ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4177/08 от 01.04.2009 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ 

Ленина пр., д. 76, г. Барнаул, 656015 тел.: (385-2) 61-92-96, 61-92-93 (факс), http://altai-krai.arbitr.ru,

е-mail: arb_sud@intelbi.ru

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

06 апреля 2009 года Дело № АОЗ-4177/2009

Резолютивная часть решения суда объявлена 01 апреля 2009 года.

Решение суда в полном объёме изготовлено 06 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Боярковой Т.В., при ведении протокола секретарем Захаровой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул

к Администрации г. Белокуриха, г. Белокуриха,

к обществу с ограниченной ответственностью «Беловодье WW», г. Белокуриха,

о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка № 225-Ю от 23.05.2006 года и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

при участии в деле в качестве третьих лиц:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю;

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю;

Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул,

при участии в судебном заседании:

от истца  - Шелудько И.Э. по удостоверению № 058776;

от ответчиков   – от ООО «Беловодье WW» - Бардышев А.В. по доверенности от 03.06.2008 года, Бушкова Т.В. по доверенности от 25.05.2008 года; от Администрации г. Белокуриха – Большакова И.Б. по доверенности от 11.01.2009 года;

от третьих лиц   – от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю – Антипов А.В. по доверенности от 27.01.2009 года; от УФРС по АК – Поливанная Т.В. по доверенности от 19.02.2009 года,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Алтайского края обратился заместитель прокурора Алтайского края с иском к Администрации г. Белокуриха, г. Белокуриха, обществу с ограниченной ответственностью «Беловодье WW», г. Белокуриха о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка № 225-Ю от 23.05.2006 года и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания администрацию г. Белокуриха возвратить ООО «Беловодье WW» денежные средства в сумме 977 000 руб. и признать недействительным зарегистрированное за ООО «Беловодье WW» право собственности на земельный участок общей площадью 5264 кв.м. (кадастровый номер 22:64:012601:0091), расположенный по адресу: г. Белокуриха, ул. Еф. Славского.

В основание исковых требований истец указал, что договор купли-продажи со стороны продавца заключен ненадлежащим лицом, так как Администрация г. Белокуриха не является собственником земельного участка и не вправе им распоряжаться. Переданный по договору купли-продажи земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и является федеральной собственностью. Так как указанный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, он ограничен в обороте. При таких обстоятельствах, считает договор купли-продажи земельного участка, заключенный ответчиками ничтожной сделкой, просит признать его недействительным и применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата, полученных денежных средств и признания недействительным зарегистрированного права ООО «Беловодье WW» на спорный земельный участок.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, Управление федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось по ходатайствам сторон, для привлечения третьих лиц, в связи с уточнением круга ответчиков, для запроса дополнительных документов и в связи с невозможностью явки одной из сторон в судебное заседание.

В процессе рассмотрения дела прокурор уточнял исковые требования. 24 февраля 2009 года им уточнены исковые требования, в части применения последствий недействительности ничтожной сделки, просит обязать ООО «Беловодье WW» возвратить администрации г. Белокуриха земельный участок общей площадью 5264 кв.м. (кадастровый номер 22:64:012601:0091), расположенный по адресу: г. Белокуриха, ул. Еф. Славского; обязать администрацию г. Белокуриха возвратить ООО «Беловодье WW» денежные средства в сумме 977 000 руб.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым № 09078 и предоставляет суду право рассмотреть дело по существу без участия в судебном заседании указанного лица.

В судебном заседании прокурор пояснил, что 23.05.06г. между администрацией и ООО «Беловодье WW» заключен договор № 225-Ю купли-продажи земельного участка, по условиям которого Администрация передала ООО «Беловодье WW» в собственность земельный участок, расположенный в городе Белокуриха ул. Еф. Славского. Согласно, постановлений Совета Министров РСФСР и Постановления Правительства РФ земли курорта Белокуриха относятся к особо охраняемым территориям. Постановлением Совета Министров СССР от 31.05.83г. определены границы курорта Белокуриха.

Отчужденный земельный участок находится на территории санитарной зоны курорта Белокуриха. Особо охраняемые земли курорта Белокуриха, в соответствии с действующим законодательством, в том числе Постановлением Верховного Совета РСФСР №3020-1, являются исключительно федеральной собственностью. Следовательно, у Администрации города Белокуриха отсутствовали основания в 2006 году для заключения договора купли-продажи земельного участка, не входящего в состав муниципальной собственности. Также считает, что отчужденный земельный участок ограничен в обороте, так как это земли особо охраняемых территорий и его продажа незаконна. Следовательно, заключенный договор купли-продажи земельного участка является ничтожной сделкой. В связи с изменением действующего законодательства, в частности принятия федерального закона №244-ФЗ от 03.12.2008г. , просит применить последствия недействительности сделки и привести стороны в первоначальное положение, обязав Администрацию вернуть покупателю полученные денежные средства , ООО «Беловодье WW» возвратить Администрации города Белокуриха земельный участок.

