ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-5835/12 от 06.06.2012 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Барнаул Дело №А03- 5835/2012

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2012г.

Полный текст решения изготовлен 14 июня 2012г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Овчинникова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Нижельской В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Алтайского края, г.Барнаул Алтайского края,

к 1) муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Бийск Алтайского края,

2) обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Бийск Алтайского края,

о признании недействительным договора об оказании услуг паспортной службы в части,

при участии в судебном заседании:

от истца – помощник прокурора Тогульского района Изотова И.В. (доверенность от 24.05.2012, № 08132012, удостоверение ТО, № 102280 от 08.07.2011)

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Алтайского края, г.Барнаул Алтайского края, обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр», г.Бийск Алтайского края, и к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город», г.Бийск Алтайского края, в котором просит признать недействительными пункты 1.1, 2.1 договора № 230/04-2009 об оказании услуг паспортной службы, заключенного 01.05.2009 между обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» и муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр».

Определением арбитражного суда от 25.04.2012 исковое заявление Заместитель прокурора Алтайского края принято к производству, дело назначено в предварительное судебное заседание.

Ответчики в предварительное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

На основании части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится без участия ответчиков.

В отзывах на исковое заявления ответчики просят отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель истца не возражает против рассмотрения дела в первой инстанции.

Возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие ответчиков не заявлено.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится без участия ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд отмечает следующее.

Между обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город», г.Бийск Алтайского края, и муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр», г.Бийск Алтайского края, 01.05.2009 был заключен договор об оказании услуг паспортной службы № 230/04-2009.

Согласно пункту 1.1 указанного договора, МУП г.Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (именуемое в договоре исполнитель) по заданию ООО «Управляющая компания «Чистый город» (именуемому в договоре заказчик) обязалось оказывать, а заказчик обязался оплачивать услуги паспортной службы в соответствии с пунктом 2.1 договора, связанные с ведением паспортного учета граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых заказчиком.

Пунктом 2.1 договора об оказании услуг паспортной службы № 230/04-2009 от 01.05.2009 установлено, что исполнитель обязан:

- регистрировать и снимать с регистрационного учета граждан, проживающих в домах, обслуживаемых заказчиком, согласно приложению № 1;

- производить выдачу справок установленной формы и выписок из домовых книг гражданам, проживающим в домах, обслуживаемых заказчиком, согласно приложению № 1;

- проверять паспорта и документы, предъявляемые для получения, обмена паспортов, прописки и выписки и снятия с военного учета, регистрировать и оформлять полученные документы;

- вести картотеку паспортного учета;

- предоставлять сведения о военнообязанных в военно-учетный стол, оформлять документы по воинскому учету;

- предоставлять выписки из домовой книги по адресам, в которых имеются изменения в лицевых счетах.

Действие договора распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.05.2009. Срок действия договора 1 год. Договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока ни одна из сторон не заявит об его прекращении (пункты 6.1, 6.2 договора).

В настоящее время договор действует.

По мнению истца, пункты 1.1 и 2.1 договора об оказании услуг паспортной службы № 230/04-2009 от 01.05.2009 противоречат требованиям законодательства, регламентирующего организацию работы по регистрационному учету граждан.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о признании недействительными пунктов 1.1 и 2.1 договора об оказании услуг паспортной службы № 230/04-2009 от 01.05.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В целях реализации требований статьи 3 указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Данным постановлением утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, такими лицами являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда; ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно - ­строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов; уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

В пункте 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208, также указано, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица: жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно­строительных и жилищных кооперативов; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Согласно пунктам 56, 58 Регламента административная процедура «Регистрация граждан по месту жительства» состоит, в том числе из оформления карточек регистрации по форме № 9 и поквартирных карточек по форме № 10, которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Перечень лиц, поименованных в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, является исчерпывающим. Действия указанных организаций и должностных лиц по регистрации граждан осуществляются от имени и в интересах государства и являются их публично-правовой обязанностью.

Как следствие, выдачу выписок из домовой книги и заверение копий формы «А» также вправе осуществлять только уполномоченные государством лица.

Порядок получения и замены паспорта установлен Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.

В соответствии с пунктом 10 указанного Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

Согласно пункту 33 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 28.12.2006 № 1105, граждане для получения или замены паспорта представляют необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.

Иные должностные лица и организации не наделены полномочиями по приему документов для получения или замены паспорта и их последующей передаче в подразделения миграционной службы для оформления паспорта.

В силу пункта 4 указанного Административного регламента функция по учету паспортов отнесена к компетенции Федеральной миграционной службы России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений.

Таким образом, работники МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» не являются должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета, в силу чего не имеют права оказывать услуги по ведению паспортной и военно-учетной работы.

На основании пунктов 7, 8 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, принятым в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется военными комиссариатами, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 53 Положения о воинском учете предусмотрено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.

Обязанность, которую гражданин в силу закона должен исполнить лично не может быть передана третьему лицу для исполнения.

Ссылка ответчика на то, что гражданами по договорам управления были предоставлены права управляющей организации на заключение спорного договора, судом отклонена.

Государственная услуга по регистрационному учету граждан осуществляется уполномоченными государством органами и организациями, предназначена исключительно для граждан. Сторонами оказания государственной услуги являются государство и гражданин. При этом государство передало часть своих функций по регистрации граждан указанным выше уполномоченным организациям и должностным лицам (пункт 4 Правил регистрации и пункт 6 Регламента).

Лица, поименованные в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, осуществляют от имени и в интересах государства ряд предусмотренных Регламентом функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, что является их публично-правовой обязанностью.

Соответственно, выбор гражданами способа управления многоквартирным жилым домом путем заключения договора с управляющей компанией, в силу пункта 4 Правил регистрации и пунктов 56, 58 Регламента возлагает на последнюю публично-правовое обязательство по ведению регистрационного учета.

Так как обязанности по регистрации возложены на организации, перечень которых установлен Правилами регистрации, Регламентом, и является исчерпывающим, деятельность указанных организаций по регистрации граждан является обязательной в силу административно-правовых норм и не может быть передана по договору другим лица, не уполномоченным на осуществление такой деятельности.

Согласно пункту 2.1 Устава МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр», предприятие создано в целях совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечения прав собственников жилья в управлении совместной собственностью, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, получения прибыли. В пункте 2.3 Устава закреплены конкретные виды деятельности, составляющие предмет деятельности предприятия.

Предприятие не осуществляет непосредственное обслуживание жилищного фонда, жилищного фонда на праве хозяйственного ведения не имеет, следовательно, МУП г.Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» не является организацией, наделенной полномочиями по первичному приему документов от граждан на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания, а следовательно, не вправе оказывать услуги паспортной службы, связанные с ведением паспортного учета граждан.

Учитывая положения статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, полномочия, которыми организация наделена в силу закона и иных нормативных правовых актов (государственные услуги), не могут являться объектами гражданских прав и участвовать в гражданском обороте.

Ссылка в возражениях на распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р не является обоснованной, поскольку содержащийся в нем перечень услуг относится к деятельности государственных и муниципальными учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ).

 Довод МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» о распространении на него положений упомянутого распоряжения является несостоятельным, поскольку ни договор управления, ни оспариваемый по настоящему иску договор не заключались в порядке размещения государственного или муниципального заказа.

Таким образом, оспариваемые пункты договора об оказании услуг паспортной службы № 230/04-2009 от 01.05.2009 являются недействительными, как несоответствующие законодательству, регламентирующему порядок регистрации и снятия граждан с регистрации по месту жительства и по месту пребывания, получения и замены паспорта, воинского учета граждан.

В силу требований статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В связи с изложенным, арбитражный суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 4 000 руб. относится на ответчиков поровну, по 2 000 руб. на каждого.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Прокуратура Алтайского края освобождена от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 65, 110, 123, 136, 137, 156, 162-164, 166-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными пункты 1.1, 2.1 договора об оказании услуг паспортной службы № 230/04-2009, заключенного 01.05.2009, между муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр», г.Бийск Алтайского края, и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город», г.Бийск Алтайского края.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр», г.Бийск Алтайского края, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город», г.Бийск Алтайского края, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.В. Овчинников