АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03-926/2019 23 мая 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2019.
Решение суда в полном объёме изготовлено 23.05.2019.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Лихторович С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "ПромТехИнжиниринг", ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Барнаул Алтайского края к Союзу "Саморегулируемая организация "Дорожники и строители Алтая", ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Барнаул Алтайского края о признании незаконным требования (исх.№06/01-03/20 от 16.01.2019) о доплате в компенсационный фонд денежных средств до размера ранее внесенного обществом с ограниченной ответственностью "ПромТехИнжиниринг" в компенсационный фонд Саморегулируемой организации Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит" (до 300 000 руб.), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Саморегулируемой организации Ассоциация строителей "Стройтельный Альянс Монолит", г.Москва,
при участии в судебном заседании представителей: от истца – и третьего лица – не явились, от ответчика – ФИО1 (паспорт, директор).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) "ПромТехИнжиниринг" обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском к Союзу "Саморегулируемая организация (далее Союз "СРО") "Дорожники и строители Алтая" о признании незаконным требования (исх.№06/01-03/20 от 16.01.2019) о доплате в компенсационный фонд денежных средств до размера ранее внесенного обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) "ПромТехИнжиниринг" в компенсационный фонд Саморегулируемой организации Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит" (до 300 000 руб.).
Исковые требования обоснованы ч.11, ч.13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с.13.1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.07.2016 N372-Ф3,Федеральным законом от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", и мотивированы не соответствием действующему законодательству требования ответчика о доплате денежных средств в компенсационный фонд до размера 300 000 руб., который был оплачен ранее в СРО Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит". Законом такая обязанность не установлена. Во исполнение требований закона в связи с переходом в саморегулируемую организацию по месту своего нахождения истец обратился с заявлением в СРО Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит" о перечислении внесенных денежных средств в Союз "СРО" "Дорожники и строители Алтая", поскольку такая обязанность данной СРО установлена законом.
Ответчик в отзыве на иск (л.д.76-77) исковые требования не признал, ссылается на ч.13, ч.13.1, ч.13.3 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской федерации", указал, что ООО "ПромТехИнжиниринг" являлось членом Саморегулируемой организаций Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит" с 12.03.2015 и внесло взнос на формирование компенсационного фонда указанной СРО в размере 300 000 руб. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.07.2016 N372-Ф3 заявитель 27.12.2016 прекратил членство в указанной СРО и перешел в рамках "регионализации" в региональное СРО по своему месту нахождению. С 03.02.2017 истец является членом Союза "Саморегулируемая организация "Дорожники и строители Алтая". Ответчик считает, что денежные средства, перечисленные в соответствии с частью 13.1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской федерации", соответственно учитываютсяпри расчете взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) члена саморегулируемой организации, в которую переходят юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо в компенсационный фонд (компенсационные фонды) вновь созданной саморегулируемой организации.
В ходе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Саморегулируемую организацию (далее СРО) Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит".
В связи с привлечением третьего лица рассмотрение дела откладывалось.
В соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) истец и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако не явились. Согласно ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Ответчик иск не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Заявлений и ходатайств не поступило.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Материалами дела установлено, что с 12.03.2015 ООО "ПромТехИнжиниринг" являлось членом Саморегулируемой организаций Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит".
27.12.2016 ООО "ПромТехИнжиниринг" прекратило членство в указанной Саморегулируемой организации и перешло в региональную Саморегулируемую организацию по своему местонахождению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.07.2016 N372-ФЗ.
С 03.02.2017 ООО "ПромТехИнжиниринг" является действительным членом Союза "СРО "Дорожники и строители Алтая".
31.03.2017 ООО "ПромТехИнжиниринг" со ссылкой на с часть 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обратилось в СРО Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит" с заявлением о перечислении внесенного взноса в компенсационный фонд в размере 300 000 руб. в Союза "СРО "Дорожники и строители Алтая" (л..д.20).
СРО Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит" заявление оставило без удовлетворения, ответ истцу не поступил, денежные средства по указанному заявлению не перечислены. Истец безуспешно обращался в различные правоохранительные органы.
С целью получения права на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, истец самостоятельно и за свой счет внес на счет ответчика денежные средства в размере 100 000 руб. в качестве взноса на формирование компенсационного фонда возмещения вреда, что подтверждается платежным поручением №34 от 08.02.2017, приобрел право выполнения работ с 09.02.2017.
16.01.2019 истец получил от ответчика уведомление исх. № 06/01-03/20 (л.д.9) о необходимости внесения дополнительного взноса в компенсационный фонд ответчика. Требование мотивировано тем, что истец внес 300 000 руб. на формирование компенсационного фонда предыдущего СРО и при переходе в порядке «регионализации» денежные средства именно в таком объеме подлежат внесению на формирование компенсационных фондов нового СРО.
Считая, что требования ответчика являются незаконными, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации №013 от 11.01.2019 ООО "ПромТехИнжиниринг" является членом Союз "СРО "Дорожники и строители Алтая" с 03.02.2017 (л.д.18) и имеет право выполнения работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства,
заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
Ответчиком не оспариваются доводы истца о внесении 100 000 руб. взноса в его компенсационный фонд.