Ответчики исковые требования считают необоснованными.

Администрация г. Белокуриха иск считает необоснованным. Представитель Администрации в судебном заседании указал, что согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.1999г. № 1204 «Об утверждении положения о курорте федерального назначения Белокуриха», курорт Белокурха отнесен к особо охраняемым территориям федерального значения. Но ни в одном из пунктов Постановления не указано, какие номера кадастровых районов или кадастровых кварталов земельных участков следует относить к курорту Белокуриха, также не указана категория земельных участков.

Представитель Администрации считает, что присвоение кадастра особо-охраняемым территориям регулируется Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 года № 1249 согласно п.2 кадастр ведется: по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории. Также согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.1999 № 1204 «Об утверждении положения о курорте федерального значения Белокуриха», следует, что для курорта Белокуриха установлены границы округа горно-санитарной охраны (п.З Положения), внешний контур которых, в силу ч..3 ст. 32 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995, ст. 1 ФЗ РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23.02.1995, является границей территории курорта федерального значения Белокуриха, находящейся в ведении федеральных органов государственной власти. В связи с этим, по мнению представителя Администрации юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу является надлежащее установление границ округа горно-санитарной охраны (территории, земель) курорта Белокуриха, и их соотнесение со спорным земельным участком. Представитель считает, что границы округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения в силу ФЗ РФ №26-ФЗ (ст.4. ч.2 ст. 16) устанавливаются (утверждаются) Постановлением Правительства РФ, допустимыми доказательствами географического положения и границ территории (земельного участка) курорта Белокуриха будут являться топографический и генеральный планы курорта с вынесением на местность границ округа горно-санитарной охраны курорта, утвержденные Правительством РФ. Однако, таковые документы не представлены истцом и в материалах дела отсутствуют. В связи с этим, ссылки истца в обоснование отнесения спорного земельного участка к землям курорта федерального на Постановление Совета Министров РСФСР от 31.05.1988 «Об установлении границ режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха» и Постановление Правительства РФ от 31.10.1999 № 1204 «Об утверждении положения о курорте федерального значения Белокуриха» (при отсутствующих приложениях округа горно­-санитарной охраны курорта) считает недопустимыми в силу отсутствия приложений.

Землеустроительное дело, составленное в 2004 году ОАО «Горно-Алтайской
 экспедицией» являются неутвержденным надлежащим образом, а потому представитель Администрации считает его недопустимым доказательством.

Представитель Администрации полагает, что спорный земельный участок, в перечень земельных участков на которые у РФ имеется право собственности, не входит. В основание ссылается на п.1 и п. 2 ст.2 ФЗ от 17.07.2001 «О разграничении государственной собственности на землю» и Распоряжением Правительства РФ №№ 267-р от 14.03.2005, 955-р от 12.07.2003, 1719-р от 2003г., которым утверждены перечни земельных участков расположенные на территории Алтайского края, на которые у РФ возникает право собственности. Вместе с тем, истец не учел, что п.6 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», федеральные органы и организации осуществляют возложенные на них законодательством РФ полномочия собственника по совершению сделок с федеральным имуществом исключительно после учета федерального имущества в реестре в соответствии с положением.

Представитель Администрации проектный план границ округа горно-санитарной охраны федерального значения, составленный в 2004 году ОАО «Горно-Алтайской экспедицией», находит не надлежащим доказательством, т.к. на момент заключения договора купли продажи между администрацией и ООО «Бeлoвoдьe WW», землеустроительное дело еще не утверждено в установленном законом порядке. И администрация г.Белокуриха при решении вопроса о предоставлении в собственность ООО «Беловодье WW» земельного участка не могла его учитывать.

Представитель Администрации считает, что действие Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся или ранее прошедшие процесс приватизации.

Представитель Администрации указала, что земельное законодательство не допускает отказ гражданам и юридическим лицам в приобретении ими в собственность земельного участка, ограниченных в обороте, ссылается на ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ, постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.03.2007 года № 15355/06 о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в заключении договора купли-продажи земельного участка.

По указанным основаниям представитель Администрации просит истцу в иске отказать.

Представители ООО «Беловодье WW» пояснили, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрировано. Поскольку, государственная собственность на земли, на которых находится спорный земельный участок не разграничена у органа местного самоуправления, каковым является Администрация города Белокуриха, имелись законные основания для распоряжения спорным земельным участком. В настоящее время земельные участки в границах курортов федерального значения, права собственности на которые не зарегистрированы являются муниципальной собственностью.

Земли города Белокуриха, на котором расположен спорный земельный участок как земли особо охраняемых территорий в реестре особо охраняемых территорий не включены.. Спорный земельный участок относится к землям поселений. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о курорте федерального значения…» вынесено без соответствующих согласований, следовательно, является ничтожным и не подлежит применению. ПО мнению ответчика прокурор не доказал, что земельный участок, приобретенный ООО относится к землям курорта Белокуриха. В связи с этим отсутствуют основания считать, что спорный участок расположен в зоне курорта и относится к землям особо охраняемых территорий.

