АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
09 августа 2022 года Дело № А03-4250/2022
Резолютивная часть решения суда объявлена 03 августа 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Рыбиной М.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном онлайн - заседании дело по заявлению
акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) , г. Кемерово Кемеровской области
к Мамонтовскому районному Совету народных депутатов Алтайского края, с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края,
к Главе муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1, с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края
о признании незаконными бездействия Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 и Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившееся в необеспечении исполнения исполнительных листов серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года по делу № А03-18106/2013, а также серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года по делу № А03-18852/2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
об обязании Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 и Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем обеспечения полного исполнения исполнительных листов серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года по делу № А03-18106/2013, а также серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года по делу № А03-18852/2014,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Мамонтовского района Алтайского края, а также муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края, в лице Администрации Мамонтовского района Алтайского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель ФИО2 по доверенность от 27.05.2022 года, паспорт (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва),
от заинтересованных лиц – не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее – Заявитель, Общество, АО «УК «Кузбассразрезуголь») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Мамонтовскому районному Совету народных депутатов Алтайского края (далее – Совет депутатов), к Главе муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 (далее – Глава МО ФИО1) о признании незаконными бездействия Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 и Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившееся в необеспечении исполнения исполнительных листов серии АС № 006459521 от 07.03.2014 по делу № А03-18106/2013, а также серии АС № 005144572 от 26.12.2014 по делу № А03-18852/2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об обязании Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 и Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем обеспечения полного исполнения исполнительных листов серии АС № 006459521 от 07.03.2014 по делу № А03-18106/2013, а также серии АС № 005144572 от 26.12.2014 по делу № А03-18852/2014.
Определением от 05 апреля 2022 года заявление принято к производству суда, назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Мамонтовского района Алтайского края (далее – Комитет по финансам), а также муниципальное образование Мамонтовский район Алтайского края, в лице Администрации Мамонтовского района Алтайского края (далее – Администрация Мамонтовского района АК, МО Мамонтовский район АК, Администрация).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое бездействие заинтересованных лиц не соответствует действующему бюджетному законодательству, нарушает права Общества на исполнение вступивших более 7 лет назад в законную силу судебных актов. Дефицит бюджета муниципального образования Мамонтовский район не имеет правового значения для включения в закон о бюджете на 2022 год расходных обязательств на исполнение судебных актов№ А03-18106/2013 и № А03-18852/2014. Кроме того, положения пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат условий о том, что дефицит бюджета является основанием для не включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете с начала очередного финансового года. Заявитель указывает, что даже если бюджет является дефицитным, бюджетные ассигнования на исполнение решений суда могут быть увеличены в бюджете как в текущем, так и с начала очередного финансового года. Также считает, что у заинтересованных лиц не было препятствий запланировать в бюджете на очередной финансовый год - 2022 год бюджетные ассигнования на полное исполнение решений суда.
Совет депутатов заявленные требования не признал, в письменном отзыве на заявление указывает, что утверждение бюджета муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края и внесение в него изменений относится к исключительному полномочию районного Совета народных депутатов Мамонтовского района Алтайского края. Полагает, что безвозмездные поступления из вышестоящего уровня бюджета бюджету Мамонтовского района в виде субвенций и субсидий носят строго целевой характер на обеспечение переданных полномочий. Выделяемая по распоряжениям Алтайского края дотация закрепляется протокольно с муниципалитетом также на первоочередные расходные обязательства. Высокий уровень кредиторской задолженности бюджетной сферы не позволяет в полной мере привлечь бюджетные средства для своевременного погашения задолженности по исполнительным документам. Указывает, что задолженность по бюджетному кредиту перед краевым бюджетом составляет 34,5 миллиона рублей.
