ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-12003/15 от 09.03.2016 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-12003/2015

марта 2016 года

изготовление решения в полном объеме

«

»

марта

резолютивная часть

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича

при участии секретаря судебного заседания Немытых А.О.

рассмотрев в судебном заседании  заявление общества с ограниченной ответственностью «Транссвязьтелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  России №7 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействия

Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

протокол вел: секретарь судебного заседания Немытых А.О.

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, по доверенности от 20.01.2016, паспорт;  от ответчика – ФИО2, по доверенности от 22.12.2015, удостоверение;

от УФНС – ФИО2, по доверенности от 26.01.2016, удостоверение.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Транссвязьтелеком» (далее по тексту – заявитель, общество) с заявлением о признании бездействия налогового органа в не выявлении переплаты по НДФЛ в размере 1 074 827,76 рублей, связанной с неправильным исчислением и уплатой налога с северного и районного коэффициентов, незаконным.

Заявитель неоднократно требования уточнял. С учетом последних уточнений просил признать незаконным бездействие налогового органа при проведении выездной налоговой проверки в оспариваемой части, а именно   в не выявлении переплаты по НДФЛ в размере  1023953 рублей, связанных с неправильным исчислением и уплатой налога с сумм прожиточного минимума, начисление и уплату НДФЛ с сумм прожиточного минимума незаконным; признать бездействие  налогового   органа  в оспариваемой  части, а именно    в не выявлении  переплаты     по  НДФЛ     в  размере 677 820,26   рублей,     связанных неправильным исчислением  и уплатой  налога с северного и районного коэффициентов: начисление и уплату НДФЛ с компенсаций незаконным.

Общество полагает, что поскольку проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывает негативное воздействие на здоровье человека и связано с риском преждевременной утраты трудоспособности, данные выплаты по районному и северному коэффициентам относятся к категории компенсационных. Начисленные и выплаченные работникам суммы по районному и северному коэффициенту являются компенсационными выплатами и в соответствии с пунктами 1,3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению.

Оспариваемые бездействия  налогового органа не соответствуют статьям 3,17 НК РФ, статьям 7,15,18,57 Конституции РФ, поскольку исчисление и уплата НДФЛ налоговым агентом с размера прожиточного минимума лишает наемного работника части средств к достойному существованию определяемого нормами Конституции РФ. Общество считает несостоятельным довод таможенного органа указанный в решении от 26.12.2014 о том, что компенсации в связи с особыми климатическими условиями не связаны с конкретными затратами, как основание обложения их НДФЛ на общих условиях, так как данное условие не предусмотрено требованиями статьи 217 НК РФ.

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета  спора - привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области.

Лица, участвующие в деле о дате и времени проведения судебного разбирательства уведомлены в порядке статьи 123 АПК РФ.

В судебном заседании заявитель на заявленных требованиях настаивал, дополнительно указав, что в состав заработной платы входят такие элементы как: вознаграждение за труд, компенсационные выплаты, стимулирующие надбавки. Таким образом, в виде дохода, определяемого в качестве налоговой базы и объектом налогообложения доходов физического лица в соответствии со ст. 208, 209, 210 НК РФ является элемент заработной платы – вознаграждение. Компенсационные выплаты в соответствии со ст. 146,148,164,315 ТК РФ являются повышением заработной платы в связи с особыми условиями труда и не относятся к категории вознаграждения. Компенсационные выплаты, как элемент оплаты труда, входящий в заработную плату не являются доходом, определяемым НК РФ в качестве налоговой базы. В связи с отсутствием компенсационных выплат в составе дохода физического лица, они не могут быть включены в налоговую базу и соответственно на них не может быть начислен НДФЛ.

Заявитель считает незаконным начисление и уплату налоговым агентом НДФЛ с сумм прожиточного минимума, полагает, что  указанные начисления и уплата противоречат нормам Конституции РФ, поскольку уплата налога с суммы прожиточного минимума лишает работника его собственности.

В судебном заседании на вопрос суда получают ли заработную плату сотрудники общества в размере минимального размера оплаты труда, заявитель ответил, что работники получают заработную плату более прожиточного минимума. 

