Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-21385/2017
Резолютивная часть решения объявлена января 2018 года | |
Решение изготовлено в полном объеме января 2018 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по адресу: <...>, зал № 11 заявление открытого акционерного общества «Угольная
компания «Кузбассразрезуголь» (650054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о присуждении компенсацииза нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 061 526,13 руб. по делу № А03-3398/2014 Арбитражного суда Алтайского края по иску открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» к администрации Ельцовского района Алтайского края о взыскании задолженности и неустойки по муниципальному контракту на поставку угля в размере 4 139 542,03 руб.
Заинтересованные лица: муниципальное образование Ельцовский район Алтайского края в лице администрации Ельцовского района Алтайского края (659470, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>); Комитет администрации Ельцовского района по финансам, налоговой и кредитной политике (659470, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>); Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Серафимович Е.П.)в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» - ФИО3 по доверенности от 04.02.2016 (срок действия 3 года).
Суд установил:
открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с заявлением о присуждении компенсации в размере 1 061 526,13 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу №А03-3398/2014 Арбитражного суда Алтайского края за период с 10.01.2015 по 10.11.2017.
На основании статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) и статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в рассмотрении заявления в качестве заинтересованных лиц привлечены: муниципальное образование Ельцовский район Алтайского края в лице администрации Ельцовского района Алтайского края (далее – Администрация); Комитет администрации Ельцовского района по финансам, налоговой и кредитной политике (далее – Комитет по финансам); Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – Управление казначейства).
От Администрации поступил отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо считает присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в указанном заявителем размере несоответствующим принципу разумности и соразмерности имеющейся задолженности. Указывает, что на момент выдачи спорного исполнительного документа на исполнении в Управлении казначейства находились ранее выданные неисполненные исполнительные листы о взыскании сумм задолженности с Администрации; что Администрацией совершаются все возможные в пределах предоставленных ей полномочий действия по погашению задолженности по исполнительному листу, а именно: Администрация в 2015, 2016, 2017 годах неоднократно обращалась в представительный орган Ельцовского района с ходатайством о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств или перераспределением имеющихся бюджетных средств в целях погашения имеющейся задолженности на исполнение судебных решений, включая спорный исполнительный лист, однако в связи с отсутствием дополнительных поступлений в районный бюджет в 2015-2017 годах и отсутствия возможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов районного бюджета районным Советом депутатов Ельцовского района Алтайского края было отказано в выделении Администрации дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях погашения задолженности в
2015-2017 годах; Администрация неоднократно обращалась к субъекту Российской Федерации (Комитету по финансам) о выделении бюджетных средств в форме дополнительной дотации, кредитов с целью погашения задолженности по исполнительным документам. Указывает, что при принятии бюджета на 2017 год исполнение судебных актов в полном объеме не планировалось, в связи с большим количеством исполнительных документов, погашение кредиторской задолженности прошлых лет в полном объеме повлечет за собой неисполнение вопросов местного значения. В связи с тем, что предусмотренных в бюджете средств недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении, погашение задолженности производится в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели; Администрация самостоятельно не имеет возможности увеличить расходную часть обязательств в бюджете района на исполнение судебных решений.
От Управления казначейства и Комитета по финансам отзывы к моменту рассмотрения дела не поступили.
Представители Администрации, Комитета по финансам, Управления казначейства в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела лица, участвующие в деле, извещены в порядке статьи 123 АПК РФ, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению заявления по существу по представленным доказательствам.
Рассмотрев заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и материалы дела № А03-3398/2014 Арбитражного суда Алтайского края, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа установил следующее.
Решением от 04.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 10.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с Администрации в пользу Общества взыскано 4 139 542, 03 руб., в том числе 3 721 775, 75 руб. задолженности и 417 766,28 руб. неустойки, а также 9 020 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В целях исполнения судебного акта 23.09.2014 выдан исполнительный лист серии АС № 005148539, который 03.10.2014 направлен в Управление казначейства для исполнения и получен последним 09.10.2014 (входящий
№ 13652), о чем имеется отметка на заявлении (л.д. 7).
Трехмесячный срок с 09.10.2014 на исполнение Управлением казначейства решения суда истек 09.01.2015.
