Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-10230/2023
27 декабря 2023 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 27.12.2023. Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2023.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федориной Ксенией Александровной,
рассмотрев в судебном заседании заявление федерального казенного учреждения «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным представления,
третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>),
при участии в заседании:
От заявителя: ФИО2 - по доверенности б/н от 28.09.2023, диплом, паспорт;
От ответчика: ФИО3 - по доверенности № 23-19-11/5 от 09.01.2023, диплом, служебное удостоверение.
В судебное заседание после перерыва явились:
стороны в судебное заседание не явились, извещены,
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось федеральное казенное учреждение «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» (далее – заявитель) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик) с требованиями: по результатам рассмотрения материалов выездной проверки вынести решение об отказе в привлечении к ответственности ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области за совершение данных правонарушений.
Впоследствии заявитель уточнил свои требования, просил суд:
1. Признать неправомерным вывод УФК по Амурской области в рамках представления от 21.09.2023 г. № 23-13-47/22-5082 согласно которого указывается о проведении контрольных мероприятий и выявлении нарушения ст. 34, 72, п. 3 ст. 219, ст. 162 БК РФ, ст. 763 ГК РФ, ч. 1 ст. 34, ст. 94, 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Учреждением за счет средств федерального бюджета произведена оплата ИП ФИО1 завышенной стоимости работ по государственному контракту от 25.07.2022 № 0823100000122000001 на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: Амурская область,
<...>, в результате необоснованного применения коэффициента, не предусмотренного аукционной документацией в сумме 236 129,20 рублей.
2. Исключить из представления от 21.09.2023 г. № 23-13-47/22-5082 требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в п. 1 представления, в срок до 01.12.2023 г., а именно нарушений ст. 34, 72, п. 3 ст. 219, ст. 162 БК РФ, ст. 763 ГК РФ, ч. 1 ст. 34, ст. 94, 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Учреждениемза счет средств федерального бюджета произведена оплата ИП ФИО1 завышенной стоимости работ по государственному контракту от 25.07.2022 № 0823100000122000001 на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: Амурская область,
<...>, в результате необоснованного применения коэффициента, не предусмотренного аукционной документацией в сумме 236 129,20 рублей.
Судом представленные уточнения приняты к рассмотрению на основании ст. 49 АПК РФ.
Представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против предъявляемых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения заседания извещено надлежащим образом, в порядке статьи 123 АПК РФ. Согласно представленному письменному отзыву в рамках заключенного контракта заказчиком были применены коэффициенты возмещения НДС для УСН в связи с тем, что ИП ФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения.
После объявленного в судебном заседании перерыва стороны не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в судебном заседании в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Федеральное казенное учреждение «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
В 2022 году Учреждению, как получателю бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств – УФСИН по Амурской области расходными расписаниями доводились лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования расходов.
В 2022 году согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03231А66290 (форма по КФД 0531786) по состоянию на 01.01.2023 Учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств в общей сумме 132 140 883,38 рублей.
Учреждение, являясь получателем средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации в проверяемом периоде выступало в качестве государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд Учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ приказом начальника Учреждения от 13.07.2017 № 120 создана контрактная служба для нужд ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области и утверждено Положение о контрактной службе.
Приказом начальника Учреждения от 01.04.2021 № 28 создана единая комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Учреждения и утверждено Положение о единой комиссии по осуществлению закупок на поставку товаров, оказание услуг.
Управлением Федерального казначейства по Амурской области на основании приказа Управления от 29.06.2023 № 185 в период с 03.07.2023 по 28.07.2023 в отношении Федерального казенного учреждения «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» проведена выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и их отражения в бюджетном отчете и отчетности.
В ходе проведения контрольного мероприятия проверено 7 государственных контрактов, заключенных Учреждением в 2022 году на общую сумму 2 274 921,20 рублей, в том числе:
- государственный контракт от 25.07.2022 № 0823100000122000001 на сумму
1 879 135,20 рублей, заключенный с ИП ФИО1 на капитальный ремонт нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская д. 223, идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) – 221280116625928010100100120124399243.
