АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-4878/2023 10 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2023 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, к Администрации г. Барнаула Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, о взыскании суммы субсидии в размере 2 720 341 руб. 88 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Минстроя России,
при участии:
от истца – ФИО1 (паспорт, доверенность № 29/Д/87 от 27.12.2022, диплом рег. номер 434 от 08.06.1994);
от ответчика – ФИО2 (удостоверение, доверенность № 200/21/исх-2808 от 19.12.2022);
от Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула – ФИО3 (удостоверение, доверенность № 08-1-05/8 от 01.02.2023, диплом рег. номер 970 от 01.07.2011);
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула – ФИО4 (удостоверение, доверенность от 04.05.2023, диплом рег. номер 447 от 20.06.2000);
от Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула – не явился, уведомлен;
от Минстрой России – не явился,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Администрации города Барнаула Алтайского края (далее – ответчик. Администрация города) о взыскании по соглашению от 27.01.2021 № -01701000 -1-2021003 о предоставлении субсидии из бюджета Алтайского края бюджету г.Барнаула на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды в
рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» денежных средств в размере 2 720 341 руб. 88 коп., подлежащих возврату из бюджета городского округа – города Барнаула в бюджет Алтайского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Минстрой России.
Ответчик в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований истца, которые считает необоснованными, поскольку расчет истца проверить не представляется возможным, соглашение не предусматривает такого вида ответственности за нарушение обязательств как штраф.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула в представленных отзывах на иск возражали против удовлетворения исковых требований.
Минстрой России в отзыве на иск разрешение заявленных требований оставил
на усмотрение суда.
По правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истец поддержал исковые требования.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по доводам отзыва.
Представители Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула и Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, между Минстроем России и Правительством Алтайского края заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайскою края на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 20 декабря 2020 № 069-092021-026.
Указанное соглашение заключено в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 532 (далее - Правила № 532).
На основании пункта 1.1 соглашения его предметом является предоставление из бюджета Алтайского края в 2021 - 2023 годах бюджету городского округа города Барнаул
субсидии на реализацию программы формирования современной городской среды (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения, в случае если Муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении результатов использования Субсидии в году, следующем за годом предоставления Субсидии, установленной в соответствии с Правилами, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 13-16 Правил предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета городского округа города Барнаула в бюджет Алтайского края, и направить Муниципалитету требование о возврате средств Субсидии в бюджет Алтайского края в указанном объеме.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения ответчик обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии установленных в соответствии с приложением № 5 к Соглашению.
В приложении № 5 к Соглашению установлены показатели результативности исполнения мероприятий на 2021-2023 год, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия:
В 2021 году ответчиком не достигнуты показатели:
- по обеспечению индекса качества городской среды при плане 195 фактически достигнуто 184;
- по приросту среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году при плане 9% фактически достигнуто 2,8%.
Согласно пункту 13 Правил, объем средств за нарушение указанных выше обязательств рассчитывается по формуле и подлежит возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.
Министерством в адрес Администрации города Барнаула Алтайского края направлено требование о возврате средств субсидии в краевой бюджет от 12.05.2022 № 29-04/ПА/5354 в сумме 2 720 341 руб. 88 коп.
Ответчиком требование о возврате в краевой бюджет суммы в размере 2 720 341 руб. 88 коп. не исполнено, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу об отказе удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. При этом существенными являются также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статьи 438, 443 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. При этом, если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась (статья 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Таким образом, положения статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают следующие существенные условия:
- обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
- ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Во исполнение вышеуказанных положений на территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 532 утверждены
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края (далее - Правила № 532).
В соответствии с пунктом 8 Правил № 532 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования Алтайского края.
Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства с использованием квалифицированной электронной подписи. При отсутствии технической возможности - на бумажном носителе.
Согласно пункту 9 Правил № 532 соглашение должно содержать:
а) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на реализацию соответствующих расходных обязательств;
б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил;
в) значения результатов использования субсидии, которые должны соответствовать:
значениям результатов региональных проектов или контрольным точкам результатов региональных проектов в случаях предоставления субсидии в целях достижения результатов региональных проектов;
значениям показателей (индикаторов) государственных программ Алтайского края и их структурных элементов (при наличии значений таких показателей (индикаторов) в указанных программах) в случаях предоставления субсидии на реализацию мероприятий государственных программ Алтайского края, не относящихся к региональным проектам.
Результаты использования субсидии, указанные в настоящем подпункте, представляют собой конечные результаты исполнения расходного обязательства муниципального образования и должны быть конкретными и измеримыми.
Результаты использования субсидии, предоставляемой в целях достижения результатов региональных проектов, должны соответствовать результатам региональных проектов или контрольным точкам результатов региональных проектов.
Результаты использования субсидии, предоставляемой в целях реализации мероприятий государственных программ Алтайского края, не относящихся к региональным проектам, должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Алтайского края и их структурным элементам (при наличии таких показателей (индикаторов) в указанных программах);
г) обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии;
д) перечень расходных обязательств муниципального образования, софинансируемых из краевого бюджета, в случае установления порядком предоставления субсидии требований к составу расходных обязательств муниципального образования;
е) перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества с указанием наименований, адресов (при наличии), мощности объектов, сроков ввода в эксплуатацию (приобретения) объектов
капитального строительства (объектов недвижимого имущества), стоимости (предельной стоимости) - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование
строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, а также обязательства муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства;
ж) обязательство об использовании типовой проектной документации (при наличии такой документации) - в отношении субсидий,предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства;
з) установление в муниципальном контракте (договоре) о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, авансовых платежей в размере, не превышающем 30 процентов суммы соответствующего муниципального контракта (договора), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Алтайского края, нормативными правовыми актами муниципальных образований, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до получателя средств местного бюджета. На подрядные работы по капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства муниципальной собственности и на приобретение имущества авансовые платежи не предусматриваются;
и) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
к) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества;
л) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
м) ответственность сторон за нарушение условий соглашения вследствие недостижения муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества;
н) порядок вступления в силу соглашения.