Комитет по финансам в письменном отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку утверждение бюджета муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края и внесение в него изменений относится к исключительному полномочию районного Совета народных депутатов Мамонтовского района Алтайского края. Указывает, что бюджет района формируется с большим недостатком собственных средств. Высокий уровень кредиторской задолженности бюджетной сферы не позволяет в полной мере привлечь бюджетные средства для своевременного погашения задолженности по исполнительным документам. Поясняет, что в рамках принятого бюджета на 2022 год платежным поручением № 11814 от 21.03.2022 года произведена оплата задолженности за поставку угля согласно исполнительному документу серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года по делу № А03-18106/2013, за счет средств казны муниципального образования в сумме 100 000 рублей 00 копеек. Кроме того, платежным поручением № 11815 от 21.03.2022 года произведена оплата задолженности за поставку угля согласно исполнительному документу серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года по делу № А03-18852/2014, за счет средств казны муниципального образования в сумме 100 000 рублей 00 копеек. Считает, что администрация Мамонтовского района Алтайского края предприняла все возможные меры по погашению исполнительных требований в рамках принятых бюджетов, а основной долг будет погашается в дальнейшем.
Глава МО ФИО1, МО Мамонтовский район АК также представили отзыв на заявление, в котором указали, что учитывая обязательства, возникшие у муниципального образования по исковым требованиям со стороны АО «УК «Кузбассразрезуголь» процесс формирования и исполнения бюджета осуществляется в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Администрация Мамонтовского района АК указывает, что собственные доходы бюджета муниципального образования Мамонтовский район в структуре общего объема бюджета занимают 41 %, которых недостаточно для того чтобы запланировать средства на погашение кредиторской задолженности в полном объеме. Объем фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в расходах районного бюджета по собственным полномочиям занимает 62 %. Безвозмездные поступления из вышестоящего уровня бюджета бюджету Мамонтовского района в виде субвенций и субсидий носят строго целевой характер на обеспечение переданных полномочий. Выделяемая по распоряжениям Алтайского края дотация закрепляется протокольно с муниципалитетом также на первоочередные расходные обязательства. Высокий уровень кредиторской задолженности бюджетной сферы не позволяет в полной мере привлечь бюджетные средства для своевременного погашения задолженности по исполнительным документам. Пояснили, что в рамках принятых бюджетов за период с 2014 года по 2022 год на исполнение исполнительных листов перед АО «УК «Кузбассразрезуголь» фактически направлено средств в сумме 9 038 073 рубля 36 копеек на погашение основного долга. Администрация Мамонтовского района АК намерена до конца финансового года исполнить принятые бюджетом обязательства в полном объеме сумме 100 000 рублей 00 копеек. Считают, что Администрация Мамонтовского района Алтайского края предприняла все возможные меры по погашению исполнительных требований в рамках принятых бюджетов, а основной долг будет погашаться в дальнейшем, в связи с чем в данном вопросе ни глава района, ни районный Совет народных депутатов, ни Комитет по финансам и налоговой политики не бездействуют.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, в письменных отзывах на заявление, дополнительных пояснениях по делу, а также возражениях заявителя на отзывы заинтересованных лиц, представленных в материалы дела.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Судебное заседание, с учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьей 156 АПК РФ проводится в отсутствие представителей заинтересованных лиц, а также третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, ответил на вопросы суда.
В судебном заседании 28.07.2022 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 03.08.2022 года, после окончания которого, судебное заседание продолжено.
Судебное заседание, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2013 года по делу № А03-18106/2013с администрации Мамонтовского района Алтайского края в пользу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» взыскано 20 736 940 рублей 71 копейка, в том числе 19 220 537 рублей 91 копейка основного долга и 1 516 402 рубля 80 копеек неустойки, а также 9 020 рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Вышеуказанное решение в установленном законом порядке на обжаловалось и вступило в законную силу 21 января 2014 года.
В целях исполнения судебного акта арбитражным судом взыскателю выдан исполнительный лист серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года по делу № А03-18106/2013 о взыскании денежных средств с администрации Мамонтовского района Алтайского края.
23 августа 2017 года Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о разъяснении решения суда от 18.12.2013 по делу № А03-18106/2013.
Определением от 06.09.2017 года суд разъяснил открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», что взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2013 года по делу № А03-18106/2013 следует производить с муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края в лице Администрации Мамонтовского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Мамонтовского района Алтайского края.
В порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Общество направило исполнительный лист серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года в Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Мамонтовского района Алтайского края для исполнения.