Проверкой выполнения обязательств, предусмотренных контрактом (договором) установлено следующее.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
На официальном сайте https://zakupki.gov.ru размещена информация о проведении электронного аукциона от 01.07.2022 № 0823100000122000001 на выполнение работ по капитальному ремонту служебных помещений, начальная цена 1 879 135,20 рублей.
Согласно документации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту служебных помещений, НМЦК определена проектно-сметным методом в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ, в сумме 1 879 135,20 рублей,которая включает в себя средства на покрытие затрат по уплате НДС в размере 20 процентов в сумме
313 189,20 рублей.
Локальные сметы по капитальному ремонту служебных помещений на общую сумму 1 879 135,20 рублей размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
К документации о проведении аукциона в электронной форме на бумажном носителе приложены локальные сметные расчеты (смета) № 1 и № 2 на объект «Капитальный ремонт нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>
».
Сметная стоимость в соответствии с приложенными локальными сметными расчетами составляет 1 879 135,20 рублей с учетом НДС - 313 189,20 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика определения подрядчика (подрядчика, исполнителя) № 0823100000122000001 путем проведения электронного аукциона, заключен контракт от 25.07.2022 №0823100000122000001 на сумму 1 879 135,20 рублей.
Подрядчик ИП ФИО1 в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта №0823100000122000001 Подрядчик обязуется в предусмотренный контрактом срок с использованием собственных материалов, произвести Капитальный ремонт нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...> в соответствии с Локальным сметным расчетом - Приложение № 1, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Согласно пункту 3.1 контракта № 0823100000122000001 цена настоящего контракта составляет 1 879 135,20 рублей, НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.11 главы 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Цена контракта в текущих ценах является твердой и определяется на весь срок исполнения настоящего контракта и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3.2, 3.3 контракта и действующим законодательством.
Цена контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ, уплатой налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей, оплатой стоимости материалов и оборудования, используемых при выполнении работ.
К проверке представлены: локальный сметный расчет (смет) № 1 и локальный сметный расчет (смет) № 2 на объект «Капитальный ремонт нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>» на сумму 1 879 135,20 рублей, являющиеся приложением к контракту
№ 0823100000122000001. В локальные сметные расчеты включены средства на покрытие затрат по уплате НДС в размере 20 процентов - 313 189.20 рублей.
Локальные сметы утверждены начальником Учреждения ФИО4, без указания даты.
В ходе выполнения работ по контракту № 0823100000122000001 заключены дополнительные соглашения от 14.10.2022 б/н, от 16.11.2022 № 2, от 23.11.2022 № 3, от 01.12.2022 № 4, в локальные сметные расчеты (сметы) внесены изменения.
В представленных к проверке измененных локальных сметных расчетах (сметах) № 1 и № 2 на объект «Капитальный ремонт нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>», стоимостью 1 879 135,20 рублей, увеличена сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения по соглашению сторон.
В локальном сметном расчете (смете) № 1 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения составила 1 258 053,00 рублей.
В локальном сметном расчете (смете) № 2 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения составила 384 962,00 рублей.
Кроме того, в локальные сметные расчеты (сметы) № 1 и № 2 включен коэффициент, приводящий к смете контракта в размере 236 129,20 рублей (в локальном сметном расчете № 1 стоимостью 1 455 400,80 рублей коэффициент, приводящий к смете контракта, в размере 1,15686763594, что составляет в сумме 197 347,80 рублей, в локальном сметном расчете № 2» стоимостью 423 743,40 рублей включен коэффициент, приводящий к смете контракта в размере 1,10074085234, что составляет в сумме 38 781,40 рублей).
В локальном сметном расчете (смете) № 1 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения с учетом применения коэффициента составила 1 258 053,00 рублей + 197 347,80 рублей = 1 455 400,80 рублей.
В локальном сметном расчете (смете) № 2 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения с учетом применения коэффициента составила 384 962,00 рублей + 38 781,40 рублей = 423 743,40 рублей.