Ответчик в обоснование возражений указал, что в отношении ООО «ТСТ» проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет, в том числе: НДФЛ за период с 07.07.2012 по 30.09.2014. По результатам проверки обществу в том числе, доначислен налог на доходы физических  лиц в размере 205 548,86 рублей. Общество не согласившись с указанным решением обжаловало его в УФНС России по Амурской области. 28.09.2015 №15-07/2/252 Управление приняло решение об оставлении апелляционной жалобы ООО «ТСТ» без удовлетворения, решение инспекции без изменения. Инспекция, проанализировав представленные заявителем к проверке документы установила, что ООО «ТСТ» в проверяемом периоде в силу пункта 1 статьи 24, пункта 1 статьи 226 НК РФ являлось налоговым агентом, уплачивающим в бюджет налоговой ставки, исчисленной в соответствии со статьей 224 НК РФ. Налоговый орган считает, что если в организации внутренними ведомственными положениями предусмотрена стимулирующая оплата труда в виде надбавки, то в соответствии со ст. 146 и 148 ТК РФ данная выплата не является компенсационной, а является повышенной оплатой труда и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Поскольку работник исполняет трудовые обязанности в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, организация начисляет заработную плату с учётом районного коэффициента и процентной надбавки. Вся начисленная сумма является доходом работника и включается в налоговую базу по НДФЛ согласно ст.209, 210 НК РФ.

Инспекция полагает, что Общество ошибочно считает, что суммы начисленных и выплаченных с заработной платы районных коэффициентов и процентных надбавок работникам, занятым трудовой деятельностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат обложению НДФЛ на основании положений п.п.1, 3 ст.217 НК РФ как компенсационные выплаты. Со ссылкой на позицию Верховного суда РФ, изложенную в обзоре судебной практики рассмотрения дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, ответчик указал, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 ТК РФ является прямой обязанностью работодателя.

В судебном заседании ответчик на позиции, изложенной в отзыве настаивал. Указал, что довод заявителя о неправомерном начислении и уплате с сумм в размере прожиточного минимума НДФЛ подлежит отклонению, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает освобождение от уплаты НДФЛ с минимального размера оплаты труда работника.

Представитель Управления поддержал позицию инспекции, указав, что оплата труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включающая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате, относится к доходу, подлежащему обложению НДФЛ на основании п.2 ст.226 НК РФ.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Транссвязьтелеком». По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 24.11.2014 №61.

Начальником Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области 26.12.2014 по результатам рассмотрения материалов проверки и представленных возражений общества вынесено решение № 07-09/65 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением дополнительно начислены налоги в размере 1 686 819 руб., начислены пени 324 748,93 руб., ООО «ТСТ» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 122,123 Налогового кодекса РФ с учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств в виде штрафов в размере 284 006 руб.

Общество обжаловало решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области от 26.12.2014 № 07-09/65 в апелляционном порядке. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области от 28.09.2015 № 15-07/2/252 апелляционная жалоба ООО «ТСТ» оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Транссвязьтелеком» зарегистрировано Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №7 по Амурской области 17.05.2005.

ООО «ТСТ» является налоговым агентом по уплате налога на доходы физических лиц.

Налоговым органом решением от 26.12.2014 обществу доначислены налоги в частности по НДФЛ в размере 541 296 рублей, пени по НДФЛ в размере 205 548,86 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом. В Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 217 и 238, определяющие доходы и суммы, не подлежащие налогообложению) понятие "компенсационные выплаты" употребляется в значении, вытекающем из системного толкования соответствующих норм налогового и трудового права.

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 24 НК РФ содержит перечень обязанностей налогового агента. Так налоговый агент обязан: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.

Подпункт 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ предусматривает, что к доходам относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

В соответствии со статьями 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Налоговым органом в рамках проверки установлено несвоевременное перечисление обществом исчисленного налога в связи, с чем были начислены пени. Данный факт не оспаривается заявителем.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными настоящей главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года (пункт 1 статьи 315 НК РФ).

Статья 129 Трудового кодекса РФ раскрывает понятие заработной платы (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата состоит из оклада (должностного оклада), который является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 ТК РФ).

Аналогичные положения содержатся и в статье 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1.

Статья 317 ТК РФ указывает, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Поскольку работник исполняет трудовые обязанности в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, организация начисляет заработную плату с учётом районного коэффициента и процентной надбавки. Вся начисленная сумма является доходом работника и включается в налоговую базу по НДФЛ согласно статьям 209,210 НК РФ.

На основании пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие виды доходов физических лиц, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления как компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

При этом глава 23 Кодекса не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Трудовое законодательство допускает возможность установления двух видов компенсационных выплат, которые предусмотрены статьей 219 ТК РФ, в силу которой каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, являющиеся составной частью заработной платы и повышенные  или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Таким образом, в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации могут быть предусмотрены оба вида выплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда повышающая, (доплаты к заработной плате - ст. 129, 219 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсационная (ст. 164, 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Определяющее значение для целей налогообложения имеет характер соответствующей выплаты, позволяющий отнести ее к числу компенсаций, предусмотренных статьей 164 ТК РФ, а не наименование (надбавка, увеличение оклада, льгота и т.п).

При этом оба вида компенсаций подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Указанная позиция закреплена Постановлением ФАС Уральского округа по делу №Ф09-3159/2014.