Таким образом, одним из обязательных условий соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования является ответственность сторон за нарушение условий соглашения вследствие недостижения
муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества (подп. «м» п. 9 Правил № 532).
В связи с чем ответственность, предусмотренная в подпункте м пункта 9 Правил № 532, является штрафной санкцией за ненадлежащее исполнение соглашения.
В разделе № 5 Соглашения, сторонами в пункте 5.1 соглашения определена ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей по соглашению, а именно: стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный раздел Соглашения не содержит штрафной санкции, которая предусмотрена подпунктом «м» пункта 9 Правил № 532.
Более того, из анализа иных пунктов Соглашения также нельзя сделать вывод, что Соглашение предусматривает для сторон такую меру ответственности.
Кроме того, согласование сторонами условий сделки по своему усмотрению в рамках предоставленной им свободы договора, в том числе касающееся порядка исчисления неустойки (штрафа), предполагает необходимость соблюдения условий договора именно в том виде, в котором они были определены, что соответствует основополагающему принципу частного права – pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»), закрепленному в статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - постановление № 7) разъяснено, что соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме по правилам, установленным пунктами 2, 3 статьи 434 ГК РФ, независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).
С учетом данных разъяснений, соглашение об ответственности за неисполнение обязательства само по себе является договором, имеющим свои существенные условия (основания для начисления штрафа и порядок его начисления).
На основании изложенного и учитывая вышеуказанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил № 532 в их системном толковании, следует, что условие Соглашения в части определения меры ответственности сторон за нарушение условий соглашения вследствие недостижения муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии является незаключенным, в связи с чем оснований для начисления денежных средств, подлежащих возвращению в краевой бюджет, у Министерства не имелось.
Из отзыва на исковое заявление Минстроя РФ от 04.08.2023 следует, что Алтайский край в 2021 году достиг планового значения показателей «Индекс качества городской среды» в размере 174 баллов. Учитывая данное обстоятельство, Минстрой РФ не направлял в адрес Правительства Алтайского края требования о возврате из бюджета Алтайского края в федеральный бюджет денежных средств за нарушение обязательств по предоставлению субсидий.
Согласно письменным пояснениям Минстроя РФ от 08.09.2023 следует, что алгоритм формирования (формула расчета) индекса представлен в виде математической формулы с учетом единиц измерения базовых показателей. Для расчета индикаторов используется информация официальной статистической отчетности, поисково-информационных источников, картографических служб, данные дистанционного зондирования земли, данные официальных информационных порталов («Реформа ЖКХ»), а также данные, представляемые высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на сбор данных для формирования индекса качества городской среды по форме федерального статистического наблюдения, утвержденной приказом Федеральной службой государственной статистики от 25.01.2021 № 30.
В свою очередь, Минстроем РФ не было представлено сведений на основании чего городу Барнаулу были присвоены баллы индекса качества городской среды в период с 2019 по 2021 г.г. и каким образом они были рассчитаны.
Расчет данных показателей суду ни истцом, ни Минстроем России не представлен, проверить его не представляется возможным ввиду отсутствия такого в общем доступе. На определение суда ни истец, ни Минстрой России не представили такого расчета.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В целях повышения качества и комфорта городской среды, создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения Алтайского края, постановлением Правительства Алтайского края от 31.08.2017 № 326 утверждена государственная программа Алтайского края «Формирование современной городской среды» (далее - Государственная программа).
Приложением № 10 к государственной программе определен адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству, в соответствии с которым в городе Барнауле в 2021 году подлежали благоустройству 66 дворов.
Приложением № 11 к государственной программе определен адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, в соответствии с которым в городе Барнауле в 2021 году подлежали благоустройству зеленая зона от ул. Герцена, 6 до ул. Белинского и Мизюлинская роща.
Из анализа Государственной программы следует, что она направлена только на благоустройство дворов и общественных территорий.
Во исполнение Государственной программы постановлением администрацией города от 22.01.2018 № 98 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды города Барнаула» на 2018 - 2025 годы (далее - Муниципальная программа).
Приложениями № 1 и № 11 к Муниципальной программе определены адресные перечни дворовых территорий и общественных территорий, подлежащих благоустройству на 2018 - 2025 годы.
Исходя из анализа Государственной программы и Муниципальной программы перечень территорий, подлежащих благоустройству в городе Барнауле в 2021 году является аналогичным.
По мнению истца, основанием предъявления требований о взыскании 2 720 341 руб. 88 коп. является недостижение городом Барнаулом индекса качества городской среды.
Вместе с тем, в материалы дела были представлены муниципальные контракты, а также документы, подтверждающие их исполнение, которые были заключены комитетом жилищно-коммунального хозяйства города и комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города.
Из указанных документов следует, что муниципальным образованием в 2021 году были выполнены работы по благоустройству территорий, которые были предусмотрены Приложениями № 10 и № 11 к Государственной программе. Замечаний и недостатков по качеству и объему выполненных работ Министерство в адрес органов местного самоуправления не предъявляло.
Таким образом, на стороне органов местного самоуправления отсутствуют виновные действия по недостижению индикаторов Государственной программы, т.к. все мероприятия по благоустройству территорий, запланированных на 2021 год были исполнены в полном объеме. Более того, в материалы дела не представлен расчет с обоснованием начисления баллов индекса качества городской среды городу Барнаулу за 2021 год.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск
в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Трибуналова