Указывает, что прокурор не доказал, в чьих интересах им заявлен настоящий иск и чьи права и законные интересы он защищает. Требования прокурора о возврате земельного участка, нарушают права ООО, являющегося собственником объектов капитального строительства, расположенных на спорном земельном участке.

Считает, что поскольку ООО «Беловодье WW» является собственником имущества, расположенного на приобретенном земельном участке, то имеет преимущественное право на приобретение указанного земельного участка в аренду или собственность, в связи с чем, никто не может осуществлять использование указанного земельного участка и он не может быть изъят у него в качестве применения последствий недействительности сделки. В связи с чем, требования истца о применении двухсторонней реституции не подлежат применению. Поскольку невозможно применение последствий недействительности сделки, то соответственно нельзя признать недействительной и саму сделку - договор купли – продажи.

По мнению представителя ООО «Беловодье WW», поскольку Постановление администрации г. Белокуриха от 22.05.2006г. № 336, являющееся основанием для заключения оспариваемого договора купли-продажи не оспорено, то нельзя признать недействительным и заключенный на его основе договор купли-продажи.

Представитель ООО «Беловодье WW», считает ООО «Беловодье WW» добросовестным приобретателем у которого земельный участок не может быть изъят потому что при заключении оспариваемого договора купли-продажи ООО «Беловодье WW» было неизвестно, и в настоящее время истцом не доказано, что приобретенный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий. Доводы истца о том, что администрация не вправе была распоряжаться земельным участком, считает необоснованными, поскольку право собственности на указанный земельный участок не разграничено, а распоряжение указанными земельными участками осуществляют органы местного самоуправления реализуя тем самым в своем лица правомочия федерального собственника.

Кроме того, представитель ООО «Беловодье WW» просит арбитражный суд при вынесении решения учесть, что 16.12.2008 вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно положений названного закона земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения и право собственности на которые не было зарегистрировано за Российской Федерацией до дня вступления в силу настоящего закона, на которых не находится здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности, подлежат отнесению к муниципальной собственности.

Право собственности РФ на спорный земельный участок до вступления в силу указанного закона зарегистрировано не было.

Поскольку на спорном земельном участке отсутствуют здания, строения или сооружения, находящиеся в федеральной собственности, либо приобретенные ООО «Беловодье WW» из состава федерального имущества и право собственности РФ на спорный земельный участок не зарегистрировано, то с 16.12.2008г. Администрация г. Белокуриха приобрела право на распоряжение спорным земельным участком.

Представитель ООО «Беловодье WW» также считает, что данные о вхождении спорного земельного участка в состав земель курорта Белокуриха основаны не на сведениях государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, а на недопустимых применительно к рассматриваемому делу доказательствах.

Представитель ООО «Беловодье WW» считает, что землеустроительное дело, составленное ОАО «Горно-Алтайская экспедиция» о вхождении спорного земельного участка в состав особо охраняемой природной территории (ООПТ) курорт федерального значения Белокуриха согласно ст. 19 ФЗ «О землеустройстве» относится к одному из видов землеустроительной документации.

Положением «О государственной экспертизе землеустроительной документации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 214, предусмотрено проведение государственной экспертизы землеустроительной документации, в том числе по инициативе заинтересованных лиц.. Экспертизу документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности, организует ФАКОН, проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют его территориальные органы.

В период рассмотрения настоящего дела, ООО «Беловодье WW» в ФАКОН (г. Москва) был направлен запрос на проведение государственной экспертизы составленного ОАО «ГАЭ» землеустроительного дела. письмо от 12.09.08 № ВК/4052 ФАКОН отказал в проведении государственной экспертизы составленного ОАО «ГАЭ» землеустроительного дела и поручил УФАКОН по Алтайскому краю проверить правильность утверждения землеустроительного дела и ответить на вопросы заявителя.

Согласно экспертному заключению Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю материалы по межеванию земельного участка «курорт Белокуриха» выполнены с грубым нарушением технических требований и условий проведения землеустройства, в связи с чем, в утверждении материалов по межеванию земельного участка «курорт Белокуриха», отказано.

Представитель ООО «Беловодье WW» считает, что описание границ зон округа санитарной охраны, приведенное в Постановлении Совмина РСФСР от 31.05.83 № 282, не позволяет определить положение границ на местности с нормативной точностью.

Для определения границ с нормативной точностью необходимо составление технического проекта, предусмотренного Методическими рекомендациями Росземкадастра от 17.02.2003. Вместе с тем. разработанный и утвержденный в установленном порядке проект границ зон округа горно-санитарной охраны в материалах землеустроительного дела отсутствует.

Представитель ООО «Беловодье WW» указал, что из письма Роснедвижимости (г. Москва) от 04.12.08 № ВК/5183 следует, что:

Курорт Белокуриха расположен на территории 3-х административно-территориальных образований - г. Белокуриха, Алтайский и Смоленский район Алтайского края. Председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Белокуриха А. А. Андреев не уполномочен утверждать землеустроительную документацию по объектам землеустройства, расположенным за пределами территории г. Белокуриха.