Учреждением приняты работы по капитальному ремонту нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...> этаж, 2 этаж) на сумму 1 879 135,20 рублей и оплачены в полном объеме за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 08.12.2022 № 567841 по КБК 320 0305 4240690049 243.
Проверкой установлено, что за счет средств федерального бюджета оплачены выполненные работы, указанные в актах о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 14.10.2022 № 1.1 за период с 25.07.2022 по 14.10.2022 на сумму 1 455 400,80 рублей, в котором коэффициент, приводящий к смете контракта 1,15686763594 составляет 197 347,80 рублей и от 14.10.2022 № 1.2 за период с 25.07.2022 по 14.10.2022 на сумму 423 743,40 рублей, в котором коэффициент, приводящий к смете контракта 1,10074085234 составляет 38 781,40 рублей.
Всего коэффициент, приводящий к смете контракта, составляет в сумме 236 129,20 рублей.
По результатам контрольного мероприятия был составлен Акт от 02.08.2023, подписанный начальником ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» ФИО5
Федеральному казенному учреждению «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» вынесено Представление Управления Федерального казначейства по Амурской области от 21.09.2023 № 23-13-47/22-5082.
Согласно пункту 1Представления, в нарушение статей 34, 72, пункта 3 статьи 219, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34, статей 94, 95 Федерального законаот 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Учреждением за счет средств федерального бюджета произведена оплата ИП ФИО1 завышенной стоимости работ по государственному контракту от 25.07.2022 № 0823100000122000001 на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...> этаж, 2 этаж), в результате применения коэффициента, не предусмотренного аукционной документацией, в сумме 236 129,20 рублей.
Учреждения предписано принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-7 настоящего Представления, в срок до 01.12.2023.
Устранить нарушения, указанные в пунктах 1, 4 настоящего Представления, в срок до 01.12.2023.
Не согласившись с представлением от 21.09.2023 № 23-13-47/22-5082 в части пункта 1, заявитель обратился в Арбитражный суд Амурской области с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой. При этом признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 АПК РФ, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается. По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта. Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при подаче заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 АПК РФ.
На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100, должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) финансового контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки, а также иных материалов проверки о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки обеспечивают подготовку и направление, в том числе представления и (или) предписания объекту контроля.
По результатам заседания контрольной комиссии Управления, руководителем Управления принято решение направить Учреждению Представление с требованием об устранении нарушений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Управление при вынесении оспариваемого Представления действовало в рамках предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается пункт 1 Представления от 21.09.2023 № 23-13-47/22-5082, согласно которому в нарушение статей 34, 72, пункта 3 статьи 219, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34, статей 94, 95 Федерального законаот 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Учреждением за счет средств федерального бюджета произведена оплата ИП ФИО1 завышенной стоимости работ по государственному контракту от 25.07.2022 № 0823100000122000001 на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...> этаж, 2 этаж), в результате применения коэффициента, не предусмотренного аукционной документацией, в сумме 236 129,20 рублей.
Учреждение полагает, что применение коэффициента в данном случае правомерно в связи с тем, что ИП ФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
Названные доводы заявителя, приведенные в обоснование заявленных требований, не могут быть признаны судом обоснованными, указывающими на незаконность выданного представления, по следующим основаниям.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Из материалов дела следует, что Учреждение, являясь получателем средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации в проверяемом периоде выступало в качестве государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд Учреждения.
Между Учреждение и ИП ФИО1, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение капитального ремонта нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>, заключен государственный контракт от 12.07.2022
№ 0823100000122000001.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей 34 и статьей 95 настоящего Федерального закона.
С учетом приведенных положений, любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.
В конкурсной документации предусмотрен раздел «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» (далее - НМЦК).
Таким образом, начальная (максимальная) цена государственного контракта
№ 0823100000122000001 определена с учетом всех затрат подрядчика, влияющих на цену, в том числе НДС. Цена государственного контракта была сформирована с учетом средств на покрытие затрат по уплате НДС потенциальным подрядчиком, лицо, принявшее участие в закупке, в том числе применяющее упрощенную систему налогообложения, было надлежащим образом осведомлено о наличии НДС и, учитывая положения части 1, 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, контракт по результатам закупки должен быть заключен и исполнен на указанных условиях, иных индексов, коэффициентов конкурсной документацией и действующим законодательством не предусмотрено.