В связи с длительным неисполнением листов, АО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилось в судебном порядке о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок к МО Мамонтовский район Алтайского края (дело № А03-19080/2015),
Согласно решению Арбитражного суда Западно – Сибирского округа по делу № А03-19080/2015 от 09.12.2015 года заявление открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2013 года по делу № А03-18106/2013 удовлетворено частично, компенсация присуждена.
Кроме того, решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.11.2014 года по делу № А03-18854/2014 с Администрации Мамонтовского района Алтайского края в пользу АО «УК «Кузбассразрезуголь» судом взыскано 5 925 666 рублей 48 копеек, в том числе 5 579 664 рубля 09 копеек долга и 346 002 рубля 39 копеек неустойки по договору № 4486/13-2 от 23.09.2013 года на поставку угля, муниципальным заказчиком по которому выступала Администрация Мамонтовского района Алтайского края на основании муниципального контракта № 3576/13-2 от 12.09.2013 года.
В целях исполнения судебного акта арбитражным судом взыскателю выдан исполнительный лист серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года по делу № А03-18854/2014 о взыскании денежных средств с администрации Мамонтовского района Алтайского края.
15.08.2017 года Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о разъяснении решения суда по делу № А03-18854/2014.
22.08.2017 года Арбитражным судом Алтайского края вынесено определение о разъяснении решения суда, в соответствии с которым АО «УК «Кузбассразрезуголь» разъяснено, что взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 20.11.2014 года по делу № А03-18852/2014 следует производить с муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края в лице Администрации Мамонтовского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Мамонтовский района Алтайского края.
В порядке статьи 242.2 БК РФ Общество направило исполнительный лист серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года в Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Мамонтовского района Алтайского края для исполнения.
В связи с длительным неисполнением листов, АО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилось в судебном порядке о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок к МО Мамонтовский район Алтайского края (дело № А03-1863/2021),
Согласно решению Арбитражного суда Западно – Сибирского округа по делу № А03-1863/2021 от 19.03.2021 года заявление открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу № А03-18852/2014 Арбитражного суда Алтайского края удовлетворено частично, компенсация присуждена.
До настоящего времени судебные акты по делам № А03-18106/2013, № А03- 18852/2014 не исполнены, задолженность полностью не погашена.
Размер задолженности по исполнительному листу серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года (дело № А03-18106/2013) составляет 11 707 887 рублей 35 копеек; по исполнительному листу серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года (дело № А03-18852/2014) - 2 090 686 рублей 48 копеек.
Полагая бездействие Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, к Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1, выразившееся в необеспечении исполнения исполнительных листов, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд Алтайского края.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий(бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.
Следовательно, вступивший в законную силу судебный акт и выданный на его основе исполнительный лист обязателен для исполнения.
Организационно - правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», иными актами законодательства.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
При этом, как указано в указанном Постановлении Пленума, положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 года № 1312-О-О, сформулирован правовой подход, согласно которому данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям.
Таким образом, исходя из указанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац 5 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 части 10 статьи 35).
Кроме того, направление актом исполнительно - распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Таким образом, положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.
Как следует из материалов дела, бюджет муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2022 год утвержден решением Мамонтовского районного совета народных депутатов от 23.12.2021 года № 51.
Решением Мамонтовского районного Совета народных депутатов от 23.12.2021 года № 51 «О бюджете муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2022 год» исходя из финансовых возможностей бюджета средства на финансирование расходов для погашения задолженности по исполнительным листам серии АС № 006453521 от 07.03.2014 года и серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года запланированы в размере 100 000 рублей 00 копеек.
Решением Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 23.12.2021 года № 52 «О выделении дополнительных объемов финансирования расходов из бюджета муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2022 год в целях погашения задолженности в полном объеме перед ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» депутатами районного Совета принято решение отказать Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Мамонтовского района Алтайского края в выделении дополнительных объемов финансирования расходов на погашение кредиторской задолженности в полном объеме по исполнительным документам за уголь перед АО «УК «Кузбассразрезуголь», в связи с ограниченными финансовыми возможностями бюджета муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края в 2022 году и отсутствием возможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2022 год.
Как следует из Устава муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края, принятого решением Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края № 5 от 30.03.2015 года, функции в области бюджета, в том числе непосредственное составление проекта районного бюджета осуществляет финансовый орган (статья 64).