Вопреки представленным прокуратурой документам (письмо ОАО «ГАЭ» в адрес Белокуринского городского филиала ФГУ ЗКП по Алтайскому краю с просьбой о внесении материалов межевания 1, 2, 3 зон границ санитарной охраны курорта Белокуриха в базу данных государственного реестра земель; ответ названного филиала о внесении указанных материалов в базу данных) описание границ округа санитарной охраны курорта Белокуриха не используется при ведении кадастра объектов недвижимости, заявление ОАО «ГАЭ» не является основанием для внесения таких сведений.

В нарушение порядка проведения землеустройства расхождение в
 площади округа охраны курорта в 9.083,3 Га (разница между вычисленной ОАО
 «ГАЭ» площадью и площадью, указанной в постановлении правительства от
 31.10.99 № 1204) значительно превышает допустимое (допустимым является
 расхождение в 134,5 Га).

При таких обстоятельствах, представитель ООО «Беловодье WW» считает, что истец не доказал обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих исковых требований, в связи с чем, просит истцу в иске отказать.

Территориальное управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю (далее - Территориальное управление) в письменном отзыве, по существу заявленных исковых требований указало следующее. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория. Пункт 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ также относит земли курортов к землям особо охраняемых природных территорий. Постановлением Правительства РФ от 31.10.1999 № 1204 курорт «Белокуриха» признан курортом федерального значения. Согласно пункту 2 Положения, утвержденного этим постановлением, курорт федерального значения Белокуриха относится к особо охраняемым природным территориям. Границы курортных зон были определены постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1983 № 282 по согласованию с Алтайским крайисполкомом. Таким образом, курорт Белокуриха в границах, установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1983 № 282. является особо охраняемой природной территорией федерального значения. Статус курорта Белокуриха обозначен также в законе Алтайского края от 24.03.2000 № 20-ЗС «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края». Согласно статье 16 названного Закона на территории Алтайского края находится курорт федерального значения Белокуриха, правовое положение которого определяется постановлением Правительства РФ. В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Руководствуясь данной нормой, курорт федерального значения Белокуриха следует считать федеральной собственностью в силу прямого указания закона. Поскольку в федеральной собственности находится территория курорта целом, особое указание в законе на конкретный земельный участок в границах курорта (его индивидуализация) не требуется. Спорный земельный участок расположен на территории курорта, т.е. в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, следовательно, он также находится в федеральной собственности.

Таким образом, правомочия по распоряжению спорным участком, согласно статьи 209, 214 Гражданского кодекса РФ принадлежат Российской Федерации в лице уполномоченных органов. Администрация г. Белокуриха осуществив продажу земельного участка ООО «Беловодье WW» вышла за рамки своей компетенции и нарушила права Российской Федерации, как собственника. В этой связи сделка купли-продажи спорного земельного участка подлежит признанию недействительной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ собственник объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся государственной собственности, приобретают права на эти земельные участки соответствии с Земельным кодексом РФ. При этом собственники зданий, строений сооружений имеют исключительное право на приватизацию соответствующих земельных участков или приобретение права аренды, но в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Пунктом 5 (подпункт 1) статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено ограничение в обороте земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земельные участки в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ не предоставляются частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Какими-либо иными федеральными законами изъятий из данного запрета, которые бы позволяли предоставлять в частную собственность земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, по мнению представителя ТУ Росимущества, не предусмотрено. Пунктом 8 статьи 28 Федеральной закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципальной имущества» установлено, что земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий и объектов не подлежат отчуждению.

Пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ и пункт 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не связывают ограничение земельного участка в обороте с наличием у него какой-либо категории. По буквальному содержанию данных норм для ограничения земельного участка в обороте достаточно, чтобы этот участок, к какой бы категории земель он не относился (включая категорию земель населенных пунктов), находился в пределах (границах) особо охраняемой природной территории.

В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Несмотря на то. что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, он расположен в пределах особо охраняемой природной территории и в силу запрета, установленного Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежит продаже в частную собственность. На основании изложенного исковые требования заместителя прокурора Алтайского края подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю с заявленными требова­ниями не согласен по следующим основаниям. Согласно ст. 4, 5 Земельного кодекса РСФСР 1970г., вся земля в РСФСР входи­ла в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из 6 категорий. К одной из категорий земель были отнесены земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения. К землям курортов относились земель­ные участки, имеющие лечебное значение, обладающие природными лечебными ре­сурсами и благоприятными условиями для организации оздоровительных мероприя­тий, предоставленные в установленном порядке в пользование лечебно-курортным учреждениям (ст. 107). Порядок пользования и установление округов санитарной ох­раны определялись положениями о землях курорта, утвержденными Советом Мини­стров СССР и Советом Министров РСФСР. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую производился в соответствии с перспективным пла­ном использования земель, органами, принимающими решение о предоставлении этих земель. Перевод земель из одной категории в другую производился в случаях из­менения основного целевого назначения этих земель (ст. 5 Кодекса РСФСР 1970г.).

