом муниципального образования, в целях недопущения срыва отопительного сезона 2019-2020 годов (расходные расписания № 487 от 02.07.2019 и от 16.07.2019 № 630).

С учетом изложенного и анализа представленных в материалы дела доказательств, суд пришел к выводу о том, что Комитетом не доказана невозможность перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.) как это предусмотрено нормами Бюджетного кодекса РФ и разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 №1312-О-О, учитывая, что погашались обязательства кредиторов, возникшие после предъявления исполнительного листа заявителя в Комитет по финансам.

Кроме того, Комитетом не представлено доказательств обращения в Министерство финансов Алтайского края с просьбой о выделении дополнительных средств их краевого бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета, выделение субсидий на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы, при этом высвобождающиеся собственные доходы местного бюджета могли быть направлены на погашение задолженности по исполнительному документу взыскателя.

Письмо Министерства финансов АК, представленное Комитетом по финансам в материалы дела (л.д. 32, т.3), указывает на недопущение привлечения кредитных ресурсов муниципальными бюджетами в целях оптимизации расходов бюджетов, но не опровергает вышеуказанные бездействия Комитета.

При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок, в соответствии с 4.1 ст.324 АПК РФ судом может быть предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта.

В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств обращения в суд за отсрочкой или рассрочкой исполнения судебного акта Комитет по финансам в материалы дела не представил.

Таким образом, доказательств применения надлежащих и достаточных мер, направленных на исполнение решения суда, предпринято Комитетом и его председателем не было, доказательств обратного, в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ Комитетом не представлено.

Исходя из изложенного, требования общества о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018, в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение, незаконным бездействия председателя Комитета, выразившиеся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа, подлежат удовлетворению.

Исполнительный лист ФС № 020258847 от 08.11.2018 предъявлен заявителем в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю 04.12.2018 к Администрации

Завьяловского района, как к казенному учреждению, счет которому открыт в казначействе.

Согласно Реестра исполнительных документов, предъявленных к Администрации Завьяловского района, находящихся на исполнении в Казначействе по состоянию на 01.06.2020 (л.д. 2, т.3), следует, что на дату поступления исполнительного листа серии ФС № 020258847 в Управление казначейства – 04.12.2018, на исполнении к счету Администрации в казначействе находилось исполнительных документов на сумму 15 290 328 руб., предъявленных в казначейство ранее даты предъявления заявителем.

Заявителем не представлено доказательств отзыва из Казначейства данного исполнительного листа для дальнейшего его исполнения в рамках ст. 252.5 БК РФ в исполнительном производстве. При этом, на исполнение указанный исполнительный лист в Комитет но финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Завьяловского района не предъявлялся, в связи с чем невозможно признать незаконным бездействие Комитета выразившиеся в неисполнении данного исполнительного листа.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

Суд, с учетом изложенного, полагает возможным обязать Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Россети Сибирь». Суд не усматривает оснований для восстановления права заявителя судебным решением путем обязания председателя комитета по финансам внести изменения в бюджетную роспись, поскольку на дату исполнения судебного акта данная возможность судом не может быть подтверждена в целях соблюдения принципа исполнимости судебного акта.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заинтересованное лицо Комитет по финансам района.

Руководствуясь ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение и до даты подачи заявителем настоящего заявления.

Признать незаконным бездействие председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края ФИО1, выразившиеся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Завьяловский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии ФС № 020258846 от 08.11.2018 по делу № А03-3423/2018, как несоответствующее п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.

Обязать Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Россети Сибирь»

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Завьяловского района в пользу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" 3000 руб. в счет возмещения расходов на оплату госпошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В.Синцова