Согласно пункту 2.3 Положения о комитете Администрации Мамонтовского района по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденного решением Мамонтовского районного Советом народных депутатов № 21 от 23.06.2015 года, основными задачами финансового органа (Комитета по финансам) является экономическое обоснование планирования доходов и расходов бюджета муниципального образования Мамонтовский район. Комитет по финансам составляет проект бюджета муниципального образования, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, порядок исполнения бюджета муниципального образования по расходам (пункт 3.6, пункт 3.7).
Кроме этого, у Комитета по финансам, в силу его полномочий и статьи 83 БК РФ, имеется обязанность своевременно уведомлять главу муниципального образования и его представительный орган, о наличии муниципальной задолженности, которые в свою очередь обязаны обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно части 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения
Письмом от 21.12.2021 года АО «УК «Кузбассразрезуголь» направило в адрес Председателя Комитета по финансам, Главы района, Председателя районного собрания депутатов обращение, относительно предоставления информации по вопросу погашения задолженности, о включении в закон о бюджете района на 2022 года расходов для погашения задолженности.
01 февраля 2022 года от Комитета по финансам получен ответ № 1 от 10.01.2022 года на указанный запрос, в котором указано, что решением Мамонтовского районного Совета народных депутатов от 23.12.2021 года № 51 «О бюджете муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2022 год» исходя из финансовых возможностей бюджета средства на финансирование расходов для погашения задолженности по исполнительным листам серии АС № 006453521 от 07.03.2014 года и серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года запланированы в размере 100 000 рублей 00 копеек. Средства запланированы ГРБС Комитету Администрации Мамонтовского района по финансам по классификации 092 0113 99 9 00 14710 (прочие выплаты по обязательствам муниципальных нужд). На сессии районного Совета рассмотрен вопрос о выделении дополнительных объемов финансирования расходов бюджета муниципального образования на 2022 год в целях погашения задолженности перед АО «УК «Кузбассразрезуголь». В связи с ограниченными финансовыми возможностями бюджета муниципального образования в 2022 году и не имеющейся возможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета на 2022 год, принято решение Мамонтовского районного Совета народных депутатов от 23.12.2021 года № 52 об отказе Комитету по финансам в выделении дополнительных объемов финансирования расходов в 2022 году для погашения задолженности в полном объеме.
Согласно статье 35 Устава муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края (далее – Устав района) глава района является высшим должностным лицом муниципального района и исполняет полномочия председателя районного Совета народных депутатов. Глава района руководит Советом Администрации района (статья 40 Устава района).
В силу статьи 44 Устава района к полномочиям главы района относится, в том числе, обеспечение составления проекта районного бюджета, планов и программ социально - экономического развития муниципального района, обеспечение их исполнения; внесение в районный Совет народных депутатов проекта районного бюджета с необходимыми документами и материалами, представление отчета о его исполнении на утверждение районного Совета народных депутатов.
Согласно статье 64 Устава района утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Администрации района.
Непосредственное составление проекта районного бюджета осуществляет финансовый орган (Комитет по финансам) (статья 64 Устава района).
В соответствии со статьей 56 Устава района нормативные решения районного Совета народных депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств районного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение районного Совета народных депутатов только по инициативе главы района или при наличии заключения главы района.
Согласно решению Мамонтовского районного Совета народных депутатов от 23.12.2021 года № 51 «О бюджете муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края на 2022 год» дефицит районного бюджета составляет 10000 тысяч рублей.
Однако, дефицит бюджета муниципального образования Мамонтовский район не имеет правового значения для включения в закон о бюджете на 2022 год расходных обязательств на исполнение указанных судебных актов.
Кроме того, положения пункта 2 статьи 83 БК РФ не содержат условий о том, что дефицит бюджета является основанием для не включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете с начала очередного финансового года.
Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 БК РФ).
Согласно пункт 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов в силу статьи 69 БК РФ входят в закрытый перечень форм расходов бюджетов.
Задолженность по решениям суда по делам № А03-18106/2013, № А03-18852/2014 возникла в результате неисполнения Администрацией Мамонтовского района Алтайского края, действующей от имени муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края, муниципальных контрактов на поставку угля в целях обеспечения в отопительном сезоне нужд муниципального образования.
