АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-3379/2008-17
14 мая 2008 года
Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Борискина А.П., при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия «Бюро инвентаризации земель г. Алейска», г. Алейск об оспаривании постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю, г. Барнаул о назначении административного наказания от 20.03.08 г.
При участии представителей:
От заявителя – директор Иващенко Н.А., распоряжение № 74-р от 29.02.08 г.
От заинтересованного лица – Васькова М.Г., доверенность от 05.03.08 г ., Бердников А.Е., доверенность от 14.05.08 г.
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное предприятие «Бюро инвентаризации земель г. Алейска» (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд Алтайского края к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – Управление) с заявлением о признании недействительным постановления № 30-2008 от 20.03.08 г. о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст.13.13. КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. за хранение и использование информации, составляющей государственную тайну без лицензии.
В обоснование требования заявителем указано, что в постановлении не указано какие именно, секретные топографические материалы хранились в МП «Бюро инвентаризации земель г. Алейска». Доказательств передачи и хранения секретных материалов на предприятии нет, считает, что доказательств отнесения изъятых материалов к секретным не представлено. Считает, что вина юридического лица не доказана, протокол составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в нем не указано место и время совершения правонарушения, не описано событие правонарушения. Кроме того, указывает, что протокол изъятия и передачи вещей и предметов на ответственное хранение от 12.03.08 г. является незаконным поскольку в качестве понятых в нем фигурируют работники МП «Бюро инвентаризации земель» заинтересованные в исходе дела не в пользу предприятия. Считает, что действия предприятия должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Управление с доводами заявителя не согласно, указав в отзыве, что предприятием нарушен порядок передачи документов, составляющих государственную тайну. Указывает, что предприятие осуществляло оказание услуг по выдаче информации, составляющей государственную тайну без лицензии.
В судебном заседании представители сторон на требованиях настаивали.
Как следует из материалов дела, 11.03.08 г. муниципальное предприятие «Бюро инвентаризации г. Алейска» осуществило выдачу копий топографических документов с грифом «секретно» Администрации г. Алейска.
12.03.08 г. по данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 30, который явился основанием для вынесения 20.03.08 г. постановления № 30-2008 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде 30 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 13.13 КоАП РФ занятие видами деятельности, связанными с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну или без таковой.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 21.07.93 г . № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительства РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Абзацами 4, 5 ст. 2 Закона определено, что допуск к государственной тайне – это процедура оформления права предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием таких сведений, а система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Из совокупного толкования приведенных правовых норм вытекает, что производство работ, связанных с использованием секретных сведений или проведением мероприятий по их защите (с использованием определенных средств и методов защиты информации), должно осуществляться только на основании полученного в установленном порядке допуска к работе с информацией, составляющей государственную тайну, т.е. лицензии. Отсутствие указанного документа при осуществлении вышеуказанной деятельности влечет применение административных санкций.
В соответствии с пунктом 2.5 Устава муниципального предприятия «Бюро инвентаризации земель г. Алейска» отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации относится к лицензируемым видам деятельности. При этом постановлением Правительства РФ от 15.08.06 г. № 504 «О лицензировании деятельности по защите конфиденциальной информации» утверждено положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с которым под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
Как следует из материалов дела, 11 марта 2008 года сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности по Алтайскому краю был обнаружен факт снятия копий с планшетов с наклеенными на них топографическим картами с грифом «секретно», находившихся на хранении у муниципального предприятия «Бюро инвентаризации г. Алейска».
