ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-7775 от 10.10.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-80

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                           Дело № А03-7775//2019                16 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме  16 октября 2019 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой И.Н., рассмотрев дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) к обществу с ограниченной ответственностью «ТЕП» о взыскании 1000 руб.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТЕП» (далее – общество, страхователь) о взыскании 1000 руб. штрафных санкций, наложенных за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 30.05.2019 суд принял заявление к производству и назначил к рассмотрению в порядке упрощенного производства, а 29.06.2019 для выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства и назначил предварительное судебное заседание.

В обоснование  заявленного требования заявитель указал, что в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионного страхования»  (далее - Закон № 27-ФЗ)  заинтересованным лицом с нарушением порядка представлена  форма отчетности СЗВ-М сведения  о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения  по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) за отчетный  период –  ноябрь  2016 года.

Заинтересованное лицо отзыв на заявление  не представило.

Представители Пенсионного фонда и общества в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом в соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя и ООО «ТЕП»  в  судебном заседании.   

Исследовав материалы дела, суд установил.

ООО «ТЕП» в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» зарегистрировано органом Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ обязано представить в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, (далее – Закон № 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа.

Как следует из материалов дела, страхователем 08.12.2016 потелекоммуникационным каналам связи в Управлении ПФР представлены сведения по форме СЗВ-М «исходная»  за ноябрь (11) 2016 года  в   отношении  70 имеющихся  у него застрахованных лица.

20.12.2016 в ранее представленные индивидуальные сведения, страхователь представил в Управление дополнительное сведения об одном  застрахованном лице по форме СЗВ-М с типом формы «дополняющая» за ноябрь 2016 года. Форма представлено нарочно в письменном виде (на МНИ).

В августе 2018 года Пенсионным фондом проведена проверка представленных заявителем сведений по форме СЗВ-М  с типом «дополняющая»  за ноябрь 2016 года.

В  ходе  проверки   представленных  обществом  сведений,  Управление  пришло   к выводу о предоставлении страхователем  сведений индивидуального (персонифицированного)  учета  по форме  СЗВ-М  за  октябрь 2016  года  с нарушением установленного  порядка, поскольку  08.12.2016  страхователем  были представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы «исходная») в отношении  70 застрахованных лиц,  по телекоммуникационным каналам связи, а сведения по форме СЗВ-М (с типом формы «дополняющая»), за вышеуказанный  период, на одно застрахованное лицо, представлены страхователем нарочно на магнитном носителе.

Результаты камеральной проверки отражены в акте от 30.08.2018032S18180016638.

Возражения на акт не представлены.

По итогам рассмотрения акта и иных материалов проверки, руководителем  Управления  03.10.2018 принято  решение 032S19180016631о привлечении общества  к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за предоставление  сведений  индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением предусмотренного порядка, в виде финансовой санкции в сумме 1000 руб. Названное решение направлено в адрес страхователя заказным письмом.

Требованием № 032S0118A0BE0EA об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования обществу предложено добровольно в срок до 20.11.2018  уплатить 1000 руб. финансовых санкций. Названное требование направлено в адрес плательщика заказным письмом.

Страхователем в добровольном порядке требования Пенсионного фонда не исполнены, что явилось основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Алтайского  края с заявлением о взыскании с общества финансовой санкции за представление индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с нарушением установленного порядка.

Так, 17 апреля 2019 года Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа.

22 апреля 2019 года Арбитражный суд Алтайского края вынес Определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Поскольку отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, указанным в части 3 статьи 229.4 АПК РФ, препятствует повторному обращению с таким же заявлением о выдаче судебного приказа (часть 4 статьи 127.1 АПК РФ), то Управление обратилось в суд в порядке искового производства, с указанием на то, что в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано (пункт 21 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №62).

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 2, 6, 11, 12 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к правоотношениям, возникающим при уплате сборов, взыскании штрафов в государственные внебюджетные фонды, в том числе, связанным с индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, также  подлежат  применению нормы налогового законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ, статьи 1 Закона N 27-ФЗ общество  является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 5 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);

б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

в) через многофункциональный центр.

