ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3932/2021 от 12.08.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

            Именем Российской Федерации

 Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

    Дело № А03-3932/2021

Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 августа 2021 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Гуляева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соломатовой Я.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению краевого государственного казенного учреждения «Единый заказчик капитального строительства Алтайского края», (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, об обжаловании запрета Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, от 02.02.2021 №24/ПА/1097 на вырубку 94 деревьев породы сосна, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 по адресу: <...>, и об обязании выдать разрешение на вырубку деревьев, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Ребрихинского района Алтайского края, администрации Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края, краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ребрихинская центральная районная больница»,  Федерального агентства лесного хозяйства,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 02.10.2020, диплом от 25.06.2010,

от Министерства природных ресурсов – ФИО2, по доверенности от 01.02.2021, диплом от 23.06.1999,

от администрации Ребрихинского района – ФИО3, по доверенности от 18.11.2020,  диплом от 30.06.1988; ФИО4, по доверенности от 16.03.2021,

от администрации Ребрихинского сельсовета - ФИО3, по доверенности от 18.11.2020, диплом от 30.06.1988,

У С Т А Н О В И Л:

Краевое государственное казенное учреждение «Единый заказчик капитального строительства Алтайского края» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об обжаловании запрета Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 02.02.2021 №24/ПА/1097 на вырубку 94 деревьев породы сосна, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 по адресу: <...>, и обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края выдать разрешение на вырубку деревьев.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Ребрихинского района Алтайского края;  администрация Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края; краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ребрихинская центральная районная больница», Федеральное агентство лесного хозяйства.

От заявителя поступило уточненное заявление, в соответствии с которым заявитель просит признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по отказу в предоставлении разрешения на вырубку 94 деревьев породы сосна, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 по адресу: <...>, выраженных в письме от 02.02.2021 №24/ПА/1097, и обязании Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края выдать разрешение на вырубку 94 деревьев породы сосна, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:2112 по адресу: <...>.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд принял к рассмотрению заявленное истцом уточнение требований.

Представители третьих лиц – краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ребрихинская центральная районная больница», Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились.

О месте и времени судебного разбирательства по делу указанные третьи лица надлежащим образом извещены в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие  неявившихся третьих лиц.

Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края представлен письменный отзыв на заявление, в котором заявлены возражения  против требований заявителя.

От краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ребрихинская центральная районная больница», от администрации Ребрихинского района Алтайского края и от администрации Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края поступили отзывы на заявление, в которых данные третьи лица поддержали требования заявителя.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы в обоснование заявленных по делу требований и возражений против них.

Выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон,  исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что заявитель в качестве государственного заказчика обеспечивает заключение и исполнение от имени Алтайского края государственных контрактов (договоров) по объекту капитального строительства «Ребрихинский район, с. Ребриха, строительство поликлиники на 250 посещений в смену» (далее - Объект).

Строительство Объекта предполагается на двух земельных участках: 1) с кадастровым номером 22:36:330025:52, расположенном по адресу: <...>, право постоянного (бессрочного) пользования которым зарегистрировано за КГБУЗ «Ребрихинская центральная районная больница»; 2) с кадастровым номером 22:36:330025:212, расположенном по адресу: <...>.

Проектной документацией по строительству Объекта предусмотрена рубка зеленых насаждений, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 22:36:330025:212, а именно: 94 дерева породы сосна, так как они попадают в пятно застройки.

Для подготовки площадки для строительства Объекта администрацией Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района принято распоряжение от 24.09.2020 №42 о сносе указанных деревьев, попадающих в пятно застройки.

В соответствии с генеральным планом муниципального образования Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края, утвержденным решением Ребрихинского сельсовета народных депутатов Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района от 31.10.2014 № 29, указанные земельные участки включены в границы с. Ребриха и отнесены к землям населенных пунктов.

18.01.2021 истец обратился  с письмом исх. № 117/ПА/142 в Минприроды Алтайского края о даче разрешения на вырубку 94 деревьев породы сосна, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212, по адресу: <...>.

02.02.2021 Минприроды Алтайского края направило заявителю ответ исх. № 24/ПА/1097, в соответствии с которым указало, что  земельный участок с кадастровым номером 22:36:330025:212, планируемый под строительство Объекта, имеет пересечение с лесным участком, расположенным в квартале № 12, лесотаксационных выделах №№ 12, 13 Ребрихинского участкового лесничества, Ребрихинского лесничества, отнесенных к защитным лесам, ценным лесам, нерестоохранным полосам лесов.

