ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1196/09 от 03.04.2009 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163

http://amuras.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск

Дело №

А04-1196/2009

03

апреля

2009 года

Дата объявления решения.

03

апреля

2009 года

Дата принятия (изготовления) решения  .

Арбитражный суд в составе судьи

Голубь Ольги Георгиевны 

  Арбитражных заседателей

-

при участии помощника судьи

ФИО1

рассмотрев в судебном заседании заявление

Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области 

  к

индивидуальному предпринимателю ФИО2   

о привлечении к административной ответственности

Протокол вел: ФИО1, помощник судьи

третьи лица: ----

При участии в заседании:

до перерыва

от заявителя: ФИО3 – старший государственный инспектор по доверенности от 24.04.2008 г.;

от предпринимателя: не явился, извещен.

После перерыва:

от заявителя: ФИО3 – старший государственный инспектор по доверенности от 24.04.2008 г.;

от предпринимателя: не явился, извещен.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее - предприниматель, ФИО2) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель Управления в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил назначить наказание предпринимателю в пределах установленной санкции.

Предприниматель, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о назначении судебного разбирательства направлено по месту регистрации, почтовое отправление возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения»), в судебное заседание не явился, требований не оспорил. Отзыва и запрашиваемых судом документов не представил.

В судебном заседании 02.04.2009 года в 10 часов 15 минут объявлялся перерыв до 03.04.2009 года до 08 часов 30 минут.

Информация о перерыве была размещена на доске объявлений арбитражного суда.

После перерыва 03.04.2009 года в 08 часов 30 минут заседание продолжено.

Предприниматель явку своего представителя после перерыва не обеспечил.

Представитель административного органа поддержал свои доводы, изложенные ранее. Представил суду объяснение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, приказ о проведении проверки и личную карточку водителя.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) без участия предпринимателя.

Исследовав доводы заявителя, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрирован решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области от 14.05.2004 года в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304280413500042, ИНН <***>.

Согласно заявлению ФИО2, Управлением предпринимателю выдана лицензия от 25.05.2004 года АСС 28 502674 серии ЖА № 008570 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия с 26.05.2004 года по 25.05.2009 года.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Внеплановой проверкой соблюдения индивидуальным предпринимателем условий лицензирования, проведенной административным органом совместно с органами местного самоуправления и МУ «Единая диспетчерская служба» в период с 04.03.2009 года по 10.03. 2009 года на основании приказа начальника Управления от 09.02.2009 года № 165/лиц «О проведении внепланового мероприятия по контролю», установлено, что предприниматель

- допустил водителя ФИО4 (путевой лист от 06.02.2009 года № 098) к перевозке на автобусе ГАЗ - 322132 государственный номер АЕ 804 по маршруту № 61 - без согласованного расписания (графика) движения с администрацией города Белогорска, который не соблюдал маршрут движения маршрута № 61 и до­пустил отклонение маршрута.

Правонарушение зафиксировано в акте проверки автотранспортного средства на линии от 06.02.2009 года № 4;

- не организовал контроль за соблюдением сроков периодичности медицинских освидетельствований водителей, в результате допустил к работе
водителей ФИО5 (путевые листы от 27.02.2009 № 159, от 28.02.2009 № 166) и ФИО6 (путевые листы от 25.02.2009 № 155, от 27.02.2009 № 160), с просроченными медицинскими справками;

- не организовал проведение инструктажей водителей должным образом, проведены инструктажи: вводный - не проставлены даты проведения инструктажа; после проведения вводного инструктажа водителям ФИО7 (14.11.2008 года) и ФИО8 (30.11.2008 года) не проведен первичный инструктаж на рабочем месте; не проведены со всеми водителям внеплановый и целевой инструктажи, в том числе сезонный (по работе транспорта в осенне-зимний период времени), что подтверждается отсутствием отметок в журнале. Допустил к перевозке водителей: ФИО9 (путевые листы от 24.01.2009 № 055, от 25.01.2009 № 059), ФИО10 (путевые листы от 06.02.2009 № 097, от 16.02.2009 № 124, от 17.02.2009 № 128), ФИО11 (путевые листы от 17.02.2009 № 128, от 18.02.2009 № 132, от 19.02.2009 № 137), ФИО12 (путевые листы от 24.02.2009 № 150, от 25.02.2009 № 154, от 28.02.2009 № 163) без проведения всех видов инст­руктажей.

Выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения зафиксированы в акте от 10.03.2009 года № 23.

По результатам проверки с участием предпринимателя Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 10.03.2009 года № 11, действиям предпринимателя дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ФИО2 с фактами, изложенными в акте и протоколе согласился, претензий не выразил, о чем имеются соответствующие записи.

В подтверждение факта совершения правонарушения административным органом представлены: акт проверки автотранспортного средства на линии от 06.02.2009 года № 4, путевые листы; объяснение водителя автотранспортного средства ФИО4; объяснение ФИО2; медицинская справка; журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств; журнал регистрации вводного инструктажа; журнал регистрации инструктажей; иные документы.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным; заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу пунктов 5.4, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 года № 27, организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить водителей, выполняющих городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами необходимыми путевыми документами (путевые листы, документы на перевозимый груз, графики движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемы маршрутов с указанием опасных участков).

Отсутствие в автотранспортном средстве, осуществляемом 06.02.2009 года перевозку пассажиров по маршруту № 61 согласованного с администрацией города Белогорска расписания (графика) движения на 1 квартал 2009 года, а также нарушение водителем – ФИО4 маршрута движения подтверждено материалами дела, актом проверки автотранспортного средства на линии от 06.02.2009 года № 4, объяснениями водителя и предпринимателя.

Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 года № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.

В соответствии с положениям статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.

Согласно пункту 3.3.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 года № 27 и пункту 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 года № 15 организация (предприниматель) обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.

Водитель - предприниматель несет личную ответственность за своевременное прохождение медицинского освидетельствования.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 года № 83
  «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Материалами дела, в том числе медицинской справкой ФИО6 и личной карточкой водителя – ФИО5 подтверждается, что предприниматель не обеспечил прохождение вышеуказанными водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования.

В соответствии с пунктом 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 года № 27 организация (предприниматель) обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

Порядок проведение обучения и инструктажей (вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого) работников определены в разделе 10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 12.05.2003 года № 28.

Согласно указанному разделу правил, проведение инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе. При регистрации внепланового инструктажа должна также указываться причина, вызвавшая его проведение. Журнал хранится у непосредственного руководителя работ.

Предпринимателем не представлено доказательств надлежащего проведения водителям (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 , ФИО11, ФИО12) инструктажей.

Допущенное нарушение подтверждается материалами дела, в том числе журналами регистрации инструктажей и путевыми листами.

Исходя из установленных судом обстоятельств, представленных документов, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем, осуществляющим лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не представлено доказательств тому, что им надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, а именно: допустил водителя к перевозке без согласованного расписания (графика) движения с администрацией города Белогорска; не организовал контроль за соблюдением сроков периодичности медицинских освидетельствований водителей; не организовал должным образом проведение инструктажей водителей.

Таким образом, анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Вопросы по определению вида и размера наказания отнесены к исключительной компетенции судьи, органа либо должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в рамках санкций, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за конкретные правонарушения.

Судом установлены обстоятельства, отягчающие ответственность -предприниматель подвергался административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения и срок, согласно статьи 4.6. КоАП РФ, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию не истек (решение по делу от 18.09.2008 года № А04-6640/08-24/350).

Доказательств наличия смягчающих ответственность обстоятельств суду не представлено.

Срок для привлечения к административной ответственности не пропущен.

Оценив характер совершенного правонарушения, принимая во внимание отягчающее ответственность обстоятельство, суд считает необходимым назначить предпринимателю наказание в пределах санкции установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3 200 рублей.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

требования удовлетворить.

Признать индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области от 14.05.2004 года в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, основной государственный регистрационный номер 304280413500042, ИНН <***>, проживающего по адресу: <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 200 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчётный счёт УФК МФ РФ Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 280101001, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, БИК 041012001, ОКАТО 10401000000, Код 10611690040040000140.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.Г. Голубь.