АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93 http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03-21205/2018
4 октября 2019
Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2019.
Полный текст решения изготовлен 04.10.2019.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дементьевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Хабарского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отказа Администрации Хабарского района, изложенного в письме от 07.11.2018 № 1577, в принятии решения об отчуждении арендуемого имущества помещения общей площадью 22,3 кв.м., расположенное в здании спортивного зала «Юбилейный», расположенным по адресу: <...>. Об обязании Администрации Хабарского района Алтайского края совершить действия определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно, обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения общей площадью 22,3 кв.м., расположенное в здании спортивного зала «Юбилейный», расположенным по адресу: <...>, принять решение об условиях приватизации указанного помещения в двухнедельный срок с даты приятия отчета о его оценке, направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 проект договора купли-продажи названного помещения,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Хабарского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, паспорт (до перерыва в судебном заседании);
от заинтересованных лиц – не явились;
от третьих лиц– не явились;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд Алтайского края к Администрации Хабарского района Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Администрация района) о признании не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отказа Администрации Хабарского района, изложенного в письме от 07.11.2018 № 1577 в принятии решения об отчуждении арендуемого имущества помещения общей площадью 22,3 кв.м., расположенного в здании спортивного зала «Юбилейный», расположенным по адресу: <...>. Об обязании Администрации Хабарского района Алтайского края совершить действия определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно, обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения общей площадью 22,3 кв.м., расположенное в здании спортивного зала «Юбилейный», расположенным по адресу: <...>, принять решение об условиях приватизации указанного помещения в двухнедельный срок с даты приятия отчета о его оценке, направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 проект договора купли-продажи названного помещения.
Определением от 06.02.2019 к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечено муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Хабарского района (далее – Спортивная школа).
Определением от 28.03.2019 к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечено Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района.
Заявителем в порядке ст. 49 АПК РФ уточнялись заявленные требования в части способа восстановления права путем обязанияУправление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района совершить действия по заключению договора. Суд, приняв к рассмотрению данные уточнения протокольным определением от 15.05.2019, перевел в состав заинтересованных лиц Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района.
В связи с принятием к рассмотрению в судебном заседании 03.09.2019 уточненных требований заявителя, аналогичных первоначально заявленным (уточнения и дополнения от 29.08.2019, л.д. 26, 30, т.2), суд исключил из числа процессуальных ответчиков и привлек третьим лицом, в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в делеУправление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района.
Заявленные требования мотивированы тем, что предприниматель, в силу закона являющаяся субъектом малого предпринимательства, имеет преимущественное право на приобретение арендуемого с 2010 года по договору аренды, заключенному по результатам торгов, муниципального имущества - нежилого помещения общей площадью 22,3 кв.м., расположенного в здании спортивного зала «Юбилейный», по адресу: <...>. На протяжении более 8 лет предприниматель беспрерывно владеет на праве аренды указанным помещением, вносит арендную плату по договору в установленные договором сроки, не допуская просрочку. На дату обращения заявителя в Администрацию с заявлением от 16.10.2018 о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого объекта муниципальной собственности, были соблюдены все условия, установленные ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ). Арендуемое помещение является конструктивно-обособленным, может быть поставлено на кадастровый учет, установленных вышеназванным законом препятствий для решения вопроса о выкупе муниципального имущества не имеется. Право оперативного управления спорным имуществом у Спортивной школы не возникло в силу ст. 131 ГК РФ, поскольку отсутствует государственная регистрация указанного права.
Администрация в отзыве на заявление, дополнениях к нему, считает требования заявителя необоснованными. Указывает на то, что имущество не подлежит приватизации, так как не внесено в соответствующий перечень муниципальных объектов, при этом, находится по договору в оперативном управлении Спортивной школы с 2010 года. Указанное помещение необходимо для целей реализации функций муниципального образования и не подлежит отчуждению из муниципальной собственности. Полагает, что Администрация не является надлежащим субъектом по распоряжению объектами муниципальной собственности, оспариваемый отказ выдала за пределами своей компетенции. При этом, в надлежащий орган муниципального образования Хабарский район Алтайского края - Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района предприниматель с заявлением о реализации преимущественного права не обращалась. Отказ Администрации, принятый за пределами ее компетенции, не может, по мнению заинтересованного лица, нарушать права заявителя.