Ссылаясь на нормы пункта 2 части 2 статьи 27, части 2 статьи 120, статью 122 Лесного кодекса Российской Федерации, Минприроды Алтайского края указало на невозможность выдачи разрешения на вырубку лесных насаждений в количестве 94 деревьев породы сосна, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 по адресу: <...>.

Заявитель полагает, что действия заинтересованного лица противоречат определенному для данного земельного участка назначению и виду разрешенного использования.

В силу части 1 статьи 199 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В ходе рассмотрения дела Минприроды Алтайского края ссылалось на то, что  по результатам графического совмещения материалов лесоустройства Ребрихинского лесничества Алтайского края с границами земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 проходит по землям лесного фонда, а именно - по лесным участкам в выделах №№ 12, 13 квартала №12 Ребрихинского участкового лесничества Ребрихинскоголесничества, которые относятся к защитным лесам, ценным лесам, нерестоохранным полосам лесов. При этом земельный участок с кадастровым номером 22:36:330025:212, в соответствии с публичной кадастровой картой, отнесен к категории земель населенных пунктов. Вместе с тем, на данном земельном участке расположены земли лесного фонда в виде выделов №№ 12 и 13 квартала № 12 Ребрихинского участкового лесничества Ребрихинского лесничества, которые не являются землями населенных пунктов. Данные участки лесного фонда не переводились в другую категорию земель. По мнению заинтересованного лица, невыделение в публичной кадастровой карте земель лесного фонда и их отсутствие в ЕГРН не свидетельствует об их отсутствии в действительности, так как сведения о границах указанных лесных участков возможно не были внесены в ЕГРН либо границы земель населенных пунктов внесены в ЕГРН некорректно, ошибочно.

В соответствии с частью 1 статьи 27 ЛК РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Допускается установление следующих ограничений использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов (часть 2 статьи 27 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 111 ЛKРФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 111 ЛК РФ).

Ссылаясь на указанные выше нормы, заинтересованное лицо указывает на отсутствие оснований для проведения сплошных рубок, предусмотренных частью 3 статьи 111 ЛК РФ.

В силу пункта 2 части 2 статьи 27 ЛК РФ допускается установление ограничений использования лесов в виде запрета на проведение рубок.

Частью 2 статьи 120 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом

В силу статьи 122 ЛК РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Суд критически относится к доводу Минприроды о наличии наложения земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 из земель населенных пунктов с участками лесного фонда, поскольку он основан исключительно на заключении №1, выполненном инженерном ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», из содержания которого следует, что вывод о пересечении участков сделан лицом, не являющимся кадастровым инженером, без выезда на местность и без использования геодезического оборудования.  

В заключении не указаны способы и методика определения пересечений границ участков, не указаны средства, при использовании которых выявлено пересечение. Дополнительно представленные пояснения Учреждения не устраняют вышеуказанные замечания к заключению.

При рассмотрении дела Минприроды не доказано наличие в ЕГРП реестровой ошибки. На предложение суда ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, заинтересованным лицом заявлен отказ.

Принадлежность земельного участка с кадастровым номером 22:36:330025:212 к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования (для амбулаторно-поликлинического обслуживания) подтверждается материалами генерального плана муниципального  образования  Ребрихинский сельсовет Ребрихинского района Алтайского края, утвержденного  решением  Ребрихинского сельского Совета народных депутатов от 31.10.2014 №29, согласованным, в том числе, с заинтересованным лицом.

Вместе с тем, при оценке требований заявителя суд исходит из того, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений определены статьей 82 ЛК РФ, а непосредственные полномочия Минприроды Алтайского края в области природопользования закреплены в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденном Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 №152, и не предусматривают в составе полномочий заинтересованного лица  выдачу согласия (разрешения) на вырубку деревьев.

При указанных в заявлении обстоятельствах заявитель не представил обоснование нарушения Минприроды Алтайского края его обязанностей, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в письме (ответе) исх. №24/ПА/1097 от 02.02.2021 на заявление о выдаче разрешения на вырубку деревьев.

Также заявитель не указал норму закона или иного нормативного правового акта, предусматривающую полномочия Минприроды Алтайского края по выдаче соответствующего согласия (разрешения) на вырубку деревьев на спорном участке.

Таким образом, заявитель не доказал, что оспариваемый им ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не доказал наличие правовых оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности по выдаче разрешения на вырубку деревьев на спорном участке.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                              А.С. Гуляев