При этом, согласно положениям, предусмотренным п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ, порядок представления сведений определяется численностью работающих: если она составляет 24 человек и менее, то работодатели вправе представить форму СЗВ-М как на бумажном носителе, так и в электронном виде; при численности 25 человек и более представление формы СЗВ-М возможно только в электронном виде.

Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 руб.

Согласно абзацам 8, 10 пункта 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений отправитель отчета должен получить в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный электронной цифровой подписью органа Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

Как установлено судом, сведения о застрахованных лицах за ноябрь 2016 года,  по форме СЗВ-М (исходная) были поданы обществом в Пенсионный фонд в электронном виде (по ТКС) в пределах установленного срока, впоследствии представлена   отчетность формы СЗВ-М (дополняющая).

            Ссылаясь на то, что сведения в отношении  одного  застрахованного лица  по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за данный период представлены  обществом на магнитном носителе, Управление полагает, что страхователем нарушен порядок предоставления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь (11) 2016 года.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, составляет нарушение порядка представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Однако суд полагает, что Управление, делая вывод о том, что в действиях  заявителя  имеется состав правонарушения, не учло следующее.

Из материалов дела усматривается, что «исходные» сведения представлены страхователем без нарушений срока и установленного порядка – по ТКС, о чем свидетельствует направленное  Управлением  подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Так же материалами дела подтверждено (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что страхователь  представлял «дополняющие»  сведения по форме СЗВ-М, которые приняты Управлением  на магнитном носителе (в день их представления),  без замечаний, о чем также подтверждает протокол проверки отчетности и расписка в приеме документов.

При этом,  суд отмечает, что ни Законом № 27-ФЗ, ни Инструкцией № 987н «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (действовавшей в спорный период) порядок представления «дополняющих» сведений по форме СЗВ-М не регламентирован. Ответственность нарушение порядка представления «дополняющих» сведений так же нормативно не определена.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для привлечения  общества  к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за  представление   сведений индивидуального (персонифицированного) с нарушением установленного порядка у Управления не имелись.

При этом суд обращает внимание на то, что страхователь незамедлительно внес исправления после обнаружения ошибки, причем самостоятельно.

Действия страхователя должны оцениваться как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ.

В случае если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).

Таким образом, отсутствуют законные основания для привлечения Инспекции к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует, страхователь реализовал свое право на исправление представленных неполных сведений. Эти сведения Пенсионным фондом получены и приняты без замечаний.

Таким образом, устранение ошибок в отчетности и представление дополняющей формы  в отличном порядке от порядка представления «исходной» формы, не может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности.

Отказывая в удовлетворении требований Управлению, суд также исходил из следующего.

В статье 17 Федерального закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей по 31.12.2016) закреплялось,  что взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017.

С 01.01.2010 до 31.12.2016 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулировался Законом N 212- ФЗ.

Следовательно, поскольку иного Законом N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, не установлено, порядок привлечения к ответственности по факту нарушения положений Закона N 27-ФЗ до 01.01.2017 также регулировался Законом N 212-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, действовавшего на дату представления предпринимателем сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за ноябрь  2016 года, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В силу части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального  страхования.

Акт проверки в течение пяти дней, с даты подписания этого акта, должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под  расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по  телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте зад письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного  письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установленными  органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель)  в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с вывода предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки в представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения к указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых  взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок перед) орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии) подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ). 

Частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ определено, что акт проверки и другие материалы  проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации  о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным  представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены  руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней по истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный  срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как определено в части 12 названной статьи решение о привлечении к ответственности за  совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лил отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

В соответствии с частью 13 статьи 39 Закона N 212-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении  ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным  письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае, направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия  направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплате страховых взносов.

