ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-21922/13 от 10.02.2014 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (385-2) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// altai-krai.arbitr.ru е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2014 г.

г. Барнаул

дело № А03-21922/2013

Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 10 февраля 2014 г.

Решение суда в полном объеме изготовлено 14 февраля 2014 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Сбитнева А.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Солдатовой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае о признании незаконным бездействия по неосуществлению контроля за принятием обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Гамбино» на реализацию арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22 по поручению № 1363/ССП-22/07.13 от 31.07.2013, и обязании обеспечить контроль,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Гамбино», закрытого акционерного общества (ЗАО) АКБ «Промсвязьбанк» и ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 20.01.2012 № 22/Д-05-28АГ;

от заинтересованного лица – не явился;

от третьих лиц – не явились,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд обратилось Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – заявитель, Управление ФССП по Алтайскому краю) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее – заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Алтайском крае) с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) о признании незаконным бездействия по неосуществлению контроля за принятием ООО «Гамбино» на реализацию арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22 по поручению № 1363/ССП-22/07.13 от 31.07.2013, и обязании обеспечить контроль.

Заявленные требования со ссылкой на нормы Федеральных законов «О залоге» и «Об исполнительном производстве, а также Приказ ФССП РФ № 347, Росимущества № 149 от 25.07.2008 мотивированы тем, что заинтересованным лицом не предприняты меры по осуществлению контроля за деятельностью привлеченной специализированной организации, осуществляющей реализацию арестованного имущества, что повлекло за собой нарушение принципа своевременности совершения исполнительных действий. ООО «Гамбино» отказалось принимать имущество на реализацию, при этом ТУ Росимущества не обеспечило контроль за соблюдением специализированной организацией требований законодательства об исполнительном производстве.

В отзыве на заявленные требования заинтересованное лицо полагает, что в действиях специализированной организации, осуществляющей реализацию арестованного имущества, по отказу в принятии на реализацию арестованного имущества отсутствуют нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок реализации заложенного имущества. Как установлено нормами Федерального закона «О залоге» прием на реализацию заложенного движимого имущества осуществляется залогодержателем. В связи с изложенным, заинтересованное лицо находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Определением от 28.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Гамбино», ЗАО АКБ «Промсвязьбанк» и ФИО1.

От ООО «Гамбино» в материалы дела представлен отзыв на заявленные требования, в соответствии с которым третье лицо находит их необоснованными. Общество полагает, что деятельность по реализации арестованного имущества, помимо законодательства об исполнительном производстве регламентируется и иным законодательством. Поскольку реализации подлежит заложенное имущество, применению подлежат также нормы Закона о залоге, которым предусмотрено, что прием на реализацию заложенного движимого имущества осуществляется залогодержателем, а не специализированной организацией, осуществляющей реализацию арестованного имущества, как то предусмотрено законом об исполнительном производстве. В данном случае нормы Закона о залоге будут специальными по отношению к общим нормам Закона об исполнительном производстве.

Третьи лица о времени и месте проведения судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с частью 6 статьи 121 Кодекса суд признает их извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

В судебное заседание заинтересованное лицо своего представителя не направило, о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом. На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ТУ Росимущества в Алтайском крае.

В судебном заседании заявитель настаивал на доводах заявления.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, арбитражным судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что в производстве Новоалтайского межрайонного отдела судебных приставов находится исполнительное производство № 4837/09/53/22, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного 11.02.2009 Центральным районным судом г. Барнаула по делу № 2-623/2009 о взыскании с солидарных должников, в том числе с ФИО1, в пользу ЗАО АКБ «Промсвязьбанк» задолженности по кредитному договору, процентам, процентам на ссуду, неустойки, неустойки по процентам, всего на сумму 1 314 608 руб. 48 коп.

22.10.2011 судебным приставом-исполнителем на основании соответствующего постановления наложен арест на имущество должника ФИО1, а именно автомобиль марки ВАЗ 21120, 2001 года выпуска, государственный регистрационный знак Р511НА22RUS, стоимость которого определена в соответствии с договором залога от 07.09.2007 № 1-2-26/001627-3 в размере 150 000 руб., о чем 13.11.2012 вынесено постановление об оценке имущества должника.

01.07.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги, в Росимущество направлена заявка на реализацию арестованного имущества.

Поручением от 31.07.2013 № 1363/ССП-22/07.13 (л.д. 58-59) ТУ Росимущества в Алтайском крае поручило ООО «Гамбино» (Поверенному) совершить от имени Териториального управления юридические и иные действия по реализации на открытых торгах заложенного имущества, принадлежащего ФИО1, арестованного Новоалтайским межрайонным отделом судебных приставов, в рамках исполнительного производства № 4837/09/53/22.

09.08.2013 заместителем начальника Новоалтайского межрайонного отдела судебных приставов в адрес ООО «Гамбино» направлено требование, в соответствии с которым Поверенному надлежало принять на реализацию имущество, указанное в поручении от 31.07.2013 № 1363/ССП-22/07.13.

В заявлении от 19.08.2013 (л.д. 32) представитель ООО «Гамбино» оказался принять арестованное имущество со ссылкой на изменение законодательства о залоге.

Письмом от 10.09.2013 ТУ Росимущества в Алтайском крае информировало Новоалтайский межрайонный отдел судебных приставов о том, что движимое имущество, подлежащее передаче на реализацию, и находящееся в залоге, подлежит передаче залогодержателю, то есть ОАО «Промсвязьбанк».

