ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3513/07 от 22.08.2007 АС Алтайского края

Арбитражный суд Алтайского края  

656015 Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело № АОЗ-3513/07-25

29 августа 2007г.  Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2007г.

Полный текст решения изготовлен 29 августа 2007г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Шермера В.О., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «Алтайгазпром», г. Барнаул, Алтайского края, к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского района Алтайского края, с. Павловск, о взыскании 229 621 руб. 41 коп., при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Егорова А.С. (доверенность № 22/07 от 18.07.07г.),

от ответчика: Воронов А.В. (доверенность № 161 от 15.08.07г.),

установил:

ОАО «Алтайгазпром» обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского района Алтайского края о взыскании 229 621 руб. 41 коп. в счет возмещения убытков, понесенных в результате предоставления гражданам в период 2002-2004гг. субсидий, предусмотренных ст.15 ФЗ от 24.12.1992г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в течение 2002-2004гг. в соответствии с указанным Федеральным законом осуществлял снабжение населения Павловского района природным газом, предоставляя при этом субсидии гражданам согласно реестрам Комитета по социальной защите населения администрации Павловского района, путем уменьшения взимаемой платы на сумму, указанную в реестрах. В соответствии с актом сверки задолженности по состоянию на 01.03.2007г., подписанным между истцом, Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике и Комитетом по социальной защите населения администрации Павловского района Алтайского края, истец не дополучил возмещение выпадающих доходов за указанный период на сумму 229 621 руб. 41 коп.

В судебном заседании истец на иске настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает также, что обратился в суд к надлежащему ответчику, поскольку согласно ст. 15.4 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Полагает, что органы местного самоуправления не исполнили свои обязательства по компенсации расходов, произведенных в связи с уменьшением взимаемой платы за поставленный природный газ, поскольку перечисленные бюджетные средства не компенсировали реальные расходы истца, в связи с чем последний понес убытки.

Ответчик, против исковых требований возражает, ссылается на то, что Законами Алтайского края «О краевом бюджете 2002-2004гг.» были предусмотрены средства лишь на частичное возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, что не позволило в полном объеме профинансировать имеющуюся потребность. Полагает также, что Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского района Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по данному иску, так как взыскание на погашение кредиторской задолженности должно осуществляться с Российской федерации.

Кроме того, ответчик заявил о применении срока исковой давности в соответствии со ст. 199 ГК РФ. Полагает, что в связи с тем, что истец в исковом заявлении от 16.04.2007г. просит взыскать сумму 229 621 руб. 41 коп. за период с января 2002г. по декабрь 2004г., следует при расчете суммы задолженности учитывать лишь период с апреля 2004г., и, следовательно, сумма задолженности будет составлять 91 315 руб. 80 коп.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ОАО «Алтайгазпром» является поставщиком коммунальных услуг по обеспечению потребителей природным газом.

Из материалов дела усматривается, что в период 2002-2004гг. истец осуществлял поставку природного газа гражданам, проживающим в Павловском районе Алтайского края.

При взимании платы за поставленный потребителям газ истец предоставлял гражданам субсидии, предусмотренные статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", в виде уменьшения цены на газ в соответствии с реестрами Комитета по социальной защите населения администрации Павловского района.

Возмещение выпадающих доходов из бюджета произведено финансовым органом администрации района (города) частично, в связи с чем сумма убытков у истца составила 229 621 руб. 41 коп.

Факт предоставления истцом льгот по оплате поставленного газа, их объем, стоимость и размер компенсации из бюджета не оспаривается участниками процесса и подтверждается реестрами Комитета по социальной защите населения администрации Павловского района на предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, актом сверки задолженности по состоянию на 01.03.2007г., подписанным председателем Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского района Алтайского края, председателем Комитета по социальной защите населения администрации Павловского района и истцом.

  Согласно ст. 15 Федерального закона N 4218-1 оплата коммунальных услуг регулируется гражданским законодательством, жилищным законодательством Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Оплата коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органами местного самоуправления поселений устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены и тарифы на коммунальные услуги.