Доказательств, свидетельствующих о создании курорта Белокуриха в 1983году, а именно, наличие положения о курорте утвержденное Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, решения о переводе земель населенного пункта в кате­горию земель курорта, по мнению представителя Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю, истцом не представлено.

Считает, что постановление Совета Министров РСФСР от 31.05.1983 № 282 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха в Ал­тайском крае» применению не подлежит. Так как, в 1999 году дейст­вовали ФЗ от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 « Об утверждении положения об округах санитарной и горно­санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», в которых установлено, что границы и режимы округов санитарной и гор­но-санитарной охраны курортов федерального значения утверждаются Правительст­вом РФ. По мнению представителя Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю до сих пор границы и режимы округов санитарной и горно-санитраной ох­раны курорта Белокуриха Правительством РФ не утвержден, а потому утверждение истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 22:64:012601:0091 расположенный по адресу г. Белокуриха,  ул. Еф. Славского на­ходиться на землях особо-охраняемых территорий, является необоснованным.

Представитель представителя Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю считает, что ссылка истца на землеустроительное дело по межеванию земельного участка «Курорт Белокуриха» не состоятельна, так как землеустроительное дело утверждено не надлежащим лицом. Руководи­тель комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Белокурихи имел право согласовывать и утверждать землеустроительную документа­цию на земельные участки, расположенные в границах муниципального образования г. Белокуриха. Площадь отмежеванного участка превышает площадь МО г. Белокуриха в два и более раза. Площадь проектных границ 32689,4 га, площадь отмежеванных границ составила 23651,1 га, т.е. не соответствие площади составило 9038,3 га. Обоснованный отказ согласование границ муниципальными образова­ниями на территории которых проведено межевание. Общая площадь курорта в границах округа горно-санитарной охраны составля­ет 23651,1 га. - согласно положения о курорте, а общая площадь самого города со­ставляет 9231 га. (куда входят сельскохозяйственные угодья, лесные площади, земли занятые водоемами, дорогами и земли застройки) таким образом вся территория горо да Белокуриха включена в особо охраняемую зону, что противоречило ст. 70,71 Зе­мельного кодекса РСФСР 1991г и противоречит ст. 83, 85 Земельного кодекса РФ 2001г.

Представитель Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю считает также неприемлемой ссылки истца и на постановление Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 № 3020-1, так как данное постановление не регулировало земельные правоотношения.

Как указал представитель Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю статья 17 Земельного кодекса РФ относит к федеральной собственности зе­мельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собст­венности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государст­венной собственности на землю и приобретенные Российской Федерацией по основа­ниям, предусмотренным гражданским законодательством. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государствен­ной регистрации. В соответствии с Федеральным законом 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности возникает с момента государственной регистрации права. Действую­щий с 17.07.2001 по 01.07.2006 год Федеральный закон «О разграничении государст­венной собственности на землю», так же устанавливал возникновение права собст­венности на земельные участки у Российской Федерации с момента государственной регистрации права. Основанием для государственной регистрации права являлся акт Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у Рос­сийской Федерации возникало право собственности.

Исходя из выше изложенного, следует, что у Российской Федерации право соб­ственности на земельный участок города Белокуриха не возникло из-за отсутствия го­сударственной регистрации права на момент заключения оспариваемого договора. Так же не возникло и оснований для государственной регистрации права в силу дей­ствующей на момент заключения договора редакции ФЗ «о разграничении государст­венной собственности на землю».

Применение ст. 17 Земельного кодекса РФ 2001 г предусматривающей возмож­ность нахождения земельных участков в федеральной собственности и не только по­сле разграничения государственной собственности на землю, но и в силу признания их таковыми федеральными законами, а именно ФЗ «О природных лечебных ресур­сах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» возможно в том случае, если земельный участок курорта Белокуриха будет переведен в установленном законом порядке в категорию земель особо охраняемых территорий. Однако, согласно сведений из Единого государственного реестра земель данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.

В связи с тем, что на момент заключения договора купли-продажи между адми­нистрацией г.Белокуриха и ООО «БеловодьеWW» земельный участок с кадастровым номером 22:64:012601:0091 находился на не разграниченных землях, то согласно п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельно­го кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. По указанным обстоятельствам считает договор купли-продажи действительной сделкой, просит в иске отказать.

Выслушав, представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу:

На основании Постановления администрации г.Белокуриха от 22.05.2006 № 336 «О предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г.Белокуриха, ул. Еф. Славского», 23.05.2006 между администрацией г.Белокуриха (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Беловодье WW» (покупатель) заключен договор № 225-Ю купли-продажи (далее по тексту договор № 225-Ю) земельного участка общей площадью 5624 кв.м (кадастровый номер 22:64:012601:0091), расположенный по адресу: г.Белокуриха, ул. Еф. Славского.