Согласно части 14 статьи 39 Закона N 212-ФЗ на основании вступившего в силу решения  лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности  совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за  совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а так же  штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

В силу частей 3, 5 статьи 22 этого же Закона требование об уплате недоимки по страховым  взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. При этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

При этом согласно части 7 статьи 22 Закона N 21-ФЗ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

В силу части 2 статьи 4 названого Закона течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Согласно части 6 статьи 4 Закона N 212-ФЗ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случае если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 7 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, Законом N 212-ФЗ, действовавшим на момент предоставления обществом  вышеназванной отчетности, регламентировались сроки проведения камеральной проверки представленного страхователем расчета страховых взносов - 3 месяца с даты представления расчета, составление акта проверки - 10 дней после истечения срока проведения проверки, получение акта - на 6 день, вынесение решения - 10 дней с даты истечения срока представления возражений (+15 дней на направление страхователем возражений с даты получения акта + 1 месяц в случае продления срока рассмотрения акта), получение решения - на 6 день, вступление в силу решения - 10 дней с даты вручения лицу; срок направления требования об уплате недоимки - 10 дней с момента вступления в силу решения, срок исполнения требования - 10 календарных дней со дня его получения (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

С 1 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской налогах и сборах, в том числе и положения статей 46, 70, 88,100, 101,101.4  Налогового  Кодекса Российской Федерации.

При этом в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий при  осуществлении  мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 ст. 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пункта 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения уполномоченным органом действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового  кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится  уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в  течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета, сведений).

Пунктом 2 статьи 100 НК РФ определено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть  составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания.

В силу абзаца второго пункта 5 статьи 100 названного Кодекса в случае направления акта  налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой  день, считая с даты отправки заказного письма.

На основании пункта 1 статьи 101 настоящего Кодекса акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.

По результатам проверки  принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о  проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен,  но не более чем на один месяц.

Пунктом 9 этой же статьи определено, что решение о привлечении к ответственности совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственное, за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидирован группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручен лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В  случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Частью 3 статьи 101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к   ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном  статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Пунктом 6 статьи 69 данного Кодекса предусмотрено, что в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

Таким образом, нормами НК РФ установлено, что срок проведения проверки - 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма, срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), получение решения - на 6 день со дня отправки заказного письма, вступление решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.

Следовательно, в рассматриваемом случае, отправной точкой при расчете срока начала проведения камеральнойпроверки является дата представления сведений СЗВ-М за ноябрь  2016 года по форме«дополняющая» - 20.12.2016.

Действующее законодательство не предусматривает возможности продления сроков камеральной налоговой проверки.

Акт проверки в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ и Налогового кодекса РФ должен был быть составлен Управлением не позднее 31.03.2017 (3 месяца на проведение камеральной проверки + 10 дней на составление акта), фактически акт составлен 30.08.2018, что свидетельствует о нарушении  Пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков.

Оспариваемое решение должно было быть вынесено Управлением не позднее 18.05.2017, фактически решение вынесено 03.10.2018.

Таким образом, Управлением нарушен срок проведения камеральной проверки, актсоставлен с нарушением процессуальных сроков,  оспариваемое решение вынесено за  пределами срока,  срок  на выставление Управлениемтребования об уплате финансовых санкций истек.

Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Управление Пенсионного фонда не представило доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин составления акта камеральной проверки 30.08.2018  по факту представления отчета по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 с нарушением порядка, и, соответственно, вынесения оспариваемого решения  только 03.10.2018.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации в системе законодательства о налогах и сборах имеет большую юридическую силу, иные законодательно установленные процедуры проведения камеральных проверок не могут противоречить нормам налогового законодательства.

Таким образом, отсутствие в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указаний на сроки проведения камеральной проверки предоставленной страхователем отчетности по форме СЗВ-М не свидетельствует о наличии у Пенсионного фонда не ограниченного во времени полномочия по проведению камеральных проверок.

Нарушение Пенсионным фондом сроков и порядка вынесения решения о привлечении к ответственности страхователя не может считаться законным.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа заявителю в удовлетворении требований.

Государственная пошлина со сторон не взыскивается, поскольку в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации они освобождены от её уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Алтайского края

Р Е Ш И Л :

Государственному учреждению - Управлению  пенсионного  фонда  Российской Федерации  в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) в удовлетворении требования о взыскании 1000 руб. штрафных санкций, наложенных за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с общества с ограниченной ответственностью «ТЕП», отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья                                                                                                                       Л.Ю. Ильичева