Из положений статьи 15.4 указанного Федерального закона следует, что субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на получение указанных субсидий, в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации, в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, … и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Согласно Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 (с изменениями от 1 июля 2002 г., 21 января 2003 г.)субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются - субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 1).

Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления (пункт 6 Положения) и предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги (пункт 7 Положения).

Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п.7).

Во исполнение постановления Правительства РФ N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» Постановлением Администрации Алтайского края от 10 января 2002г. N11 (с изменениями от 1 марта, 7 мая 2002 г., 7 апреля 2003 г., 9 августа 2004 г.) утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 6 данного Положения определение права на субсидию и ее размер осуществляется органами социальной защиты населения. При принятии решения о предоставлении субсидий орган социальной защиты населения направляет в финансовый орган сводный реестр на возмещение из бюджета предприятиям-поставщикам жилищно-коммунальных услуг выпадающих доходов в связи с предоставлением гражданам субсидий…

Финансовый орган администрации района (города) в соответствии с представленным реестром производит возмещение выпадающих доходов предприятиям за оказанные населению жилищно-коммунальные услуги (пункт 7 Положения).

Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами местного самоуправления. (пункт 9 Положения).

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В данном случае обязанность органов местного самоуправления в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета юридическим лицам недополученных доходов возникает из закона, предусматривающего предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В связи с изложенным, суд находит несостоятельными доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по возмещению выпадающих доходовв связипредоставлением субсидий на оплату коммунальных услуг. Несостоятельными являются также и доводы ответчика об отсутствии надлежащего финансирования из краевого бюджета, поскольку они не нашли подтверждения материалами дела.

В силу требований ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского района Алтайского края ненадлежаще исполнял предусмотренные законом обязанности по компенсации затрат на предоставление субсидий, что повлекло возникновение убытков у истца.

Согласно ст. 126 ГК РФ муниципальное образование … отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом…, а поэтому, в соответствие со ст.ст. 15,16 ГК РФ обязано возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Таким образом, суд полагает, что истцом правомерно заявлены требования о возмещении понесенных расходов к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Павловского района Алтайского края.

В ходе судебного разбирательства ответчик заявил о применении срока исковой давности.

Общий срок исковой давности установлен ст. 196 ГК РФ в три года.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ч.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Исковое заявление о взыскании 229 621 руб. 41 коп. задолженности по возмещению выпадающих доходов за период с января 2002г. по декабрь 2004г. поступило в арбитражный суд Алтайского края 16.04.2007г., т.е. по истечении срока исковой давности по требованиям о задолженности, образовавшейся до апреля 2004г.

В силу п.1 ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Доказательств приостановления или перерыва течения срока исковой давности в материалах дела не имеется, названные истцом акты сверок не могут служить доказательством перерыва срока исковый давности, в связи с чем суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что при расчете суммы задолженности следует учитывать лишь период с апреля 2004г., и, следовательно, сумма задолженности составляет 91 315 руб. 80 коп.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения исковой давности по данному делу и об отказе истцу в удовлетворении требований в части взыскания 138 305 руб. 61 коп.

Исковые требования о взыскании 91 315 руб. 80 коп. задолженности за период с апреля по декабрь 2004г. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 422 руб. 83 коп. суд возлагает на ответчика, государственную пошлину в сумме 3 669 руб. 59 коп. суд относит на истца.

Руководствуясь ст. ст. 4, 27, 110, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Комитета администрации Павловского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, с. Павловск, Алтайского края, в пользу ОАО «Алтайгазпром», г. Барнаул, Алтайского края, 91 315 руб. 80 коп. – основной долг и 2 422 руб. 83 коп. – расходы по уплате государственной пошлины.

В части взыскания 138 305 руб. 61 коп. в иске отказать за пропуском срока исковой давности.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда Алтайского края.

Судья В.О. Шермер