Материалами дела и ответчиками подтверждается, что договор № 225-Ю исполнен сторонами в полном объеме. Так покупатель оплатил стоимость земельного участка в размере 977 000 руб., а продавец передал покупателю обусловленный договором земельный участок.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12.04.2006г., ООО «Беловодье WW» на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект (здание, жилой дом) пансионат на 25 мест, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, Славского улица (пансионат на 25 мест).

До заключения сторонами договора купли-продажи № 225-Ю, указный в договоре земельный участок находился у ООО «Беловодье WW» на праве аренды.

В кадастровом плане спорного земельного участка от 24.08.06г. указано, что земельный участок, приобретенный ООО «Беловодье WW» относится к землям поселений.

По мнению ответчиков, указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Так как он расположен на территории города Белокурихи, то в кадастровом учете значится как земли поселений. Следовательно, в соответствии с федеральным законом о введение в действие Земельного кодекса Администрация г. Белокуриха имела все основания для распоряжения земельным участком. Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в редакции действующей на момент заключения сделки, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на нее. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, право собственности, на которые не разграничено, не является препятствием для осуществления ими распоряжения, если федеральным законом не предусмотрено иное.

В статье 3.1, в пункте 1 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», введенной ФЗ от 17.04.06г, и действующей на момент совершения оспариваемой сделки, установлено, что к федеральной собственности также относятся земельные участки и земли, в случае установленном федеральными законами.

Статья 17 Земельного кодекса РФ предусматривает нахождение земельных участков в федеральной собственности не только после разграничения государственной собственности на землю, но и в случаях установленных федеральными законами.

В пункте 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно, пункта 3 статьи 94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

Федеральный Закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в редакции, действующей на момент совершения оспариваемой сделки, в пункте 6 статьи 2 устанавливает, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Пунктом 7 указанной статьи установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Постановлением правительства РФ.

  В пункте 2 статьи 3 ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» установлено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.99г. № 1204 «Об утверждении Положения о курорте Белокуриха» определено, что курорт Белокуриха относится к особо охраняемой природной территории. Курорт Белокуриха относится к особо охраняемым территориям федерального значения.

В 1995 году было принято Постановление Правительства РФ от 29.08.95г. №851 «О дополнительных мерах по стабилизации экономики в Алтайском крае», в котором принято предложение Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, согласованное с администрацией Алтайского края о признании курортом федерального значения курорта Белокуриха в Алтайском крае, в границах определенных постановлением Правительства РФ от 31.0883г. №282. Таким образом, субъект РФ еще в 1995 году согласовал создание федерального курорта Белокуриха.

Статья 4 ФЗ 26 ФЗ «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указывает, что к полномочиям Правительства РФ относится установление границ и режима округов санитарной охраны курортов федерального значения

Таким образом, земли курорта Белокуриха являются землями особо охраняемых природных территорий федерального значения и в силу вышеуказанных законов являются федеральной собственностью. А потому доводы ответчиков о том, что Администрация г. Белокуриха без согласия собственника вправе распоряжаться указанными земельными участками, являются необоснованными.

Право федеральной собственности на земли курорта Белокуриха, подтверждается также Приложением №1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность , государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» от 27.12.91г. № 3020-1, поскольку на момент его принятия курорт Белокуриха имел общереспубликанское значение.

На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1983г. №282 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Белокуриха в Алтайском крае» были установлены границы и режимы округа санитарной охраны курорта Белокуриха.

Доводы ответчиков и ТУ «Роснедвижимость», что земли курорта Белокуриха не является федеральной собственностью, так как они не включены в Единый государственный земельный кадастр особо охраняемых территорий, и, следовательно, нельзя говорить о том, что на территории города Белокуриха расположены земли особо охраняемых территорий, суд считает необоснованными. Отсутствие или наличие государственного кадастрового учета не может являться основанием для установления категории земельных участков или их статуса.

Доводы ответчиков и ТУ «Роснедвижимость», что до настоящего времени не определены и не утверждены границы горно-охранных санитарных зон курорта, в связи с этим невозможно отнести земли курорта Белокуриха к особо охраняемым территориям, а, следовательно, к объектам федеральной собственности суд также признает необоснованными.

В 2004 году ОАО «Горно-Алтайская экспедиция», с учетом указанных федеральных законов, и постановлений Совета Министров РСФСР и Правительства РФ составило землеустроительное дело по межеванию земельного участка курорта Белокуриха, в котором выделены границы горно-санитарных охранных зон курорта Белокуриха на местности.

При определении границ земель курорта Белокуриха ОАО «Горно-Алтайская экспедиция» руководствовалось Приложением к постановлению Совета Министров РСФСР от 31.05.83г. №282, и иными картами, представленными им компетентными службами.

