ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-2817/20 от 28.04.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru   е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                                     

28 апреля 2020 года                                                                                  Дело № А03-2817/2020

Решение суда принято и изготовлено в полном объеме 28 апреля 2020 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Захаровой Я.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой О.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, с. Крутишка Шелаболихинского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Шелаболихинского района Алтайского края, с. Шелаболиха Шелаболихинского района Алтайского края (ИНН <***>,  ОГРН <***>),  при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>,  ОГРН <***>), о признании за муниципальным образованием Крутишинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края право муниципальной собственности в силу приобретательной давности на объект недвижимого имущества (сооружение): «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)», расположенный по адресу: <...>,

при отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация  Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, с. Крутишка Шелаболихинского района Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к  Администрации Шелаболихинского района Алтайского края, с. Шелаболиха Шелаболихинского района Алтайского края, о признании за муниципальным образованием Крутишинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края право муниципальной собственности в силу приобретательной давности на объект недвижимого имущества (сооружение): «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)», расположенный по адресу: <...>.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края.

Исковые требования со ссылками на ст. ст. 12, 215, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы тем, что истец открыто, добросовестно и непрерывно владеет как своим собственным объектом - недвижимым имуществом (сооружением): «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)», расположенным по адресу: <...>. Истец также указывает, что несет бремя по содержанию памятника, однако, для предоставления истцу субсидий на текущий и капитальный ремонт, благоустройство территорий объектов культурного наследия - памятников Великой Отечественной войны на 2020 год в  соответствии с п. 57 табл. № 24 прил. № 17 Закона Алтайского края от 03.12.2019 № 102-ЗС «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», а также соглашением между Министерством культуры Алтайского края и Администрацией Шелаболихинского района от 31.01.2020 № 2/42 необходимо наличие зарегистрированного права собственности.  

В соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2020 года № 821 предварительное судебное заседание,  проводилось в отсутствие сторон.

При отсутствии письменных возражений, в соответствии с п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле, ввиду наличия от всех лиц, участвующих в деле, ходатайств о рассмотрении дела без их участия в судебном заседании.

В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, поступивший от  Администрации Шелаболихинского района Алтайского края, в котором ответчик не возражал против удовлетворения исковых требований.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края в отзыве на исковое заявление указало, что владеет спорным объектом как своим собственным добросовестно, открыто и непрерывно более 15 лет, в связи с чем, не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.

Изучив отзывы на исковое заявление, исследовав письменные материалы по делу и оценив доказательства, представленные истцом в обоснование своих требований, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, с 1975 года на территории муниципального образования Крутишинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края на земельном участке с кадастровым номером: 22:59:010112:954, расположенном по адресу: <...> (далее - земельный участок), находится сооружение «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» (далее - Памятник).

Из постановления Администрации Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края от 20.12.2013 года № 125 следует, что сооружению «Мемориальный комплекс (Мемориал Славы) воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны присвоен адрес: <...>.

Согласно п. 1 постановления Администрации Шелаболихинского района от 20.03.1995 №   120 «Об историко-культурном наследии Шелаболихинского района» ответственность за сохранность объектов культурного наследия, не имеющих собственников, пользователей, владельцев, несут районная и сельские администрации.

В соответствии с постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.04.2001 № 94 «Об утверждении списка памятников Великой Отечественной войны в Алтайском крае» (далее - Постановление № 94) данный Памятник принят на государственную охрану и отнесен к категории памятников истории и культуры местного значения.

На основании ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»   данный Памятник отнесен к категории памятников истории и культуры регионального значения.

Пунктом 2 Постановления № 94 органам местного самоуправления края предложено принять соответствующие правовые акты о закреплении памятников Великой Отечественной войны, входящих в данный список, в муниципальную собственность.

Постановлением № 94 подтверждается, что Памятник состоит на государственном учете и охране, как объект культурного наследия муниципального значения - памятник «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)».

В рамках исполнения Постановления № 94 Советом депутатов Шелаболихинского района принято постановление от 27.04.2001 № 27 «Об утверждении списка памятников Великой Отечественной войны в Шелаболихинском районе», которым утвержден список Памятников воинам - землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) с отнесением их в собственность внутрирайонных территориальных образований.

Данным постановлением памятник отнесен к собственности Крутишинского сельсовета.

Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 03.12.2019 года № 631 утверждено охранное обязательство на памятник «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гт.)».