Полагая, что ТУ Росимущества в Алтайском крае не осуществляет контроль за деятельностью ООО «Гамбино» в части непринятия на реализацию арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22, Управление ФССП по Алтайскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным и обязании ТУ Росимущества в Алтайском крае обеспечить соответствующий контроль за деятельностью поверенной организации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Частью 1 статьи 87 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию (часть 6).

Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (часть 7).

Из материалов дела следует, что постановлением от 22.10.2011 судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства произвел арест движимого имущества, принадлежащего должнику, при этом на основании договора от 07.09.2007 данное имущество находилось в залоге у взыскателя по исполнительному производству. Постановлением от 13.11.2012 судебным приставом – исполнителем произведена оценка имущества и 01.07.2013 арестованное имущество передано на торги.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

В пункте 5.5. Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Пунктом 6.6. данного Положения установлено, что Федеральное агентство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц – для реализации в установленном порядке иного имущества, предусмотренного настоящим Положением.

Приказами Федеральной службы судебных приставов № 347 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 149 от 25.07.2008 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка, постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

Как установлено пунктом 2.3. Порядка судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество (в случае невозможности передачи имущества в натуре – правоустанавливающие и подтверждающие право документы) для реализации, а Росимущество (специализированные организации) принимает в течение семи рабочих дней после даты принятия решения Росимуществом.

Пунктом 5.4.1. установлено, что Росимущество обеспечивает контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдения положений настоящего Порядка.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 78 Закона об исполнительном производстве, а также изданными в их развитие нормами Порядка взаимодействия, предусмотрено, что после получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления о передаче имущества должника на реализацию Росимущество принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем извещает территориальный орган ФССП России. Арестованное имущество по акту приема-передачи передается для реализации судебным приставом-исполнителем в Росимущество (специализированную организацию).

Материалами дела установлено, что постановлением от 01.07.2013 судебным приставом-исполнителем арестованное имущество передано на торги. Поручением от 31.07.2013 № 1363/ССП-22/07.13 ТУ Росимущества в Алтайском крае поручило ООО «Гамбино» совершить от его имени юридические и иные действия по реализации на открытых торгах заложенного имущества.

Вместе с тем, заявлением от 19.08.2013 ООО «Гамбино» оказалось принять арестованное имущество со ссылкой на статью 28.2. Закона РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге». Письмом от 10.09.2013 ТУ Росимущества в Алтайском крае поддержало позицию поверенной организации о том, что в соответствии с указанной нормой прием на реализацию заложенного движимого имущества осуществляется залогодержателем.

Арбитражный суд не соглашается с правомерностью данной позиции в связи со следующим.

Нормами статьи 28.2. Закона о залоге регламентирован порядок реализации заложенного движимого имущества на торгах, на которое обращено взыскание в порядке, установленном статьей 24.1. названного Закона. В данном случае решением Центрального районного суда г. Барнаула от 11.02.2009 по делу № 2-623/2009 на имущество должника ФИО1, а именно автомобиль марки ВАЗ 21120, 2001 года выпуска, государственный регистрационный знак Р511НА22RUS, взыскание не обращалось. Автомобиль арестован на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 22.10.2011 в рамках исполнительного производства № 4837/09/53/22.

Таким образом, в данном случае применению подлежат общие нормы, устанавливающие порядок реализации имущества должника (статья 87 Закона № 229-ФЗ), с учетом особенностей статьи 78 Закона, закрепляющих обеспечение соблюдения прав и законных интересов залогодержателя.

В связи с изложенным, с учетом норм, устанавливающих обязанность территориальных органов Росимущества осуществлять контроль за реализацией арестованного имущества должников, арбитражный суд приходит к выводу, что данный контроль ТУ Росимущества в Алтайском крае за деятельностью ООО «Гамбино» в части непринятия на реализацию арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22 не обеспечивается, что является нарушением требований статьи 87 Закона «Об исполнительном производстве», а также принципа своевременности совершения исполнительных действий, закрепленного в статье 4 Закона. Допущенные нарушения влияют на права и законные интересы Управления ФССП по Алтайскому краю, которое обеспечивает принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц на территории Алтайского края.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В связи с изложенным, требование Управления ФССП по Алтайскому краю о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Алтайском крае по неосуществлению контроля за принятием ООО «Гамбино» на реализацию арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22 подлежит удовлетворению.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, суд должен указать обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит суд устранить допущенные нарушения своих прав и законных интересов путем обязания ТУ Росимущества в Алтайском крае обеспечить контроль за принятием ООО «Гамбино» на реализацию арестованного имущества.

Вместе с тем, избранный заявителем способ восстановления нарушенного права не отвечает критерию конкретности, поскольку содержит общие формулировки в части обязания заинтересованное лицо обеспечить контроль за принятием поверенной организацией на реализацию арестованного имущества. По мнению суда права и законные интересы заявителя могут быть восстановлены путем обязания заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения контроля за реализацией ООО «Гамбино» арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22 в порядке, установленном статьей 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В связи с тем, что заявитель и заинтересованное лицо в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, судом не рассматривается вопрос о ее распределении.

Руководствуясь статьями 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Алтайского края

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае по неосуществлению контроля за принятием обществом с ограниченной ответственностью «Гамбино» на реализацию арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22 по поручению № 1363/ССП-22/07.13 от 31.07.2013.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю путем обеспечения контроля за реализацией обществом с ограниченной ответственностью «Гамбино» арестованного имущества по исполнительному производству № 4837/09/53/22, в том числе за принятием имущества на реализацию в порядке, установленном статьей 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края А.Ю. Сбитнев