Из документов, представленных прокурором следует, что вопрос определения границ и режима округов горно-охранных зон курорта решался с 1981 года. Так проект округа и зон санитарной охраны курорта Белокуриха, с выделением трех зон санитарной охраны, с указанием их границ и приложением картографического материала был составлен в 1981 году Конторой «Геоминвод». г.Москва и именно эти границы округов санитарной охраны были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.83г.

Суд соглашается с доводами ТУ «Роснедвижимость», что проект округов горно-санитарной охраны курорта Белокуриха, не согласован в порядке, установленном Постановлением Правительства №1425 от 07.12.96г.

Однако, данные обстоятельства не лишают курорта Белокуриха его статуса федерального курорта и земли особо охраняемой территории. На момент заключения договора земли, занимаемые федеральным курортом являлись федеральной собственностью и не могут быть признаны землями, собственность на которые не разграничена.

Ссылки управления Роснедвижимости по Алтайскому краю на то, что поскольку отсутствует являющийся основанием для государственной регистрации права акт Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у Рос­сийской Федерации возникало право собственности, суд считает несущественными обстоятельствами, поскольку право собственности РФ на особо охраняемые земли следует из законов и нет необходимости в их перечислении.

На основании Постановления Правительства РФ, согласно материалам межевого дела, составлены соответствующие карты и схемы зон санитарных округов курорта Белокуриха. При этом во всех схемах и картах, представляемых различными службами, в том числе и территориальным отделом ТУ «Роснедвижимости» в г.Белокуриха, выделяются границы горно-санитарных зон охраны курорта.

Согласно землеустроительному делу по межеванию земельного участка курорт Белокуриха - курорт Белокуриха округ горно-санитарной охраны курорта включает в себя 3 зоны. В соответствии с действующими нормативными актами земли, входящие во все три санитарные зоны относятся к землям курорта.

Земельный участок, который был приобретен ООО «Беловодье WW» находится в пределах территории указанных зон.

Представители ответчиков и ТУ «Роснедвижимости», ссылаясь на экспертное заключение Управления «Роснедвижимости» по Алтайскому краю от 11.09.08г. №1 указывали, что при рассмотрении настоящего спора не подлежат применению материалы землеустроительного дела по межеванию земельного участка курорт Белокуриха.

В экспертном заключении указано, что, утверждение указанного дела проведено с нарушением установленного порядка, округа санитарной и горно-санитарной охраны курортов не являются объектом межевания, имеются расхождения в определении границ зон округа. Прокурор считает экспертное заключение негодным, так как оно составлено неуполномоченным органом и экспертные заключения по таким объектам, вправе проводить только Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Материалы землеустроительного дела не являются правоустанавливающим документом. Они дают суду возможность определить границы расположения земель курорта, и показать на основании каких документов, изготавливались различные схемы и карты на которых выделены санитарные зоны курорта Белокуриха

Согласно, пункта 3 Положения о курорте федерального значения Белокуриха, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.10.99г. №1204 общая площадь территории курорта Белокуриха, в границах округа горно-санитарной охраны составляет 23 651,1 га. Из представленных документов, карт и схем, следует, что, отчужденный по оспариваемому договору земельный участок находится на территории курорта Белокуриха.

В пункте 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в пределах городских и сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, при этом земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного кодекса РФ.

По мнению суда, поскольку спорный земельный участок, по ул.Е.Славского, относится к землям курорта Белокуриха, он является объектом федеральной собственности.

При таких обстоятельствах, Администрация г. Белокуриха, как орган местного самоуправления, в соответствии со статьей 209 ГК РФ, в 2006 году не имела право на отчуждение земельного участка, являющегося федеральной собственностью, в связи с чем, договор купли-продажи от имени собственника заключен неуполномоченным лицом.

Поскольку земельный участок расположен в пределах особо охраняемых природных территорий, то на основании пункта 5.1 статьи 27 Земельного кодекса РФ он ограничен в обороте.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на выкуп земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости. При этом выкуп осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

В пункте 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых территорий не подлежат приватизации. В связи с этим действующим законодательством не допускается выкуп земельных участков расположенных в пределах особо охраняемых территорий. Вместе с тем, Земельный кодекс РФ не лишает собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, расположенном в пределах особо охраняемых территорий, владеть и пользоваться указанным земельным участком на праве аренды.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет доводы ООО «Беловодье WW» о том, что он имеется исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, что в принципе не лишает его права пользования указанным земельным участком на основании договора аренды.

Доводы ООО «Беловодье WW» о том, что поскольку постановление Администрации г. Белокуриха о предоставлении земельного участка в собственность ООО «Беловодье WW» не оспорено, то не может быть признан недействительным и договор купли-продажи, заключенный на его основе, также являются необоснованными, по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 и 2 ст. 8 ГК РФ В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Суд соглашается с доводами ООО «Беловодье WW» о том, что права и обязанности сторон по оспариваемому договору купли-продажи возникли на основании сложного юридического состава – Постановление и договора.