Взаимоотношения истца и ответчика регулируются нормами Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ, Федерального закона "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 № 315-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Вопросы перехода из одного СРО в другое в рамках «регионализации» регулируются Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях) юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (статья 3 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).
Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы)
Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации (ч.3 ст.12 Федерального закона №315-ФЗ).
Размеры взносов на формирование компенсационных фондов ответчика утверждены общим собранием его членов 15.08.2016 и устанавливаются положением о компенсационном фонде возмещения вреда и компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств.
Согласно п.1 ч. 5 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2014 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию.
В соответствии с ч. 13 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации саморегулируемой организации и добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в целях создания саморегулируемой организации на территории субъекта Российской Федерации, в котором по состоянию на 4 июля 2016 года отсутствовала саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, установленным статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - вновь созданная саморегулируемая организация), вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию. Указанное заявление может быть подано со дня принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту их регистрации либо со дня внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, но не позднее 1 сентября 2017 года. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены другой саморегулируемой организации либо факт внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, и документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены вновь созданной некоммерческой организации.
В ч. 13.1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что саморегулируемая организация, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, соответствующих требованиям части 13 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию денежные средства в размере внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) или в случае, установленном частью 13.2 настоящей статьи, в размере, определенном решением общего собрания членов саморегулируемой организации.
Из указанных норм следует, что истец был вправе подать заявление о переводе денежных средств, а у саморегулируемой организации, членство в которой было прекращено, в связи с этим, возникла обязанность по их перечислению в саморегулируемую организацию, в которую перешел истец.
Пунктом 13.2 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ предусмотрено, что в определенных случаях общим собранием членов саморегулируемой организации, в которую поступили заявление и документы, соответствующие требованиям части 13 настоящей статьи, может быть принято решение об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса.
Согласно пункту 13.4 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ со дня перечисления саморегулируемой организацией, членство в которой было прекращено юридическим лицом, .. денежных средств в размере, определенном в соответствии с частью 13.2 настоящей статьи решением общего собрания членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация, в которую поступили указанные денежные средства, приобретает право требования к саморегулируемой организации, членство в которой было прекращено, в оставшейся части денежных средств, внесенных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в качестве взноса в компенсационный фонд этой саморегулируемой организации.
Требование истца о перечислении средств компенсационного фонда в новую саморегулируемую организацию, членом которой является истец, СРО Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит" исполнено не было.
Истец перечислил взнос в компенсационной фонд новой саморегулируемой организации в размере 100 000 руб., что подтверждается платежным поручением №34 от 08.02.2017.
Статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" устанавливаются минимальные взносы членов СРО на формирование компенсационных фондов по уровням ответственности. Внесенные заявителем 100 000 руб. соответствуют имеющемуся у заявителя уровню ответственности (1 уровень ответственности). Размер внесенных денежных средств соответствует размеру взноса установленного положением о компенсационном фонде возмещения вреда ответчика.
Согласно ч. 13.3 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" денежные средства, перечисленные в соответствии с частью 13.1 настоящей статьи, соответственно учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) члена саморегулируемой организации, в которую переходят юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо в компенсационный фонд (компенсационные фонды) вновь созданной саморегулируемой организации.
Статьей 9 АПК РФ установлено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в качестве обоснования своих требований и возражений.
Арбитражный суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ответчик бесспорных доказательств в обоснование своих возражений не представил, не указал норму закона, которая устанавливала бы обязанность ответчика и право истца требовать от ответчика внесения взноса в компенсационный фонд в размере 300 000 руб.
Доводы ответчика судом отклоняются, требование ответчика о внесении ООО "ПромТехИнжиниринг" в компенсационный фонд недостающих денежных средств в сумме 200 000 руб. не основано на законе, действующим законодательством такая обязанность истца не установлена.
Из норм, установленных ч. 13.3 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не следует вывод о том, что юридическое лицо при переходе в саморегулируемую организацию по месту его регистрации обязано внести взнос в компенсационный фонд именно в том размере, который был уплачен в саморегулируемую организацию, из которой оно вынуждено было выйти в связи с изменениями в законе. При этом, если бы такие денежные средства были перечислены, то они должны были быть учтены при расчете взноса в компенсационный фонд.
Законом не устанавливается требование о формировании компенсационного фонда новой СРО в размере не менее, чем размер внесенного ранее в предыдущее СРО.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб., относятся на ответчика, государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
При изготовлении полного текста решения судом установлено, что в вводной части резолютивной части решения ошибочно не указано на привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Саморегулируемой организации Ассоциация строителей "Строительный Альянс Монолит", что соответствует материалам дела.
В соответствии со ст. 179 АПК РФ суд находит необходимым исправить допущенную опечатку в вводной части полного текста полного текста решения.
Руководствуясь статьями 110, 167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным требование Союза "Саморегулируемая организация "Дорожники и строители Алтая", изложенное в уведомлении №06/01-03/20 от 16.01.2019, о внесении обществом с ограниченной ответственностью "ПромТехИнжиниринг" в компенсационный фонд недостающих денежных средств в сумме 200 000 руб.
Взыскать с Союза "Саморегулируемая организация "Дорожники и строители Алтая"в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПромТехИнжиниринг" 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить истцу из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения, а также может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.В. Лихторович