Третьи лица письменные отзывы в материалы дела не представили. Присутствующий в судебном заседании 28.03.2019 представитель Спортивной школы полностью поддержал доводы Администрации, возражая против удовлетворения требований предпринимателя.
Более подробно позиции сторон спора изложены в заявлении, отзыве и дополнениях к ним.
Рассмотрение дела в судебных заседаниях неоднократно откладывалось в порядке ст. 158 АПК РФ по ходатайствам участвующих в деле лиц для предоставления дополнительных доказательств, подготовки пояснений по представленным уточнениям и дополнениям позиций участников спора.
В настоящее судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились, извещены в порядке ст. 123 АПК РФ. На основании ст. 158 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании 27.09.2019 судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв.
Выслушав в судебных заседаниях пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Заявитель осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 12 февраля 2016 года, что подтверждается соответствующей выпиской из реестра.
На основании договора аренды нежилого помещения № 6 от 12.11.2010, заключенного по результатам открытых торгов, ФИО1 приняла в пользование на праве аренды от муниципального образования Хабарский район Алтайского края в лице Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района, с согласия балансодержателя – Спортивной школы, муниципальное имущество - нежилое помещение общей площадью 22,3 кв.м., расположенное в здании спортивного зала «Юбилейный», по адресу: <...> для использования под магазин. Срок аренды установлен с 15.11.2010 по 14.11.2020.Договор аренды зарегистрирован в Росреестре.
Актом приема-передачи от 29.11.2010 стороны оформили факт передачи объекта недвижимости по договору аренды, идентифицировав площадь имущества сведениями технического паспорта. 01.01.2012 и 01.01.2013 к договору аренды заключались дополнительные соглашения.
Материалами дела установлено, участвующими в деле лицами не оспаривается, что арендуемое предпринимателем помещение муниципальной собственности расположено в левой части одноэтажного административного здания «Юбиленйный» по ул. Ленина, 59 в с. Хабары, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иные помещения здания.
Арендуемое помещение муниципальной собственности используется предпринимателем под торговлю. В материалы дела представлен договор субаренды от 25.04.2018, сроком действия до 24.04.2019, по которому предприниматель предоставляет арендуемое муниципальное имущество в субаренду ИП ФИО2, акт приема-передачи не представлен.
15.10.2018 ИП ФИО1 обратилась с заявлением в Администрацию (л.д. 10, т.1), указав намерение реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества по договору аренды от 12.11.2010 № 6 в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ. Заявление получено Администрацией 16.10.2018.
Письмом от 07.11.2018 исх.№ 1577 Администрация сообщила предпринимателю на его обращение о реализации преимущественного права, что реализация имущества не планируется.
Рассмотрев указанный выше ответ Администрации как отказ в реализации преимущественного права, не согласившись с данным решением Администрации, заявитель обжаловала отказ в арбитражный суд.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренным законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. В развитие указанной нормы принят Федеральный закон № 159-ФЗ.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
Материалами дела установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из положений статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ, в редакции, действующей на дату обращения предпринимателя с заявлением о выкупе, следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления; 3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 2 статьи ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Заявитель, пользуясь установленными Федеральным законом № 159-ФЗ преимуществами по приобретению в собственность арендуемых объектов муниципальной собственности, обратился в уполномоченный орган муниципального образования – Администрацию Хабарского района Алтайского края с заявлением о реализации преимущественного права.
Как уже было указано, обязательным условием для выкупа арендатором государственного или муниципального имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, является нахождение имущества на день подачи заявления во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества.
Материалами дела установлено, что на дату обращения в Администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп муниципального имущества (16.10.2018) предприниматель владела имуществом на основании договора аренды от 12.11.2010. При этом заключение договора субаренды предпринимателем в апреле 2018 года не лишает предпринимателя права на его использование, в том числе путем сдачи в субаренду.
Договор аренды от 12.11.2010 заключен по результатам торгов, как следует из условий договора, прошел государственную регистрацию, т.е. соответствует требованиям ст.ст. 609, 651 ГК РФ, ст. 53 Федерального закона «О защите конкуренции».
Согласно п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Информационное письмо № 134), по смыслу Федерального закона № 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу ст. 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежило помещение как обособленный объект.
В материалах дела (л.д. 104, т.1) имеется заключение эксперта № 098/13032019, составленное по заказу ИП ФИО1, согласно которому, по результатам осмотра помещения, исследуемое помещение по ул. Ленина, 59 в с. Хабары, находящееся в аренде ИП ФИО1, состоит из помещений 1,2,3 на техническом плане, является изолированным, т.к. отграничено от остального объема здания строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иное помещение. Выдел указанного помещения в самостоятельное помещение возможен.
Довод Администрации о недопустимости указанного заключения в качестве доказательства, как принятого не в рамках судебной экспертизы, суд считает несостоятельным. Указанное заключение суд принимает не как заключение эксперта, составленное в порядке ст. 86 АПК РФ, а как письменное доказательство по делу (ч. 2 ст.64 АПК РФ), представленное стороной в споре, подлежащее оценке судом в порядке ст. 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ Администрация доказательств, опровергающих выводы, содержащиеся в заключении № 098/13032019, не представила.
С учетом изложенного, спорное помещение соответствует признакам ст. 130 ГК РФ и может быть отчуждено по договору купли-продажи в порядке реализации Федерального закона № 159-ФЗ, после проведения соответствующих процедур выдела и постановки на кадастровый учет.
В отзыве Администрация ссылается на статус спорного имущества, как имущества, принадлежащего муниципальному учреждению (Спортивной школе) на праве оперативного управления, что исключает распространение на данное имущество положений Федерального закона № 159-ФЗ, в силу п.3 ч.2 ст.1указаного закона.
В качестве доказательства вышеуказанного довода Администрацией в материалы дела (л.д. 97, т.1) представлен договор от 30.03.2010 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, согласно которому Спортивная школа приняла в оперативное управление с правами пользования и распоряжения здание спортивный зал «Юбилейный», расположенное в <...> г. постройки. Срок действия договора определен до прекращения деятельности Спортивной школы.
Опровергая доводы Администрации о наличии у Спортивной школы права оперативного управления муниципального имущества (спортивный зал «Юбилейный»), в состав которого входит и спорное помещение, заявитель ссылается на отсутствие указанного права оперативного управления, как вещного права, которое возникает только с момента государственной регистрации в силу статей 131, 216 ГК РФ.
Суд считает доводы заявителя в указанной части правомерными, как основанными на положениях п.2 ст. 8, п.1 ст. 131, абз. 5 п.1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ, в контексте положений абз.2 п. 5 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых особенностях, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым право оперативного управления отнесено к вещным правам, подлежит государственной регистрации и возникает с момента данной регистрации.
В нарушение ст. 65 АПК РФ Администрация и Спортивная школа не представили доказательств государственной регистрации права оперативного управления школы на спорное имущество, с учетом чего основания возникновения названного права не доказаны.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2010 N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска” положения частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона № 159-ФЗ в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.
Администрацией не представлено суду доказательств фактического использования или необходимости использования на дату обращения предпринимателя с заявлением о выкупе имущества, арендуемого ИП ФИО1 муниципального имущества площадью 22,3 кв. м., для решения вопросов местного значения.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 20.12.2010 N 22-П указал, что Федеральный закон № 159-ФЗ направлен, как следует из его содержания, на поддержку малого и среднего предпринимательства. С этой целью субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется, в частности, преимущественное право на приобретение арендуемых ими объектов муниципального имущества, которое они могут реализовать в упрощенном (вне конкурсных процедур) по отношению к общим правилам приватизации порядке. Введение для этой категории предпринимателей упрощенного механизма реализации права на приватизацию отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации целям стимулирования свободы предпринимательской деятельности, поддержки конкуренции, становления и развития рыночной экономики, основанной на свободе собственности и договора (статьи 8, 19, 34, 35; статья 71, пункт "ж"). Такое регулирование, корреспондирующее положениям Федерального закона от 24 июля 2007 11 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", гарантирует экономическую самостоятельность более широкому кругу лиц, что, в свою очередь, содействует обеспечению занятости населения и права каждого на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации), а следовательно, более успешной реализации принципов социального государства и социально ориентированной рыночной экономики на основе баланса прав и законных интересов местного самоуправления и лиц, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и в конечном счете способствует упрочению гражданского общества, верховенства права и демократии (пункт 3).