Подлежит отклонению довод заявителя о незаконности обложения НДФЛ районного и северного коэффициента включенного в состав заработной платы работника с учетом пункта 4 «Обзора судебной практики рассмотрения судами дел, связанными с применением главы 23 Налогового кодекса РФ» утвержденного ВС РФ от 21.10.2015, поскольку в данном пункте обзора речь идет о надбавках предусмотренных статьей 168.1 ТК РФ, в то время как предметом по настоящему спору является районный коэффициент являющийся составным элементом заработной платы в соответствии со статьями 315,317 ТК РФ.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 26.02.2014, указано, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 ТК РФ является прямой обязанностью работодателя.

Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2004 №76-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав» положениями пунктов 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации» указал следующее.

Согласно ТК РФ гарантии представляют собой средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 ТК РФ).

Признавая в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых  отношений обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы (статья 2 ТК РФ), законодатель определил, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 ТК РФ); в состав заработной платы помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы включаются также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (часть 2 статьи 129 ТК РФ).

Указанные законоположения конкретизированы в статьях 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размеры и порядок выплат которых устанавливаются федеральным законом.

Таким законом является закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», направленный на возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 и положениям статьи 209 НК РФ, к доходам физических лиц от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей.

Поскольку из выше указанных норм права следует, что выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы, они не могут подпадать в перечень компенсаций, о которых идет речь в пунктах 1 и 3 части первой статьи 217 НК РФ, призванными возместить налогоплательщикам конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением ими своих трудовых обязанностей (то есть обусловленные реальными расходами, такими как переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Таким образом, оплата труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включающая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате, относится к доходу, подлежащему обложению НДФЛ на основании пункта 2 статьи 226 НК РФ.

Рассматривая довод заявителя о бездействии налогового органа в отношении определения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и о не правомерном начислении и уплаты с сумм в размере прожиточного минимума, суд установил следующее.

Пункт 1 статьи 207 НК РФ указывает, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 209 НК РФ).

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, установленных в статьях 218 - 221 НК РФ.

Так, при определении размера налоговой базы налогоплательщик вправе получить стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода (подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ).

Данный вычет распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не указаны в подпунктах 1,2 пункта 1 статьи 218 НК РФ, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13%) налоговым агентом, предоставляющим такой стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысит 40 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный в подпунктом  3 пункта 1 статьи 218 НК РФ, не применяется.

Установленные в статье 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного      заявления и  документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Таким образом, налоговая база по НДФЛ рассчитывается путем уменьшения доходов налогоплательщика, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, на сумму налоговых вычетов. Исчисление суммы налога производится путем применения налоговой ставки 13% к рассчитанной налоговой базе.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

С 1 января 2010 г. минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Преамбула Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает государственные гарантии гражданам России в получении минимальных денежных доходов, а также в осуществлении других мер социальной защиты граждан. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Довод заявителя о нарушении его прав в части взимания налога на доходы физических лиц  с размера прожиточного минимума основан на неправильном толковании норм материального права, так как минимальный размер оплату труда установлен для определения размеров стипендий, пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам и других социальных выплат.   Кроме того, согласно пояснениям представителя общества в судебном заседании работники предприятия получают заработную плату, превышающую минимальный размер оплаты труда.

При этом следует указать, что нормы Налогового кодекса РФ не предусматривают освобождение от налогообложения НДФЛ минимального размера оплаты труда или сумм дохода менее прожиточного минимума.

Доводы заявителя о том, что исчисление и уплата налога на доходы физических лиц с суммы дохода в размере прожиточного минимума не соответствует нормам Конституции РФ и противоречит конституционному принципу социального государства, подлежат отклонению, поскольку проверка нормативных правовых актов в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Поскольку суд признает законным исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с сумм минимального размера оплаты труда, постольку подлежит отклонению довод заявителя о том, что налоговым агентом производились выплаты НДФЛ с сумм минимального размера оплаты труда за счет собственных средств.

Суд считает необходимым указать, что заявитель не лишен права обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии нормативного акта на основании, которого исчисляется и уплачивается налог на доходы физических лиц с суммы дохода в размере прожиточного минимума в соответствующем законом порядке.

Суд, оценив в совокупности и взаимосвязи, установленные по делу обстоятельства, доводы и доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что налоговым органом представлены достаточные доказательства, подтверждающие обоснованность обложения налогом на доходы физических лиц районного и северного коэффициента, а оспариваемое бездействие по не выявлению переплаты по указанным коэффициентам является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного оспариваемые действия следует признать законными и обоснованными, в соответствии со статьёй 201 АПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 3 000 рублей.

Поскольку обществу отказано в удовлетворении требований, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                               В.И. Котляревский