ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-8256/18 от 27.05.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  АЛТАЙСКОГО   КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                             Дело № А03-8256/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 03 июня 2019 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Вершининым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сноп», п.Поспелихинский, Поспелихинский район, Алтайский край (ИНН <***>, ОГРН <***>) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Барнаул о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю, выразившегося в не определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующей измененному виду разрешенного использования, обязании определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующую виду разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства по состоянию на 25.12.2017, в течение одного месяца, со дня вступления решения в законную силу;

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительства Алтайского края, Управления имущественных отношений Алтайского края,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 01.06.2018),

от заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – ФИО2 (паспорт, доверенность № 92/19 от 31.01.2019), ФИО3 (паспорт, доверенность № 87/18 от 15.10.2018),

от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю – не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай – не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица Правительства Алтайского края – не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица - Управления имущественных отношений Алтайского края – ФИО4 (удостоверение, доверенность № 24/20466 от 29.11.2018).

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сноп» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – заинтересованное лицо, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю) о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю, выразившегося в не определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующей измененному виду разрешенного использования, обязании определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующую виду разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства по состоянию на 25.12.2017, в течение одного месяца, со дня вступления решения в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительство Алтайского края, Управление имущественных отношений Алтайского края.

Заявленные требования, мотивированы тем, что отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала 22:35:010102, в котором расположен спорный земельный участок не должно являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.

Заинтересованное лицо в отзыве просило отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что доводы заявителя о наличии со стороны заинтересованного лица противоправного бездействия, выразившегося в не определении кадастровой стоимости спорного земельного участка являются несостоятельными, что  исключает возможность возложения на филиал каких-либо обязанностей.

Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, уточненном заявлении, отзывах на заявление и на уточненное заявление, письменных пояснениях, дополнительных письменных пояснениях.

В судебное заседание представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Правительства Алтайского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд в порядке, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводит судебное заседание в отсутствие не явившихся третьих лиц.

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивала, представитель заинтересованного лица и третьего лица Управления имущественных отношений Алтайского края возражали против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

06 февраля 2018 года заявитель обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю с заявлением о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149, адрес: <...>, на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по Поспелихинскому муниципальному району для 15 группы видов разрешенного использования, а именно для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования.

24.02.2018 заявителем получен ответ от 20.02.2018 № 00918/18-ИШ, в котором филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, отказывая в определении кадастровой стоимости земельного участка, сообщил об отсутствии в Постановлении Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» (далее - Постановление Администрации № 472) удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) для вида разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства» в кадастровом квартале 22:35:010102. В связи с чем невозможно определить кадастровую стоимость земельного участка, в отношении которого произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

При этом указано, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка остаются прежними до утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки.

Далее констатирован факт не соответствия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 виду разрешенного использования, внесенному в единый государственный реестр недвижимости  25.12.2017.

Заявитель, не согласившись с отказом филиала ФКП, 13.03.2018 направил претензию с просьбой исполнить возложенную на него обязанность и осуществить определение кадастровой стоимости в соответствии с требованиями закона.

Ответом филиала ФКП от 28.03.2018 № 02/0719-1/18 заявителю отказано в связи с отсутствием предусмотренной законодательством методики определения кадастровой стоимости.

Не согласившись с бездействием по не определению кадастровой стоимости земельного участка, ООО «Сноп» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно и. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 03.07.2016) (далее - Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такою недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (и. 11 ст. 7 Закона № 221-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу ст. 24.11 Закона № 135-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Закона № 135-Ф3).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".

Согласно п. 2 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 вышеуказанных Правил).

Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", действовавшие в период оспариваемого бездействия (далее - Методические указания).

Как указано в п. 1.2 Методических указаний применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

В соответствии с п. 1.3 Методических указаний, кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Согласно п. 2.3.2 Методических указаний,в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Действующим законодательством установлены императивные нормы об обязательном определении кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в РФ, п.п. 1.2, 1.3, 2.3.2 Методических указаний № 222).

