ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3043/2022 от 02.08.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                                               Дело № А03-3043/2022

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 03 августа 2022 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Барнаульского транспортного прокурора к Алтайской таможне о признании незаконным постановления Алтайской таможни от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении № 10605000-20/2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Агро" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Агро",

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, служебное удостоверение № 305358,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 23.12.2019, диплом ААЭП № 817 от 07.06.2001, служебное удостоверение № 047147,

 от третьего лица – не явились,

УСТАНОВИЛ:

Барнаульский транспортный прокурор (далее - Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Алтайской таможни от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении № 10605000-20/2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Агро" (далее – ООО "Зенит-Агро", Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Также Прокурор просил направить дело на новое рассмотрение в Алтайскую таможню.

В обоснование заявления указано, что административным органом неправомерно указано на повторность совершения административного правонарушения.

Алтайская таможня представила отзыв на заявление, в котором указала на законность оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, просил суд не направлять дело на новое рассмотрение в Алтайскую таможню, а изменить оспариваемое постановление, переквалифицировав действия ООО "Зенит-Агро" с части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ на часть 1 той же статьи. Представитель административного органа просил отказать в удовлетворении заявления Прокурора.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Общество в марте 2021 года в рамках исполнения обязательств по контракту на поставку продукции от 25.01.2021 года № 16-48, заключенному с ТОО "GrainAgroTrade" (Республика Казахстан), осуществило вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан.

Общество было обязано представить в Алтайскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) за март 2021 года до 14.04.2021 включительно.

Вместе с тем, статистическая форма за март 2021 года была представлена в Алтайскую таможню несвоевременно, а именно 14.12.2021      (системный номер - ED20211214061347175, регистрационный номер 10605000/141221/С769691).

13.01.2022 по усматривающимся признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Зенит-Агро" был составлен протокол об административном правонарушении № 10605000-20/2022.

20.01.2022 Алтайской таможней в отношении Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10605000-20/2022, которым ООО "Зенит-Агро" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Прокурор обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд полагает, что требования Прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения,  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи,  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения является установленный порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.

Субъектом вменяемого правонарушения может выступать любое российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, т.е. юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики Российской Федерации.

В части 1 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ определено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 03.12.2018 № 197 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".

Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (часть 2 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ).

Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) установлена обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", которым на основании части 3 статьи 104 Федерального закона № 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила).

Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

В силу пункта 6 Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

В соответствии с пунктом 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что Общество обязано было представить в Алтайскую таможню статистическую форму за отчетный период март 2021 года до 14.04.2021 (включительно), однако статистическая форма за отчетный период март 2021 года Обществом представлена в Алтайскую таможню 14.12.2021.

Согласно части 3 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "Зенит-Агро" предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Вступая в соответствующие правоотношения, Общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований таможенного законодательства.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы, подтвержден материалами административного производства и по существу Прокурором не оспаривается.

Административным органом установлено, что Общество ранее совершало административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ (постановление о назначении наказания по делу № 10605000-528/2021 было вынесено 15.04.2021 и вступило в законную силу 25.05.2021).

Алтайская таможня полагает, что правонарушение, выразившееся в несвоевременном предоставлении статистической формы, считается оконченным в день подачи статистической формы.Применительно к спорной ситуации статистическая форма была подана 14.12.2021, следовательно, именно эта дата является датой совершения административного правонарушения.

Таким образом, по мнению, Алтайской таможни, в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3, статьи 4.6 КоАП РФ ООО "Зенит-Агро" совершило административное правонарушение повторно.

В свою очередь, Прокурор полагает, что административный орган пришел к ошибочному выводу о том, что ООО "Зенит-Агро" повторно совершило правонарушение, ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено Обществом 15.04.2021, то есть до вступления в законную силу постановления о назначении наказания по делу № 10605000-528/2021 от 15.04.2021, в связи с чем признак повторности отсутствует.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Поскольку вменяемое Обществу правонарушение - несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров - фактически состоит в невыполнении предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку, соответственно, в рассматриваемом случае с 14.12.2021 начал исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности.

Данный вывод суда соответствует правовой позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлениях от 25.05.2022 N Ф04-1899/2022 по делу N А45-25988/2021, от 27.05.2022 N Ф04-1900/2022 по делу N А45-25989/2021, от 10.06.2022 N Ф04-1901/2022 по делу N А45-25991/2021 и др.

Доводы Алтайской таможни о том, что датой совершения административного правонарушения является дата представления статистической формы, по мнению суда, основаны на неверном толковании правовых норм.

При таких обстоятельствах у административного органа не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, действия ООО "Зенит-Агро" подлежали квалификации по части 1 указанной статьи.

Вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу может быть решен при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

С учетом изложенного суд полагает возможным изменить оспариваемое постановление в части квалификации вменяемого Обществу правонарушения (с части 2 статьи 19.7.13 на часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ) и размера назначенного административного штрафа (с 50 000 руб. - примененный административным органом минимальный размер штрафа, установленный частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, на 20 000 руб. - минимальный размер штрафа, установленный частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ).

Изменение арбитражным судом квалификации административного правонарушения и размера назначенного штрафа при оспаривании постановления административного органа не противоречит правовому подходу, сформулированному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2017 N 305-АД17-8889, от 28.03.2018 N 305-АД17-18495.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

постановление Алтайской таможни от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении № 10605000-20/2022, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Агро", изменить: переквалифицировать действия общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Агро" с части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                Д.В. Музюкин