ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-5834/2012 от 30.07.2012 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

  656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

г. Барнаул Дело № А03-5834/2012

06 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 06 августа 2012 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Прохорова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириной Н.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края

к муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Бийск

к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бийская крепость» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Бийск

о признании недействительными положений договора № 554/08-2011 от 01.09.2011 об оказании услуг паспортной службы,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1,

от ответчиков – не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Алтайского краяобратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (далее по тексту – МУП г. Бийска «ЕИРКЦ») и к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бийская крепость» (далее по тексту – ООО УК «Бийская крепость») о признании недействительными положений договора № 554/08-2011 от 01.09.2011 об оказании услуг паспортной службы.

Исковые требования обоснованы статьями 128, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что подписанный сторонами договор является недействительным, так как МУП «ЕИРКЦ» не могут быть переданы обязанности предусмотренные договором № 554/08-2011 от 01.09.2011 об оказании услуг паспортной службы.

Ответчики в судебное заседание не явились. МУПг. Бийска «ЕИРКЦ» предоставило отзыв на исковое заявление поддержанный ООО УК «Бийская крепость», в котором указывает, что договор заключен в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики извещены надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчиков.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные истцом в обоснование своих требований, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

01 сентября 2011 г. между обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бийская крепость» (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (исполнитель) заключен договор № 554/08-2011 об оказании услуг паспортной службы, по условиям которого, исполнитель принял обязательства оказывать, а заказчик обязался оплачивать услуги паспортной службы в соответствии с пунктом 2.1 договора, связанные с ведением паспортного учета граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых заказчиком (далее – договор).

Пунктом 2.1 договора установлен следующих перечень обязанностей исполнителя:

- прием, первичная обработка, проверка правильности оформления документов, доставка документов в соответствующие компетентные органы для: постановки и снятия с регистрационного учета граждан; регистрации граждан по месту пребывания; регистрации граждан, получивших паспорт по утрате, получивших первый паспорт, детей, не достигших 14 лет; снятия умерших граждан с регистрационного учета; оформления и обмена паспортов граждан по достижению возраста, по браку и расторжению брака (пункт 2.1.1 договора);

- выдача гражданам различных справок, в том числе архивных, выписок из домовой книги, заверение копий формы А (пункт 2.1.2 договора);

- ведение картотеки паспортного учета (пункт 2.1.3 договора);

- предоставление сведений о военнообязанных гражданах в военно-учетный стол (в случае наличия таковых), оформление на воинский учет (пункт 2.1.4 договора).

Аналогичный перечень содержится в пункте 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208, при этом конкретизировано, что указанные должностные лица осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготавливают и передают в орган регистрационного учета предусмотренные учетные документы.

Согласно пунктов 56, 58 Регламента административная процедура «Регистрация граждан по месту жительства» состоит, в том числе из оформления карточек регистрации по форме № 9 и поквартирных карточек по форме № 10, которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме № 9 и поквартирную карточку по форме №10 или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме №11.

Перечень лиц, поименованных в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, является исчерпывающим. Действия указанных организаций и должностных лиц по регистрации граждан осуществляются от имени и в интересах государства и являются их публично-правовой обязанностью.

Как следствие, выдачу выписок из домовой книги и заверение копий формы «А» также вправе осуществлять только уполномоченные государством лица.

Порядок получения и замены паспорта установлен Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828.

В соответствии с пунктом 10 указанного Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

Согласно пункту 38 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 07.12.2009 № 339, в 30-дневный срок с момента наступления оснований для выдачи или замены паспорта граждане представляют необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.

Иные должностные лица и организации не наделены полномочиями по приему документов для получения или замены паспорта и их последующей передаче в подразделения миграционной службы для оформления паспорта.

В силу пункта 2 указанного Административного регламента функция по учету паспортов отнесена к компетенции Федеральной миграционной службы России и ее структурных подразделений.

На основании пунктов 7, 8 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719, принятым в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется военными комиссариатами, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 53 Положения о воинском учете предусмотрено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.

Таким образом, обязанность, которую гражданин в силу закона должен исполнить лично не может передаваться между третьими лицами для исполнения.

Как следует из пункта 2.1 устава МУП г. Бийска «ЕИРКЦ», предприятие создано в целях совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечения прав собственников жилья в управлении совместной собственностью, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, получения прибыли. В пункте 2.3 устава закреплены конкретные виды деятельности, составляющие предмет деятельности предприятия.

Из анализа пунктов 2.1 и 2.3 устава следует, что предприятие не осуществляет непосредственное обслуживание жилищного фонда, жилищного фонда на праве хозяйственного ведения не имеет, следовательно, МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» не является организацией, наделенной полномочиями по первичному приему документов от граждан на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания, а следовательно, не вправе оказывать услуги паспортной службы, связанные с ведением паспортного учета граждан.

Учитывая положения статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, полномочия, которыми организация наделена в силу закона и иных нормативных правовых актов (государственные услуги), не могут являться объектами гражданских прав и участвовать в гражданском обороте.

Таким образом, вышеуказанные пункты договора являются недействительными как несоответствующие законодательству, регламентирующему порядок регистрации и снятия граждан с регистрации по месту жительства и по месту пребывания, получения и замены паспорта, воинского учета граждан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (пункт 1 статьи 180 Кодекса).

Суд относится критически к позиции ответчиков ссылающихся на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р «О перечне услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» как сформировавшейся в связи с не верным толкованием его положений в системе действующего правового регулирования.

Суд так же не может согласиться с позицией ответчиков относительно предоставления сведений о военнообязанных и оформлении на воинский учет в силу отсутствия у них права на осуществления воинского учета граждан, а так же необходимости личной явки граждан в военные комиссариаты.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ч. 1 ст. 112 АПК РФ).

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 4 000 руб. относится на ответчиков в равных долях.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

  Признать недействительными пункты 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, договора №554/08-2011 об оказании услуг паспортной службы, заключенного 01.09.2011 между обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бийская крепость» и муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр».

Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» в доход федерального бюджета Российской Федерации 2 000 руб. государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бийская крепость» в доход федерального бюджета Российской Федерации 2 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.Н. Прохоров