Кадастровая стоимость земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской федерации  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной оценке, либо на основании решения данного органа – подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с вышеуказанным Положением органом, определяющим кадастровую стоимость земельных участков является Росреестр.

Обязанность по определению кадастровой стоимости возложена на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю согласно Приказа Росреестра от 12.05.2015 № П/210, наделившего ФГБУ соответствующими полномочиями.

Однако, филиал в своем ответе от 20.02.2018 № 00918/18-ИШ и отзыве на заявление от 06.07.2018 № 821/18 утверждает о невозможности определения кадастровой стоимости в соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний № 222 в связи с отсутствием в кадастровом квартале, в котором расположен спорный земельный участок среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства» отнесенного к 15 группе видов разрешенного использования (том 1 л.д. 23, том 2 л.д. 1-4).

Суд соглашается в доводом заявителя, что отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земельсоответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала 22:35:010102, в котором расположен спорный земельный участок не должно являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с невозможность определить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с порядком, прописанным в п. 2.3.2 Методических указаний в виду отсутствия удельного показателя кадастровой стоимости филиалу необходимо определить кадастровую стоимость по аналогии закона на основании ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. применить тот пункт Методических указаний, который обеспечит определение кадастровой стоимости земельного участка.

При этом суд полагает, что определение кадастровой стоимости земельного участка в данном случае должно производиться в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 2.1.3 Методические указания № 222 для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии. А именно путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В материалах дела имеется фрагмент публичной кадастровой карты, подтверждающий, что для кадастрового квартала 22:35:010102, в котором расположен спорный земельный участок, граничащим является квартал 22:35:010202. Для кадастрового квартала 22:35:010202 УПКС для 15 группы ВРИ установлен, следовательно, филиал, применяя аналогию закона, имеет возможность определить кадастровую стоимость земельного участка, тем самым устранив допущенное нарушение прав и законных интересов Заявителя.

В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение ихкадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Пункт 2.4 Методических указаний № 222 также содержит указание на определение кадастровой стоимости земельных участков на основе утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель.

При этом датой определения кадастровой стоимости является дата внесения в ЕГРН сведений об изменении ВРИ (абз. 2 ст. 24.19 Закона № 135-Ф3, п. 2.6 Методических указаний).

Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, регулирующего порядок определения кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования, можно сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости в любом случае осуществляется на основе действующих результатов государственной кадастровой оценке земель на дату внесения сведений об изменении ВРИ.

Таким образом, в связи с внесением 25.12.2017 сведений в ЕГРН об изменении ВРИ в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 кадастровая стоимость данного земельного участка должна быть определена исходя из действующих на дату внесения изменений результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472.

Довод заинтересованного лица, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка остаются прежними до утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки, судом отклоняется ввиду того, что данный довод противоречит действующему законодательству, предусматривающему в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществлять определение (перерасчет) кадастровой стоимости заново (ст. 24.19 Закона № 135-ФЗ и п. 2.4 Методический указаний № 222).

Вместе с тем, с момента внесения в ЕГРН сведений об изменениях земельный участок приобрел новые потребительские свойства, что в силу закона влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости и необходимо для целей определения арендной платы за земельный участок.

Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что заявителем избран не верный способ защиты нарушенного права и высказывает свою позицию о возможности восстановить нарушенное право путем подачи административного иска об оспаривании кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28. Судом данный довод отклоняется в виду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Федеральным законом от 04.06.2014 № 143-Ф3 внесены изменения, направленные на исключение дел по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов.

Статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определена подсудность административных дел судам общей юрисдикции, в том числе дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума № 28) результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 г. - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости);

- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Рассмотрение первых двух названных требований осуществляется в соответствии с правилами гл. 25 КАС РФ, последнего - по правилам гл. 22 КАС РФ.

В соответствии с п. 5 Постановление Пленума № 28 в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями.

Требования, связанные с применением норм земельного и градостроительного законодательства, предъявление которых не направлено на установление рыночной стоимости объекта недвижимости или на изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте, требованиями об оспаривании результатов кадастровой стоимости не являются.