Таким образом, обязательства муниципального образования по муниципальным контрактам перед АО «УК «Кузбассразрезуголь» в силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации изначально также относилось к расходным обязательствам муниципального образования и подлежало исполнению за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете.
Из анализа положений статей 65, 69, пунктов 1, 2 статьи 86, пункта 5 статьи 242.2 БК РФ не следует, что дефицит соответствующего местного бюджета является основанием для невключения расходных обязательств муниципального образования, в том числе на исполнение судебных актов, в состав расходов местного бюджета и их неисполнения. При дефиците соответствующего местного бюджета расходные обязательства муниципального образования должны быть включены в состав расходов бюджета и исполняться как за счет собственных доходов, так и источников финансирования дефицита бюджета.
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных образований относится организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Задолженность за поставленный для нужд муниципального образования уголь взыскана в судебном порядке, исполнительные листы предъявлены в установленном порядке в финансовый орган муниципального образования.
Исходя из этого, задолженность перед АО «УК «Кузбассразрезуголь» является расходным обязательством муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края, которое должно быть включено в состав расходов местного бюджета и исполняться как за счет собственных доходов, так и источников финансирования дефицита бюджета.
В силу статьи 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Согласно пункту 4 статьи 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В соответствии со статьей 96 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются: разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между привлеченными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации; разница между привлеченными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года; иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
Действующие на территории Алтайского края нормативно - правовые акты предусматривают возможность получения муниципальным районом из краевого бюджета бюджетного кредита (постановление Администрации Алтайского края от 14.08.2012 года № 420 «Об утверждении порядка предоставления (возврата, использования) из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов бюджетных кредитов»), субсидий (постановление Правительства Алтайского края от 23.12.2019 года № 532 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края»), дотаций выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (Закон Алтайского края от 03.11.2005 года № 90-ЗС), дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций (постановление Правительства Алтайского края от 19.12.2019 года № 512 «О порядке распределения и предоставления муниципальным районам, муниципальным округам, городским округам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций»).
Так, в соответствии с постановление Правительства Алтайского края от 19.12.2019 года № 512 «О порядке распределения и предоставления муниципальным районам, муниципальным округам, городским округам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций» предусмотрено три вида дотации:
- дотация в целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований при недостатке собственных доходов местных бюджетов;
- дотация в целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности и результативности деятельности (по итогам исполнения местных бюджетов);
- дотация в целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности и результативности деятельности (по итогам оценки качества управления муниципальными финансами).
Таким образом, нормы БК РФ и принятые на его основе нормативно - правовые акты Алтайского края направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов, местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям, определив оптимальные источники бюджетного покрытия возникших расходов (собственные доходы (налоговые, неналоговые, субсидии, дотации) и источники финансирования дефицита).
Между тем при планировании бюджета расходы (бюджетные ассигнования) на исполнение решений суда не учитывались в бюджете и соответственно размер дотации, связанный с недостатком собственных доходов, не учитывал покрытие данных расходов в целях обеспечения сбалансированности бюджета.
Муниципальные органы пояснили только то, что субсидии носят строго целевой характер, поэтому не планировалось за счет субсидий погашать задолженность по исполнительным листам.
Доказательства обращения в Министерство финансов Алтайского края за предоставлением бюджетного кредита и отказ в его предоставлении в материалы дела не представлены.
Доказательства того, что при исполнении бюджета заинтересованные лица обращались за получением данных дотаций в целях увеличения бюджетных ассигнований на исполнение решений суда и им было отказано в ее предоставлении, в материалы дела не предоставлены. Муниципальные органы лишь указали, что дотации идут на первоочередные расходные обязательства.
Таким образом, Глава муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 и Мамонтовский районный Совет народных депутатов Алтайского края, под предлогом дефицита бюджета, до настоящего времени не обеспечили исполнение судебных решений по делам № А03-18106/2013, № А03-18852/2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ. Задолженность по судебным актам до настоящего времени не погашена в полном объеме.