Принявшие участие в закупке подрядчики были надлежащим образом осведомлены о наличии в начальной (максимальной) цене контракта суммы НДС.
Согласно документации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту служебных помещений, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) определена проектно-сметным методом в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, в сумме 1 879 135,20 рублей которая включает в себя средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 20 процентов в сумме
313 189,20 рублей.
К документации о проведении аукциона в электронной форме на бумажном носителе приложены локальные сметные расчеты (смета) № 1 и № 2 на объект «Капитальный ремонт нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>».
Сметная стоимость в соответствии с приложенными локальными сметными расчетами составляет 1 879 135,20 рублей с учетом НДС - 313 189,20 рублей.
Между тем, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта определена с учетом всех затрат подрядчика, влияющих на цену, в том числе НДС. Цена контракта была сформирована с учетом средств на покрытие затрат по уплате НДС потенциальным подрядчиком, лицо, принявшее участие в закупке, применяющее упрощенную систему налогообложения, было надлежащим образом осведомлено о наличии НДС и, учитывая положения части 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракты по результатам закупки должны быть заключены и исполнены на указанных условиях.
При этом, указание в проекте контракта цены, включающей налог на добавленную стоимость, не свидетельствует о нарушении прав участника закупки, поскольку не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета - фактуры с выделенной в нем суммой налога.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
В нарушение указанных правовых норм Учреждением была изменена структура цены государственного контракта при его заключении. Цена заключенного государственного контракта в сравнении с НМЦК, определенной на основании локальных сметных расчетов (смет), осталась без изменений, при этом сумму НДС не включает.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2022 № 0823100000122000001 путем проведения электронного аукциона, заключен государственный контракт №0823100000122000001 на сумму 1 879 135,20 рублей.
Согласно пункту 3.1 государственного контракта № 0823100000122000001 цена настоящего контракта составляет 1 879 135,20 рублей, НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.11 главы 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Цена контракта в текущих ценах является твердой и определяется на весь срок исполнения настоящего контракта и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3.2, 3.3 контракта и действующим законодательством.
Цена контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ, уплатой налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей, оплатой стоимости материалов и оборудования, используемых при выполнении работ.
В ходе выполнения работ по государственному контракту № 0823100000122000001 на основании статьи 95 Закона № 44-ФЗ заключены дополнительные соглашения от 14.10.2022 б/н, от 16.11.2022 № 2, от 23.11.2022 № 3, от 01.12.2022 № 4, в локальные сметные расчеты (сметы) внесены изменения.
В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народовРоссийской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
В представленных к проверке измененных локальных сметных расчетах (сметах) № 1 и № 2 на объект «Капитальный ремонт нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>», стоимостью 1 879 135,20 рублей, увеличена сметная стоимости капитального ремонта нежилого помещения по соглашению сторон.
В локальном сметном расчете (смете) № 1 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения составила 1 258 053,00 рублей.
В локальном сметном расчете (смете) № 2 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения составила 384 962,00 рублей.
Кроме того, в локальные сметные расчеты (сметы) № 1 и № 2 включен коэффициент, приводящий к смете контракта в размере 236 129,20 рублей (в локальном сметном расчете № 1 стоимостью 1 455 400,80 рублей коэффициент, приводящий к смете контракта, в размере 1,15686763594, что составляет в сумме 197 347,80 рублей, в локальном сметном расчете № 2» стоимостью 423 743,40 рублей включен коэффициент, приводящий к смете контракта в размере 1,10074085234, что составляет в сумме 38 781,40 рублей).
Учреждение, установив коэффициент, приводящий к смете контракта в размере 1,15686763594 и в размере 1,10074085234 фактически заменило в смете НДС на указанный коэффициент, тем самым цена контракта осталась неизменной.