К таким требованиям, в частности, относятся требования об оспаривании решения органа государственной власти или местного самоуправления об изменении или отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, об оспаривании решений, действий (бездействия) органа кадастрового учета, а также требования, вытекающие из межевых споров, и др.

То обстоятельство, что орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости при изменении вида разрешенного использования или уточнении площади объекта, не является основанием для квалификации перечисленных выше требований как требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Указанные требования рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и разрешаются ими по правилам искового производства (подраздел II раздела II ГПК РФ, раздел II АПК РФ) либо по правилам гл. 22 КАС РФ или гл. 24 АПК РФ.

Изложенное соответствует Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.

Согласно п. 3 Постановления Пленума № 28 заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, п. 15 ст. 20 КАС РФ подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Из обстоятельств, изложенных в заявлении заявителя от 23.05.2018, с учетом пояснений усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 и видом разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства в порядке ст. 24.19 Федерального закона № 135-Ф3 не определена, что и явилось основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Алтайского края с требованием о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости на основании п.15 ст.20 КАС РФ и Постановления Пленума № 28 изначально необходимо определить кадастровую стоимость земельного участка в порядке ст. 24.19 Федерального закона № 1Э5-ФЗ, а затем в случае не согласия с результатами определения кадастровой стоимости оспорить кадастровую стоимость на основании указанных норм.

Следовательно, восстановление нарушенных прав заявителя путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости невозможно.

Более того, ни из заявленных требований, ни из просительной части заявления не следует, что требования заявителя направлены на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости либо её недостоверности. Требования заявителя направлены на определение кадастровой стоимости, соответствующей виду разрешенного использования.

В связи с тем, что заявленное заявителем требование о признании незаконным бездействия заинтересованного лица по не определению кадастровой стоимости земельного участка, не является требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, и связано с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности, суд считает, что данное дело подведомственно арбитражному суду.

На сегодняшний день кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующая виду разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства в порядке ст. 24.19 Федерального закона № 135-Ф3 не определена, что исключает возможность ее оспаривания в соответствии со ст. 24.18 данного закона, т.к. отсутствует предмет оспаривания.

Вместе с тем, определение кадастровой стоимости в порядке ст. 24.19 Федерального закона № 135-Ф3 - это обязанность филиала, а её оспаривание является правом заявителя.

То обстоятельство, что возможным результатом удовлетворения требований заявителя будет являться изменение кадастровой стоимости земельного участка, не может свидетельствовать о том, что заявленные требования направлены на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости.

02 марта 2019 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о рацее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее - Приказ № 514). Данным Приказом утвержден порядок определения кадастровой стоимости, в частности в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка и при отсутствии удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок. В этом случае кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения площади земельного участка на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок (подп. б п. 18 Приказа № 514).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 137-Ф3 к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Так, Приказ № 514 вступил в силу 02.03.2019, следовательно, на дату принятия решения Арбитражным судом Алтайского края по настоящему делу указанный Приказ является действующим и применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли (возникнут) после его введения в действие.

Таким образом, при принятии решения судом об обязании филиала определить кадастровую стоимость земельного участка у филиала возникает право при определении кадастровой стоимости руководствоваться положениями Приказа № 514, т.к. обязанность фактически возникает после вступления решения суда в законную силу, а на этот момент уже действует Приказ (закон) определяющий порядок определения кадастровой стоимости.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, чтобездействие филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, выразившееся в не определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 противоречитЗакону № 135-ФЗ и нарушает права заявителя.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно ч.4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

 При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю, выразившееся в не определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующей измененному виду разрешенного использования подлежит удовлетворению.Надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя будет обязаниефилиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующую виду разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства по состоянию на 25.12.2017, в течение одного месяца, со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю, выразившееся в не определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующей измененному виду разрешенного использования.

Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:35:010102:149 соответствующую виду разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства по состоянию на 25.12.2017, в течение одного месяца, со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                         Л.Г.Куличкова