АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
03 марта 2020 года Дело № А03-7851/2019
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Мищенко А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юдиной Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
комитета по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), с. Романово Романовского района Алтайского края
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), с. Павловск Павловского района Алтайского края
о признании безнадежной к взысканию заложенности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в сумме в сумме 450 838 рублей 48 копеек и пени в сумме 74 559 рублей 43 копейки,
о признании безнадежной к взысканию заложенности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС до 01.01.2017 в сумме в сумме 126 213 рублей 03 копейки и пени в сумме 74 559 рублей 43 копейки,
об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю списать с комитета по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района Алтайского края вышеуказанную задолженность,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю,
При участии в судебном заседании представителей сторон:
От заявителя: представитель ФИО1 по доверенности № 43 от 23.05.2019
От третьего лица ОПФ по АК: представитель ФИО2 по доверенности № 1 от 09.01.2020
От заинтересованного лица, третьего лица
У С Т А Н О В И Л:
комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района Алтайского края (далее – Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю (далее – Инспекция) о признании безнадежной к взысканию заложенности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в сумме в сумме 450 838 рублей 48 копеек и пени в сумме 74 559 рублей 43 копейки, о признании безнадежной к взысканию заложенности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС до 01.01.2017 в сумме в сумме 126 213 рублей 03 копейки и пени в сумме 74 559 рублей 43 копейки, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю списать с комитета по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района Алтайского края вышеуказанную задолженность.
Определением от 29.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Определением от 24.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю.
В обоснование требований заявитель указал, что налоговым органом утрачено право на взыскание задолженности в связи с истечением установленного срока.
Инспекция в отзыве на заявление указало, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в сумме 450838, 48 руб. – налог, 74559,43 руб. – пени, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 год в сумме 126213,03 руб.- налог, 74559,43 руб. – пени, отражены в налоговом органе 01.02.2019, путем принятия электронного файла «Доначисленно по КНП» от 22.01.2019 № 032Е1990000024.
Третье лицо Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю в отзыве на заявление указало, что на исполнении отсутствуют решения налогового органа в отношении заявителя.
Третье лицо государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в отзыве на заявление указало, что вся задолженность в отношении заявителя была передана в налоговые органы в соответствии с установленным порядком.
Более подробно позиция сторон спора изложена в заявлении, отзыве на заявление, представленных в материалы дела.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, привел пояснения.
В судебном заседании представитель третьего лица считал не обоснованными заявленные требования, привел пояснения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района Алтайского края зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю.
Инспекцией выдано требование № 9812 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), по состоянию на 27.02.2019 согласно которой за Комитетом числится задолженность прошлых лет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017.
Комитет полагая, что задолженность в сумме 450 838, 48 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, 167 954, 30 руб. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, 126 213, 03 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 47 259, 54 руб. пени на обязательное медицинское страхование в ФФОМС образовалась не позднее 01.01.2017, а меры взыскания вышеуказанной задолженности, предусмотренные ст.ст. 46, 47 НК РФ, к налогоплательщику не применялись, обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установил, что заявленное требование подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам, сборам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного. Пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 9, 10 статьи 46 НК РФ взыскание пеней и штрафа производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам, сборам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного. Пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, исходя из анализа положений статей 45, 46, 47, 70 НК РФ следует, что порядок взыскания задолженности по налогам, сборам, пеней четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер, ограничен определенными сроками, по истечении которых соответствующие органы утрачивают право на принудительное взыскание налога, сбора и пени в бесспорном порядке и в судебном порядке.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 9 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Срок давности взыскания налога и пени включает в себя трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение (статья 70 НК РФ) и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд (статья 46, 48 НК РФ).
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее- Закон № 212-ФЗ) утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ).
Статьей 19 Закона № 250-ФЗ установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога, сбора является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, сбора при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что инспекцией пропущен срок как для бесспорного, так и для принудительного взыскания пени.
Исходя из анализа статей 46, 47 и 70 НК РФ следует, что порядок взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер, ограничен определенными сроками, по истечении которых соответствующие органы утрачивают право на принудительное взыскание налога, сбора и пени в бесспорном порядке и в судебном порядке.
Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование состоялась в соответствии с Законом № 243-ФЗ, принятым 03.07.2016 и вступившим в силу 01.01.2017.
Государственные органы, в частности, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и Инспекция должны были своевременно организовать процедуру взыскания с плательщиков страховых взносов имеющихся у них на конец 2016 года задолженности с учетом реорганизационных процессов в названных органах и с пониманием того, что передача полномочий от одного государственного органа другому не продлевает сроки принудительного взыскания задолженности с плательщиков взносов.
Организация процесса передачи документов и оперативность такого процесса, обеспечивающая возможность соблюдения сроков обращения в суд с заявлениями о взыскании задолженности по страховым взносам, зависит именно и только от согласованности действий соответствующих государственных органов, которые, при условии должной заботливости и добросовестности, имеют реальную возможность обеспечить своевременное принятие мер по исполнению функции взыскания обязательных платежей.
Как установлено судом, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 450 838, 48 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 167 954, 30 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 126 213, 03 руб., пени на обязательное медицинское страхование составляет 47 259, 54 руб., меры принудительного взыскания не применялись, срок на взыскание указанной задолженности истек. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В связи с указанным, суд считает требования заявителя о признании инспекции утратившей возможность взыскания спорной задолженности, в связи с истечением установленного срока для ее взыскания, правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из позиции изложенной в абз. 5 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной облагается государственной пошлиной применительно к п. п. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ч. 1 ст. 112 АПК РФ).
Принимая во внимание, что заявитель и заинтересованное лицо в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 27, 29, 65, 110, 150, 151, 167-171, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать Межрайонную ИФНС России №7 по Алтайскому краю утратившей возможность взыскания с Комитета по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района:
- 450 838, 48 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017;
- 167 954, 30 руб. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017;
- 126 213, 03 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС до 01.01.2017;
- 47 259, 54 руб. пени на обязательное медицинское страхование в ФФОМС до 01.01.2017
в связи с истечением установленного срока для ее взыскания.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск), через арбитражный суд Алтайского края.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень), если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Арбитражного
суда Алтайского края А.А. Мищенко