В локальном сметном расчете (смете) № 1 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения с учетом применения коэффициента составила 1 258 053,00 рублей + 197 347,80 рублей = 1 455 400,80 рублей.
В локальном сметном расчете (смете) № 2 сметная стоимость капитального ремонта нежилого помещения с учетом применения коэффициента составила 384 962,00 рублей + 38 781,40 рублей = 423 743,40 рублей.
Учреждением приняты работы по капитальному ремонту нежилого помещения, принадлежащего ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...> этаж, 2 этаж) на сумму 1 879 135,20 рублей и оплачены в полном объеме за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 08.12.2022 № 567841 по КБК 320 0305 4240690049 243.
Проверкой установлено, что за счет средств федерального бюджета оплачены выполненные работы, указанные в актах о приемке выполненных работ по формеКС-2 от 14.10.2022 № 1.1 за период с 25.07.2022 по 14.10.2022 на сумму 1 455 400,80 рублей, в котором коэффициент, приводящий к смете контракта 1,15686763594 составляет 197 347,80 рублей и от 14.10.2022 № 1.2 за период с 25.07.2022 по 14.10.2022 на сумму 423 743,40 рублей, в котором коэффициент, приводящий к смете контракта 1,10074085234 составляет 38 781,40 рублей.
Всего коэффициент, приводящий к смете контракта составляет в сумме 236 129,20 рублей.
В данном случае, завышение стоимости работ произошло в результате необоснованного применения, не предусмотренного контрактом (аукционной документацией) и законом коэффициента к итогам выполненных объемов работ. При этом, исключение из контракта НДС и применение не предусмотренного аукционной документацией коэффициентов на эту сумму повлекло перечисление бюджетных средств на затраты, фактически не произведенные подрядчиком.
Применение повышающих коэффициентов, не предусмотренных документацией о закупке, противоречит требованиям статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Учреждением в документации о закупке не предусмотрена возможность применения повышающего коэффициента на случай, если победителем будет подрядчик, применяющий упрощенную систему налогообложения, сводным сметным расчетом к аукционной документации указанный коэффициент также не был установлен. Условиями заключенного по результатам аукциона государственного контракта
№ 0823100000122000001 размер повышающего коэффициента не предусматривался и не устанавливался, тем самым его выплата не обоснована.
Соответственно, принятие и оплата Учреждением необоснованно предъявленных
ИП ФИО1 расходов в связи с применением повышающего коэффициента, не предусмотренных государственным контрактом и локальным сметным расчетом в сумме 236 129,20 рублей, вопреки доводам заявителя, является нарушением действующего законодательства.
У Учреждения отсутствовали правовые и фактические основания для оплаты работ с учетом повышающего коэффициента. Доказательств внесения изменений в структуру расчета сметной стоимости, заявителем не представлено.
Неправомерность расходования заявителем средств федерального бюджета выразилась в оплате работ подрядчику по завышенной стоимости, в результате необоснованного применения не предусмотренных контрактами и законом коэффициентов к итогам выполненных объемов работ.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, в том числе аукционной документацией на выполнение работ по указанному государственному контракту, локальными сметными расчетами к ней, условиями заключенного сторонами государственного контракта и актами о приемке выполненных работ к нему подтверждается факт оплаты работ с применением повышающих коэффициентов, которые документацией о соответствующей закупке не предусматривались.
В связи с чем, исключение из сумм, указанных в актах выполненных работ, НДС и включение повышающих коэффициентов к итогам выполненных объемов работ, не предусмотренных первоначально составленными сметными расчетами, противоречит требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом, установленных обстоятельств, суд считает, что представление Управления Федерального казначейства по Амурской области от 21.09.2023 № № 23-13-47/22-5082, в части пункта 1 является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, обстоятельств, позволяющих прийти к иному выводу, судом не установлено.
Полномочия Управления Федерального казначейства по Амурской области на вынесение представления судом проверены, нарушений процедуры проведения контрольного мероприятия и вынесения представления, судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом установлено, что представление в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии со статьёй 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Госпошлина по делу взысканию не подлежит, поскольку в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заявитель и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский