АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело №А03-6754/2022
11 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 11 июля 2022 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Мецкер А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Барнаула к ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
с привлечением к участию в дело, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, финансового управляющего ФИО2
при участии в судебном заседании представителей сторон:
- от заявителя – ФИО3, служебное удостоверение;
- от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился, извещен;
- от третьего лица – не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ленинского района г. Барнаула (далее по тексту - Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ФИО1 (далее по тексту – ФИО1, лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Определением от 17.05.2022 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
Протокольным определением суда от 20.06.2022 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - финансового управляющего ФИО2 (далее – третье лицо, ФИО2).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, указывал на то, что ФИО1 не исполнены требования законодательства в установленный срок, в связи с чем просил привлечь ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ФИО1 в судебное заседание не явилась. В отзыве на заявление указала, что в случае привлечения к административной ответственности, ходатайствует о применении ст. 4.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения.
Представитель третьего лица отзыв по делу не представил.
Более подробно позиция сторон спора изложена в заявлении о привлечении к административной ответственности, письменном отзыве на заявление, а также в письменных пояснениях, представленных в материалы дела.
Лица, участвующие в деле, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебное заседание, с учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьей 156 АПК РФ проводится в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, указал, что не возражает о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ, ответил на вопросы суда.
Выслушав в судебных заседаниях позицию представителей сторон спора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
02.03.2021 между ФИО1 (Заказчик) и ООО «ЮК «Зенит» (Исполнитель) заключен договор оказания юридических услуг № 020320211 по инициированию и правовому сопровождению процедуры банкротства ФИО1
26.08.2021 заявление о банкротстве ФИО1 подготовлено ООО «ЮК «Зенит» и направлено в арбитражный суд Алтайского края.
01.09.2021 арбитражным судом заявление принято к производству.
Определением арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2021 по делу № A03-12572/2021 в отношении гражданки РФ ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: г.Фрунзе, Республика Киргизия, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес регистрации: <...>) введена процедура банкротства реструктуризация долгов.
Определением арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2021 финансовым управляющим утверждена ФИО2 (ИНН <***>, СНИЛС <***>), член Союза «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» (ИНН <***>).
Согласно п.9 ст.213.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.
Ответственность за неисполнение запроса финансового управляющего также разъяснена арбитражным судом ФИО1 в определении от 22.10.2021 о введении процедуры реструктуризации долгов.
02.11.2021 финансовым управляющим в адрес ФИО1 направлен запрос о предоставлении документов и информации, указанной в п.9 ст.213 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Однако, ответ на данный запрос в предусмотренный законодательством срок, не превышающий 15 дней не отправлен.
Неисполнение ФИО1 запроса финансового управляющего явилось основанием для обращения финансового управляющего в органы прокуратуры с заявлением о проведении проверки соблюдения законодательства о банкротстве и возбуждении дела об административном правонарушении по ч.7 ст. 14.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, 21.04.2022 вынесено постановление о возбуждении в
отношении ФИО1 дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 14.13 КоАП РФ.
Постановление вынесено при участии ФИО1
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в
арбитражный суд с заявлением о привлечении ФИО1 к административной
ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.13 КоАП РФ
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при
рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного
правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях
главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных
правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим
соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности,
которые установлены законом.
В настоящем случае дело об административном правонарушении возбуждено
уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2, 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в сроки, предусмотренные статьей 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или
законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 26.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях
доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые
фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события
административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
По положениям статьи 26.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях
судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему
внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном
исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных
правонарушениях незаконное воспрепятствование индивидуальным предпринимателем или гражданином деятельности арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя или гражданина, включая уклонение или отказ от предоставления информации в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), передачи арбитражному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.
Приведенные нормы носят отсылочный (или бланкетный) характер, что предполагает применение в каждом конкретном случае соответствующих норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
При этом состав административного правонарушения, предусмотренный частью 7
статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным, то есть наступление каких-либо общественно опасных последствий, в том числе нарушение прав кредиторов и причинение им ущерба для привлечения к административной ответственности не требуется.
Согласно пункту 5 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
В соответствии с пунктом 9 статьи 213.25 Закона № 127-ФЗ гражданин обязан не
позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его
банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый
управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им
банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских
карт на основной счет должника
Пунктом 9 статьи 213.9 Закона № 127-ФЗ установлено, что гражданин обязан
предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.
Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей,
сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2021 по делу № A03-12572/2021 в отношении гражданки РФ ФИО1, введена процедура банкротства реструктуризация долгов. Финансовым управляющим утверждена ФИО2
02.11.2021 финансовым управляющим в адрес ФИО1 направлен запрос о предоставлении документов и информации, указанной в п.9 ст.213 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который согласно онлайн-сервиса отслеживания почтовых отправлений АО «Почта России» вручен последней 10.11.2021.
ФИО1 от ответа на запрос финансового управляющего с требованием предоставить документы и сведения о своем имуществе, счетах (вкладах), кредиторах, сделках и иных документов и сведениях, фактически уклонилась.
По условиям договора от 02.03.2021 № 020320211 между ФИО1 и ООО «ЮК «Зенит» (п.2.2) ФИО1 направила посредством мобильного приложения для отправки сообщений «WhatsaApp».
10.11.2021 направила руководителю Барнаульского филиала ООО «ЮК «Зенит» ФИО4 фото запроса финансового управляющего от 01.10.2021.
Однако, ответ на данный запрос в предусмотренный законодательством срок, не превышающий 15 дней не отправлен. Предложение в запросе сообщить финансовому управляющему в случае отсутствия или невозможности представить какие-либо документы с письменным указанием причины, также ФИО1 проигнорировано.
ФИО1 не проконтролировала исполнение запроса со стороны ООО «ЮК «Зенит», хотя согласно п.2.3, договора оказания услуг имеет право осуществлять контроль за процессом оказания услуг исполнителем.
После обращения финансового управляющего в прокуратуру, в ходе проведения проверки, ответ на запрос финансового управляющего от 01.11.2021 с приложением документов ООО «ЮК «Зенит» направлен посредством «Почты России» и электронной почтой лишь 18.04.2022, что подтверждается почтовой квитанцией с описью вложения и скрином страницы об отправке электронной почты финансовому управляющему.
Кроме того, определением арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2022 удовлетворено заявление финансового управляющего ФИО2, поступившее в суд 08.02.2022 об обязании ФИО1 передать финансовому управляющему документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения дела о банкротстве.
В связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава
административного правонарушения.
Статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные
правонарушения, в отношении которых установлена вина.
Вина должника заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства о
банкротстве, но не предпринял для соблюдения требований закона необходимых мер.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы для охраняемых общественных правоотношений.
Вменяемые ФИО1 нарушения характеризуются формальным составом,
являются оконченными с момента невыполнения соответствующих обязанностей,
предусмотренных Законом № 127-ФЗ, и наступление каких-либо общественно опасных
последствий не требуется.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного
постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По убеждению суда, характер совершения правонарушений не свидетельствуют об их исключительности.
Каких-либо существенных нарушений со стороны административного органа при
осуществлении процедуры производства по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Между тем, согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных
правонарушениях административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушения в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при
назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер
совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его
имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной? ответственности и ограничиться устным замечанием.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. В данном случае под угрозу ставится установленный порядок исполнения финансовым управляющим своих обязанностей при осуществлении процедур банкротства, предусмотренных законодательством, что влечет угрозу имущественным интересам кредиторов.
Таким образом, оснований для признания правонарушения
малозначительным не имеется. Также не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих снизить предусмотренную законодательством санкцию ниже низшего.
Административным органом в постановлении о возбуждении дела об
административном правонарушении от 21.04.2022 обстоятельств, отягчающих
ответственности, не выявлено.
Учитывая изложенное, а также положения статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25.02.2014 №4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, суд считает возможным назначить административное наказание ФИО1 в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, ИНН <***>) виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить ей наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Арбитражного
суда Алтайского края Л.Ю. Ильичева