18.09.2017 Управлением казначейства исполнительный лист серии
АС № 005148539, выданный 23.09.2014 Арбитражным судом Алтайского края на основании решения от 04.06.2014 по делу А03-3398/2014, возвращен Обществу на основании его заявления от 10.09.2017.
04.10.2017 исполнительный лист серии АС № 005148539 направлен Обществом на исполнение в Комитет по финансам на основании решения от 04.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу А03-3398/2014 и определения суда от 17.08.2017 о разъяснении решения суда по данному делу.
До настоящего времени решение от 04.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу А03-3398/2014 в полном объеме должником не исполнено (остаток задолженности 4 131 562,03 руб.).
Ссылаясь на продолжающееся неисполнение судебного акта от 04.06.2014 по делу А03-3398/2014, полагая свое право на исполнение судебного акта в разумный срок нарушенным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о присуждении компенсации в размере 1 061 526,13 руб. за период с 10.01.2015 по 10.11.2017.
При рассмотрении заявления Арбитражный суд Западно-Сибирского округа исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что правом на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта наделены лишь те взыскатели, право которых нарушено неисполнением в разумный срок судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «б» пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - постановление Пленума № 11), под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, отзыв Администрации и принимая во внимание, что Администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (подпункт 3 пункта 1 статьи 101 Устава (Основного закона) Алтайского края, статья 40 Устава муниципального образования Ельцовский район Алтайского края), а обязанность по оплате задолженности по муниципальным контрактам является денежным обязательством, реализация которого предполагает в конечном итоге обращение взыскания на средства местного бюджета, суд признает обращение Общества с заявлением о присуждении компенсации правомерным и обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 222.8 АПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом, в частности, таких обстоятельств, как: поведение заявителя и других участников арбитражного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта; общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В силу статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ предусмотрен трехмесячный срок на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.2 БК РФ органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
На основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.10.2010 № 10247/2010 изложил правовую позицию о том, что по смыслу норм БК РФ срок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств
по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными (пункты 3 и 4 статьи 222.8 АПК РФ), если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46 постановления Пленума № 11).
Частью 8 статьи 3 Закона о компенсации и частью 3 статьи 222.1
АПК РФ установлено, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 55 постановления Пленума № 11).
Как следует из материалов дела, исполнительный лист серии АС
№ 005148539 во исполнение решения от 04.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края о взыскании с Администрации в пользу Общества 4 139 542,03 руб. поступил в Управление казначейства 09.10.2014.
Трехмесячный срок с 09.10.2014 на исполнение Управлением казначейства решения суда истек 09.01.2015.
В период нахождения исполнительного листа на исполнении было произведено частичное исполнение на сумму 17 000 руб., что не оспаривается заявителем (согласно акту сверки по состоянию на 30.11.2017 (л.д.4) платежные поручения от 03.06.2016 № 499793 на сумму 2 000 руб., от 28.07.2016 № 459052 на сумму 10 000 руб., от 29.11.2016 № 629214 на сумму 1 000 руб., от 14.04.2017 № 123649 на сумму 2 000 руб., от 03.08.2017
№ 218148 на сумму 2 000 руб.).
Оставшаяся сумма задолженности (4 131 562, 03 руб.) до настоящего времени не погашена.
С заявлением о присуждении компенсации Общество обратилось 05.12.2017 (согласно отметке Арбитражного суда Алтайского края о принятии заявления). С момента истечения трехмесячного срока для исполнения исполнительного документа (09.01.2015) до обращения в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации истекло более двух лет десяти месяцев.
Как следует из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации, гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 № 4-П).
В постановлении от 24.07.2003 по делу «Рябых против России» Европейский Суд по правам человека указал, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия. В противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может оставаться неисполненным, «право на суд» становится иллюзорным.
Принцип обязательности исполнения судебных актов (статья 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», часть 1 статьи 16 АПК РФ) предполагает безусловное их исполнение соответствующими органами власти.
Обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту. Поэтому неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок и предполагает необходимость выплаты справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
Исходя из постановления Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) от 26.06.2008 по делу «Красев (Krasev) против Российской Федерации», если решение вынесено против государства, то именно оно обязано проявить инициативу для исполнения этого решения.
В постановлении ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2) разъяснено, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок. Государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
На основании части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, влечет для него риск наступления последствий такого поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012
№ 12505/11).