В письме Министерства культуры Алтайского края от 27.12.2019 года № 22- 07/ПА/5151 указано, что в рамках мероприятий по распределению субсидий на текущий и капитальный ремонт, благоустройство территорий объектов культурного наследия - памятников Великой Отечественной войны, объект, подлежащий ремонту и (или) благоустройству должен находиться в муниципальной собственности: муниципального района или сельского поселения.

В соответствии с ответом Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай от 14.11.2019  года № ЕХ-7941 «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)», расположенный по адресу: <...>, в реестре федерального имущества отсутствует.

Из письма Управления имущественных отношений Алтайского края от 08.11.2019 года № 48/11414 следует, что «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)», расположенный по адресу: <...>, в реестре государственного имущества Алтайского края не значится.

Согласно сообщению Шелаболихинского производственного участка Павловского отделения Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 03.12.2019 № б/н в архиве Шелаболихинского производственного участка Павловского отделения отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - на «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)», расположенный по адресу: <...>.

В соответствии со справкой Администрации Шелаболихинского района Алтайского края от 06.11.2019 года № 258/П/2234 «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)», расположенный по адресу: <...>, в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования Шелаболихинский район Алтайского края не учтен.

Администрация Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края в справке от 27.11.2019 года № 557 указала, что «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)», расположенный по адресу: <...>, не учтен в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования Крутишинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края.

Из Уведомления филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от 02.03.2020 года № 22/001/023/2020-8044 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости.

Истцом в материалы дела также представлен технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ФИО1, на объект «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу:  <...>, имеющий площадь застройки 700,2 м., внесенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 221510367800005.

Истец считает, что право собственности на Памятник, ранее не оформлялось, следовательно, Администрация муниципального образования Крутишинский сельсовет Шелаболихинского района в силу пунктов 3 и 13 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе признать право муниципальной собственности на памятник «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)», расположенный по адресу: <...>.

Статьями 9.3, 18, 51, 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления обладают полномочиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и за ними может быть признано право собственности на памятники культуры в судебном порядке с последующей регистрацией. Ответственность за их ремонт и содержание возложена на органы местного самоуправления.

Памятник является не только объектом культурного наследия местного значения, но также памятником истории.

 Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия народов Российской Федерации относятся к особому виду недвижимого имущества и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности и в иных видах собственности.

В настоящее время истец на основании ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации просит признать право собственности на спорный объект в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации и статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, в том числе путем признания права. Иск о признании права может быть заявлен собственником индивидуально-определенной вещи, как владеющим, так и не владеющим ею, чьи права оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, в связи с чем собственник лишен возможности определить юридическую судьбу вещи.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В соответствии с п. 4 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

Судом установлено, что истец до настоящего времени открыто, добросовестно и непрерывно и  владеет и пользуется спорным объектом, несет присущее собственнику бремя его содержания, что подтверждается протоколом двадцать первой сессии сельского Совета депутатов от 24.03.2000 года, охранным обязатель­ством, утвержденным приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 03.12.2019 года № 631, техническим планом, справкой Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шелаболихинского района о рас­ходах бюджета поселения на осуществление полномочий по сохранению, использо­ванию, популяризации и охране объектов культурного наследия (памятников исто­рии и культуры) местного (муниципального) значения от 17.02.2020 года № 17, авансовыми отчетами, товарными чеками, имеющимися в материалах дела.

Земельный участок, с кадастровым номером 22:59:010112:9541, на котором расположен спорный объект, предоставлен Администрации Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с постановлением Администрации Шелаболихинского района Алтайского края от 24.12.2019 года № 603.

Судом также не установлены притязания со стороны третьих лиц на находящееся у истца имущество – «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», расположенный по адресу: <...>.

Гражданское законодательство исходит из принципа, что надлежащим владельцем имущества является лицо, у которого это имущество находится.

Администрация Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края в силу закона вправе обратиться с иском в суд в защиту права муниципальной собственности, при этом право собственности возникает у соответствующего муниципального образования.

Установленные судом обстоятельства по делу, свидетельствуют о том, что спорное имущество открыто, непрерывно и добросовестно используется истцом в течение более пятнадцати лет. Таким образом, истец приобрел право собственности в отношении спорного имущества, однако не может зарегистрировать свое право собственности в установленном законом порядке.

Поскольку судом не установлены притязания со стороны третьих лиц на находящееся у истца имущество - памятник, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и удовлетворяет их в полном  объеме.

Государственная пошлина при подаче искового заявления истцом не оплачивалась ввиду того, что он в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от ее уплаты.

На основании ст. 12, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Признать за муниципальным образованием Крутишинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества (сооружение): «Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)», расположенный по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                    Я.В. Захарова