Постановление Администрации г. Белокуриха от 22.05.2006г. № 336 об отчуждении земельного участка в собственность ООО «Беловодье WW» не соответствует требованиям земельного законодательства, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которое запрещает отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий, а потому на основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ, данное постановление не подлежит применению.

Доводы ООО «Беловодье WW» о том, что он является добросовестным приобретателем, также не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку в случае, когда разрешаются требования в порядке ст. 167 ГК РФ о применении последствий недействительности сделки, то применение последствий недействительности сделки не ставится в зависимость от добросовестности сторон такой сделки. Даня позиция отражена в п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008г. № 126 «Обзор практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения».

Доводы ООО «Беловодье WW», о том, что ТУ Росимущества уполномочено распоряжаться земельными участками только после государственной регистрации права собственности на данные земельные участки, суд считает не имеющими значения по делу, поскольку судом не разрешается вопрос о правомерности отчуждения земельного участка ТУ Росимущества.

Ссылки ООО «Беловодье WW» на то, что 16.12.2008 вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в связи с чем, с вступлением в силу закона администрация приобрела право распоряжения спорным земельным участком, суд считает необоснованным, поскольку из содержания указанного закона не следует, что его положения распространяются на отношения, возникшие до его введение в действием. Оспариваемый договор купли-продажи был заключен в 2006 году, задолго до введение указанного закона в действие.

Необоснованны также доводы ООО «Беловодье WW» о том, что действия администрации г. Белокуриха по распоряжению земельным участком должны приравниваться к действиям федерального собственника. Администрация г. Белокуриха является органом местного самоуправления и не была уполномочена собственником (Российской Федерацией в лице её территориального органа – ТУ Росимущества) на совершение договора купли-продажи земельного участка в собственность ООО «Беловодье WW.

Суд считает необоснованными доводы ООО «Беловодье WW» о том, что при рассмотрении спорной сделки следует руководствоваться ст. 96 Земельного кодекса РФ. Указанная статья в пункте 3 устанавливает, что земельные участки границах санитарных зон не изымаются и не выкупаются у собственников. Истец заявляет о незаконности сделки по отчуждению земельного участка, а не его выкупе или изъятии у собственника.

Согласно, пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемых территорий.

Таким образом, при заключении договора купли-продажи земельного участка нарушены статья 209 ГК РФ, статья 27 Земельного кодекса РФ и статья 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Статья 168 ГК РФ устанавливает, что сделка несоответствующая требованиям закона ничтожна. При этом сделка недействительна и при соблюдении сторонами всех норм действующего законодательства о порядке заключения договора, на что ссылается ООО «Беловодье WW».

Требования прокурора о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Прокурор просит, применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «Беловодье WW» возвратить администрации г. Белокуриха земельный участок общей площадью 5264 кв.м. (кадастровый номер 22:64:012601:0091), расположенный по адресу: г. Белокуриха, ул. Еф. Славского; обязать администрацию г. Белокуриха возвратить ООО «Беловодье WW» денежные средства в сумме 977 000 руб.

Согласно, статье 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. При таких обстоятельствах требования о возврате Администрацией ООО «Беловодье WW» денежных средств, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата земельного участка суд считает необоснованными. Из представленных в дело материалов следует, что ООО «Беловодье WW» является собственником недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке. Согласно, пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющиеся в собственности здания , строения, сооружения , расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Следовательно, у ООО «Беловодье WW» имеются законные права по пользованию спорным участком, в порядке установленном законом и у него не возникают обязательства по возврату земельного участка надлежащему собственнику.

Как установлено федеральным законом «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность» от 03.12.2008 года № 244-ФЗ, статьями 10-11, с момента вступления в силу указанного закона спорный земельный участок является объектом муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

ООО «Беловодье WW» является законным пользователем земельного участка, находящегося под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества. Однако, в настоящее время, в связи с признанием судом недействительной сделкой договора купли-продажи у него отсутствуют права по владению и распоряжению указанным земельным участком. Статья 166 ГК РФ предоставляет право суду применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе. Суд считает, что такими последствиями будет являться передача Администрации города Белокуриха прав по распоряжению земельным участком по адресу г.Белокуриха, ул.Еф.Славского

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчиков, в связи с удовлетворением исковых требований. Администрация города Белокуриха, как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. С ООО «Беловодье WW» суд взыскивает 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

На основании статей 166, 167, 168 , 209 ГК РФ, статьи 36 Земельного кодекса РФ, статей 15, 18 федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», руководствуясь статьями 110, 156, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № 225-Ю от 23.05.2006г., заключенный между администрацией г. Белокуриха и обществом с ограниченной ответственностью «Беловодье WW», г. Белокуриха.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки: обязать администрацию г. Белокуриха возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Беловодье WW» денежные средства в сумме 977 000 руб.

- передать администрации г. Белокуриха права по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 22:64:012601:0091, по адресу: г. Белокуриха, ул. Ефима Славского.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Беловодье WW», г. Белокуриха 1 000 рублей госпошлины в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья Т.В. Бояркова