По правилам статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание, что на 05.12.2017, то есть на дату обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации, общая продолжительность неисполнения судебного акта составила 3 года 1 месяц 26 дней (со дня поступления исполнительного листа в Управление казначейства 09.10.2014), и указанный срок исполнения судебного акта не отвечает критерию разумности, суд считает установленным факт нарушения права Общества на исполнение в разумный срок судебного акта по делу № А03-3398/2014.
Нарушение права Общества на исполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, не зависящим от него.
Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (пункт 40 постановления Пленума № 11).
Согласно статье 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера денежной компенсации судом должна быть принята во внимание правовая позиция, изложенная в пункте 60 постановления Пленума № 11, согласно которой в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. В частности, размер указанной компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о присуждении компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику ЕСПЧ, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, принимая во внимание частичное погашение суммы задолженности по исполнительному листу;совершение Администрацией действий, предпринимаемых для исполнения судебного акта (неоднократные обращения в районный Совет депутатов Алтайского края с ходатайством «О выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов» в целях погашения задолженности); поведение Общества и компетентного органа, представляющего в настоящем деле интересы муниципального образования (Администрация); ограниченные возможности бюджета муниципального образования; наличие решений Ельцовского районного Совета депутатов Алтайского края о рассмотрении ходатайства Администрации «О выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов» от 21.06.2016 № 22, от 16.05.2017 № 14, от 14.11.2017 № 48 и № 49, в соответствии с которыми Администрации отказано в выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях погашения задолженности; отсутствие в материалах дела доказательств наступления для заявителя негативных последствий, а также практику ЕСПЧ, арбитражный суд округа считает, что требуемая Обществом сумма 1 061 526,13 руб. является чрезмерной и полагает возможным, основываясь на принципах разумности и справедливости, определить сумму компенсации в размере 200 000 (двести тысяч) руб., что сопоставимо с размером компенсации, присуждаемой ЕСПЧ при схожих обстоятельствах.
Принимая решение о размере компенсации за нарушение права Общества на исполнение судебного акта в разумный срок, арбитражный суд округа отмечает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заявителя и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного незаконными действиями соответствующих органов (пункт 1 постановления Пленума № 11).
Исполнение решения суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок производится в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 БК РФ понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Как следует из Устава муниципального образования Ельцовский район Алтайского края (статья 61) функции в области бюджета, в том числе непосредственное составление проекта районного бюджета осуществляет финансовый орган администрации района.
В соответствии с Положением о комитете администрации Ельцовского района по финансам, налоговой и кредитной политике, принятым решением районного Совета депутатов от 27.07.2010 № 33, основными целями и задачами Комитета по финансам является составление проектов и исполнение районного бюджета (раздел 2), во исполнение которых Комитет по финансам осуществляет основные функции, в том числе: осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета района; осуществляет операции со средствами бюджета района; ведет реестр расходных обязательств района; осуществляет другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами Алтайского края, Уставом Ельцовского района и решениями Совета депутатов (раздел 3).
Учитывая изложенное, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования Ельцовский район Алтайского края в лице Комитета по финансам за счет средств бюджета муниципального образования, поскольку согласно части 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств того бюджета, органом или организацией, финансируемыми за счет средств которого либо должностным лицом этого органа или этой организации было допущено нарушение.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в пользу заявителя также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решил:
заявление открытого акционерного общества «Угольная
компания «Кузбассразрезуголь» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу
№ А03-3398/2014 Арбитражного суда Алтайского края удовлетворить частично.
Взыскать с комитета администрации Ельцовского района по финансам, налоговой и кредитной политике (659470, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***>) за счет бюджета муниципального образования Ельцовский район Алтайского края в пользу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) компенсацию за нарушение права на исполнение судебногоакта в разумный срок в размере 200 000 (двести тысяч) рублей и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме
6 000 (шесть тысяч) рублей.
Выплату произвести по следующим реквизитам: ИНН/КПП: <***>/424950001, расчетный счет <***> в Кемеровском отделении № 8615 ПАО Сбербанк г.Кемерово, корреспондентский счет 30101810200000000612, БИК 043207612.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий И.В. ФИО4
Судьи А.А. Бурова
А.А. Кокшаров