За весь период нахождения исполнительных документов на исполнении в Комитете по финансам погашение задолженности произведено по делу № А03-18106/2013 на сумму 100 000 рублей 00 копеек (платежное поручение № 11814 от 21.03.2022 года), по делу № А03-18852/2014 на сумму 100 000 рублей 00 копеек (платежное поручение № 11815 от 21.03.2022 года). Выделение в 2022 году на погашение задолженности перед АО «УК Кузбассразрезуголь» 1000, 0 тыс. руб. не покрывает размер долга. Мотивированного отказа, содержащего обоснование невозможности выделения денежных средств, при проведении полного объема мероприятий, относящихся к компетенции заинтересованных лиц, на погашение задолженности, образовавшейся с 2014 года, в материалы судебного дела не представлено. Протоколы заседания Совета депутатов района не содержат какого-либо анализа, позволяющего оценить принятое на собрании решение об отказе в выделении дополнительных ассигнований для погашения задолженности перед заявителем, как обоснованное и мотивированное. Отдельно анализ, которым руководствовались депутаты при принятии решении, в материалы дела не поступил.
Даже если бюджет является дефицитным, бюджетные ассигнования на исполнение решений суда могут быть увеличены в бюджете как в текущем (за счет дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета), так и с начала очередного финансового года (за счет планирования бюджета на очередной финансовый год с учетом бюджетных ассигнований на полное исполнение решений суда).
Так, согласно статье 33 БК РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
При планировании бюджета бюджетные ассигнования на исполнение действующих расходных обязательств учитываются в первоочередном порядке.
Положения пункта 2 статьи 83 БК РФ не содержат требований об увеличении бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов с начала очередного финансового года при условии дополнительных поступлений или сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов.
Увеличение бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов с начала очередного финансового года обеспечивается за счет планирования бюджета с учетом соблюдения принципа сбалансированности бюджета.
В связи с чем, у заинтересованных лиц не было обоснованных препятствий запланировать в бюджете на очередной финансовый год (2022 год) бюджетные ассигнования на полное исполнение решений суда.
Заинтересованными лицами не представлено каких - либо расчетов, аналитических справок, используемых при формировании и утверждении бюджета на соответствующий финансовый период, указывающих на совершение действий по рассмотрению вопроса об увеличении бюджетных ассигнований в порядке пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на исполнение существующих расходных обязательств муниципального образования, к которым отнесены обязательства по исполнительным листам, предъявленным заявителем.
Судом установлено, и заинтересованными лицами фактически не оспаривается, что для целей исполнения судебных актов в бюджете муниципального образования было выделено недостаточно денежных средств.
Исходя из предмета и основания заявленного требования, заинтересованные лица в силу положений статей 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны доказать, что предприняли все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, в рамках имеющихся полномочий.
Однако такие доказательства, а также доказательства наличия уважительных причин невозможности своевременного исполнения судебного акта в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных указанными статьями БК РФ, принимая во внимание фактическое отсутствие возражений по существу заявленных требований, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействий Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края и Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 и исходя из заявленных Обществом требований.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Главу муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 и Мамонтовский районный Совет народных депутатов Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с учетом норм действующего бюджетного законодательства и в пределах его полномочий.
Расходы по уплате государственной пошлины по делу в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заинтересованных лиц.
Руководствуясь статьями 110, 167, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Алтайского края
РЕШИЛ:
Заявление акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) , г. Кемерово, Кемеровская область удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1, выразившиеся в необеспечении исполнения исполнительных листов серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года по делу № А03-18106/2013, а также серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года по делу № А03-18852/2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязать Главу муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь».
Признать незаконным бездействия Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, выразившиеся в необеспечении исполнения исполнительных листов серии АС № 006459521 от 07.03.2014 года по делу № А03-18106/2013, а также серии АС № 005144572 от 26.12.2014 года по делу № А03-18852/2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязать Мамонтовский районный Совет народных депутатов Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь».
Взыскать с Главы муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края ФИО1, в лице Администрации Мамонтовского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края в пользу акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) , г. Кемерово Кемеровской области расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 рублей 00 копеек.
Взыскать с Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края в пользу акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) , г. Кемерово Кемеровской области расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 рублей 00 копеек.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск), через арбитражный суд Алтайского края.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа (г. Тюмень), если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Арбитражного
суда Алтайского края В.В. Синцова