Данный факт послужил основанием для составления 12.03.08 г акта обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и составления протокола об административном правонарушении № 30, в котором зафиксировано, что при обследовании помещений муниципального предприятия «Бюро инвентаризации земель г. Алейска», расположенных по адресу: г. Алейск, ул. Парковая, 53 был и обнаружены и изъяты протоколом изъятия вещей и предметов 15 планшетов с наклеенными на них топографическим картами г. Алейска масштаба 1:20000, разработанные в 1976-1977 г.г. КузбассТИСИЗ на которых указан гриф «Секретно», со следующими номенклатурными номерами: 20-Б; 21-А; 12-А; 19-А; 12-Г; 22-А; 10-Г; 17-Б; 12-Б; 13-А; 14-Г; 17-Г; 19-Б; 20-В; 24-Б; и 46 планшетов с наклеенными на них топографическими картами г.Алейска масштаба 1:500000 разработанные КузбассТИСИЗ и АлтайТИСИЗ в период 1978 - 1983 г.г. на которых указан гриф «Секретно» со следующими номенклатурными номерами: 102-А-8; 102-А-2; 102-А-3; 112-В-П; 79-Г-9; 79-Г-13; 112-В-4; 112-В-7; 112-Б-9; 89-Б-10; 91-А-7; 91-А-9, 91-А-10; 91-А-13; 91-А-З; 91-А-4; 78-Б-1; 79-В-16; 79-В-15; 90-Б-16; 90-Б-15; 90-В-12; 90-Г-З; 90-Г-4; 90-Г-5; 90-Г-6; 90-Г-7; 90-Г-9; 78-В-З; 78-В-2; 78-В-1, 78-Б-13; 78-А-16; 77-Г-8; 77-Г-7; 77-Г-6; 77-Г-5; 77-Г-4; 77-Г-З; 77-Г-2; 77-Г -1, 77-В-10; 90-В-16; 78-В-4; 78-В-5.
Указанные документы изъяты протоколом от 12.03.08 г. и переданы на ответственное хранение в администрацию г. Алейска.
Как следует из объяснений, полученных от сотрудников предприятия, указанные карты предоставлялись по заявке администрации г. Алейска для снятия с них копий.
В силу статьи 17 Закона № 5485-1 от 2107.1993 г. «О Государственной тайне» о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.
Следовательно, обязанность проверки наличия у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием секретных сведений лежит на стороне, которая передает такие сведения, и на должностном лице, санкционирующем их передачу.
Доказательств того, что у предприятия имеется лицензия на проведение работ с использованием секретных сведений не представлено. Кроме того, руководителем предприятия подтвержден факт отсутствия у предприятия таковой.
К доводу предприятия о том, что в деле отсутствуют доказательства отнесения карт к секретным материалам, суд относится критически. Факт наличия на топографических материалах грифа «Секретно» установлен материалами проверки и не оспорен представителем предприятия.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательств того, что указанные документы не относятся к секретным предприятие не представлено.
Довод заявителя о том, что протокол составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не находит подтверждения в материалах дела. Как установлено судом, протокол № 30 об административном правонарушении составлен 12 марта 2008 года в 15 час. 15 мин. начальником отделения УФСБ по Алтайскому краю в г. Алейске в служебном помещении отделения УФСБ по Алтайскому краю в г. Алейске, расположенном в г. Алейске по ул. Советская,106. в присутствии руководителя предприятия, что подтверждается подписью ее подписью.
Довод заявителя о незаконности составления акта изъятия и передачи вещей на ответственное хранение ввиду того, что в качестве понятых при его составлении присутствовали работники МП «Бюро инвентаризации земель» заинтересованные в исходе дела не в пользу предприятия, суд находит необоснованным и бездоказательным.
Кроме того, квалификация указанного правонарушения по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ могла бы иметь место при условии отсутствия в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специальной нормы. Поскольку, КоАП РФ содержит специальную норму, относящуюся к защите конфиденциальной информации и секретных сведений, уполномоченный орган правильно квалифицировал правонарушение по ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ.
Поскольку оспариваемое постановление принято при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, в рамках полномочий уполномоченного органа, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности, суд признает его законным и обоснованным, в связи с чем, заявление общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления муниципального предприятия «Бюро инвентаризации земель г. Алейска» отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья А.П. Борискин