Создание для субъектов малого и среднего предпринимательства льготного правового режима отвечает правовым целям и ценностям, находящимся под защитой статей 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации.
Соблюдение баланса между интересами поддержки малого и среднего предпринимательства и самостоятельностью местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью обеспечивается, в частности, предоставлением органам местного самоуправления возможность утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого для поддержки предпринимательства и не подлежащего отчуждению в частную собственность.
В материалы дела Администрацией представлено постановление от 28.12.2016 № 568, утвердившее «Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (л.д. 62, т.1), в редакции Перечня, утв. постановлением № 454 от 03.11.2017 (л.д. 66, т1), утвержденного в соответствии с ч. 4.1 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В названный перечень входит часть нежилого здания в размере 44, 7 кв. м. по ул. Ленина, 59 в с. Хабары.
При этом, из отзыва Администрации (л.д. 36, т1) следует, что арендуемое предпринимателем помещение площадью 22, 3 кв. м. по ул. Ленина, 59 в с. Хабары, в указанный выше Перечень не входит. Суд, при отсутствии идентификационных признаков части объекта муниципальной недвижимости, включенной в Перечень, руководствуется названной позицией Администрации, отраженной в отзыве.
Довод Администрации о том, что она не является субъектом, в компетенции которого входит рассмотрение обращения субъекта малого предпринимательства о реализации права на выкуп муниципального имущества в порядке Федерального закона № 159-ФЗ, опровергается Уставом МО Хабарского района Алтайского края, в совокупности со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым Администрация является органом местного самоуправления, входящим в структуру местного самоуправления, обладающим полномочиями на распоряжение объектами муниципальной собственности, которые, в свою очередь, Администрация делегирует своим структурным подразделениям, в том числе Управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Хабарского района.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие у ИП ФИО1 на дату обращения в Администрацию (16.10.2018) оснований, установленных ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ на реализацию преимущественного права приобретения в собственность арендуемого муниципального имущества. С учетом изложенного, оснований для отказа Администрацией в реализации предпринимателем преимущественного права не имелось. Оспариваемый отказ противоречит Федеральному закону № 159-ФЗ и нарушает право предпринимателя на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного выше, заявленные требования подлежат удовлетворению, нарушенное право восстановлению, путем обязания Администрации, в том числе в лице управомоченных ею структурных подразделений, совершить определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ действия по заявлению предпринимателя от 16.10.2018.
Согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по оплате госпошлины, понесенные заявителем, подлежат отнесению на заинтересованное лицо. Излишне оплаченная предпринимателем госпошлина в размере 300 руб. подлежит возврату из бюджета в соответствии со ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Хабарского района Алтайского края, изложенный в письме от 07.11.2018 № 1577, в принятии решения об отчуждении арендуемого имущества помещения общей площадью 22,3 кв.м., расположенное в здании спортивного зала «Юбилейный», по адресу: <...>.
Обязать Администрацию Хабарского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем совершения действий, определенных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно, обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения общей площадью 22,3 кв.м., расположенное в здании спортивного зала «Юбилейный», расположенным по адресу: <...>, принять решение об условиях приватизации указанного помещения в двухнедельный срок с даты приятия отчета о его оценке, направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 проект договора купли-продажи названного помещения.
Взыскать с Администрации Хабарского района Алтайского края в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 300 руб. в счет возмещения расходов на оплату госпошлины.
Выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 справку на возврат из федерального бюджета 300 руб. излишне оплаченной госпошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В. Синцова