ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1244/15 от 30.04.2015 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-1244/2015

мая 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Курмачева Дениса Валерьевича,

при ведении протокола и протоколировании с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Старчеус А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  заявление Государственного казенного учреждения Управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор»          (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом                          (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об образовании земельного участка,

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН <***>,                         ИНН <***>);

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в заседании: 

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 31.12.2014 № 4951;

от ответчика, ТУ Росимущества в Амурской области: ФИО2 – по доверенности от 17.09.2012 № 161;

от ОАО «РЖД»: ФИО3 – по доверенности от 21.05.2014;

ДТУ Федерального агентства железнодорожного транспорта: не явилось, извещено              з/п № 08080

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось государственное казенное учреждение Управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (далее – истец, ГКУ «Амурупрадор») с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – ответчик, Росимущество) об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119, общей площадью 51 кв.м, с видом разрешенного использования - строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск, категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск,
путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с
кадастровым номером 28:01:000000:154.

В дальнейшем истец письменно уточнил заявленные исковые требования и просил образовать земельный участок в следующих координатах:

Система координат МСК-28

13253,85

27965,69

13250,00

27968,00

13240,86

27973,48

13239,52

27967,48

13253,67

27964,76

13253,85

27965,69

общей площадью 51 кв.м., с видом разрешенного использования – для содержания и обеспечения жизнедеятельности земполотна, железнодорожных объектов, категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154.

Настоящие уточнения исковых требований судом приняты к рассмотрению на основании статьи 49 АПК РФ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее – ТУ Росимущества в Амурской области), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее – ДТУ Федерального агентства железнодорожного транспорта).

Заявленные требования обоснованы тем, что истцом, как заказчиком разработки проектной документации на строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск проведены кадастровые работы по образованию земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119 (общей площадью 51 кв. м с видом разрешенного использования - строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск, категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск), путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154.

ГКУ «Амурупрадор» в адрес ОАО «РЖД» направлено письмо № 3115 о согласовании ОАО «РЖД» образования земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119, путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером № 28:01:000000:154. В согласовании вновь образованного земельного участка обществом было отказано в связи с тем, что расстояние от оси пути до ближней точки образуемого участка составляет 3,5 м, что является нарушением пункта 9 норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог. Кроме того, в данном ответе  Учреждению предложено рассмотреть вопрос о возможности заключения договора субаренды части земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154, без его раздела. ГКУ «Амурупрадор» считает данный отказ незаконным, а возможность заключения договора субаренды части земельного участка - нецелесообразным.

В судебном заседании 30.04.2015 представитель заявителя уточненные требования по иску поддержал, настаивал на ранее заявленном ходатайстве о возврате уплаченной при подаче иска госпошлины в сумме 6 000 рублей в связи с тем, что  ГКУ «Амурупрадор» освобождено от ее уплаты в силу статьи 333.37 НК РФ.

Представитель ответчика и ТУ Росимущества в Амурской области по существу заявленных требований возражал по доводам письменного отзыва на иск, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель ОАО «РЖД» указал о необоснованности требований заявителя, указав, что отказ в согласовании образования нового земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119 обусловлен нарушением норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог. В связи с чем, истцу было предложено рассмотреть возможность заключения договора субаренды части земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 без его раздела.

ДТУ Федерального агентства железнодорожного транспорта явку своего представителя в заседание не обеспечил, извещено о времени месте его проведения надлежащим образом в силу статьи 123 АПК РФ. В представленном в суд письменном отзыве на иск ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления ввиду того, что согласно пункту 5.38 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка находится в компетенции Росимущества.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, явившихся в судебное разбирательство, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГКУ «Амурупрадор» является государственным учреждением, которое осуществляет оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.

Учреждение является заказчиком разработки проектной документации на строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск (далее - Объект), выполненной в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденной  Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 308, а также Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 480.

Проектом строительства предусматривается размещение Объекта транспортной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером 28:01:000000:154 (общей площадью 1 796 591 кв.м., с видом разрешенного использования - для содержания и обеспечения жизнедеятельности земельного полотна, железнодорожных объектов, категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, который находится в государственной собственности, и предоставлен в аренду  ОАО «РЖД» по договору от 05.10.2006 № 232.

ГКУ «Амурупрадор» проведены кадастровые работы по образованию земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119 (общей площадью 51 кв. м с видом разрешенного использования - строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск, категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск), путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154.

14 августа 2014 года ГКУ «Амурупрадор» в адрес ОАО «РЖД» направлено письмо      № 3115 о согласовании ОАО «РЖД» образования земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119, путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером №28:01:000000:154.

Письмом от 16.12.2014 № 9183/Заб ОАО «РЖД» отказало заявителю в согласовании вновь образованного земельного участка с указанием на нарушение пункта 9 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126, ввиду того, что расстояние от оси пути до ближней точки образуемого участка составляет 3,5 м. Учреждению предложено рассмотреть вопрос о возможности заключения договора субаренды части земельного участка с кадастровым номером                 № 28:01:000000:154, без его раздела.

Отказ ОАО «РЖД» от согласования образования земельного участка, необходимого ГКУ «Амурупрадор» для строительства мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск, послужило основанием для обращения заявителя с настоящими исковыми требованиями в суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд находит требования ГКУ «Амурупрадор» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является в силу вышеприведенной нормы Закона и пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации восстановление своего нарушенного права.

Защита гражданских прав осуществляется способами, прямо поименованными в статье 12  ГК РФ, а также способами, установленными специальным законом.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 28:01:000000:154 является федеральной собственностью, расположен на землях населенных пунктов, для содержания и обеспечения жизнедеятельности земполотна, железнодорожных объектов, площадью 1796591 кв.м., ранее предоставлен в аренду ОАО «РЖД» по договору от 05.10.2006 № 232.

В силу пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

В соответствии с пунктом 3 (1) Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611, земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Образование истцом земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119 путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 производится ГКУ «Амурупрадор» в соответствии с проектом планировки территории линейного объекта «Мостовой переход через р. Зея в г. Благовещенск», утвержденным распоряжением Губернатора Амурской области от 11.02.2014 № 21-р, в составе основной части проекта планировки и межевания территории линейного объекта «Строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск».

Частью 1 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 4 вышеприведенной нормы Закона, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается для их использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в случае образования таких земельных участков по решению суда согласия в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется.

Пунктом 2.4 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции закона от 23.06.2014) предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.

Истец, как следует из его искового заявления и пояснений в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, просит предоставить образуемый земельный участок   с кадастровым номером 28:01:000000:10119 на праве постоянного (бессрочного) пользования для выполнения предусмотренного проектной документации строительства мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск, что согласуется с положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

Таким образом, требование об образовании спорного земельного участка является правомерным.

В силу предписаний части 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения (часть 4 статьи 11.3 ЗК РФ).

09.12.2013 ГКУ «Амурупрадор» обратилось в ТУ Росимущества в Амурской области с заявлением о выборе земельного участка (площадью 51 кв.м., предполагаемое место размещение земельного участка: Амурская область, г. Благовещенск, в границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154) и предварительном согласовании на нем места размещения мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске.

Письмом от 31.12.2013 № 03/13093 ТУ Росимущества в Амурской области возвратило учреждению представленные схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 без рассмотрения, сославшись на невозможность определения   расположения земельного участка вне полосы отвода железной дороги либо охранной зоны, а также на отсутствие полномочий собственника в отношении федерального имущества.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 09.06.2014 по делу                          № А04-2018/2014 (оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций от 20.08.2014, 02.12.2014, соответственно) отказ ТУ Росимущества в Амурской области, оформленный письмом от 31.12.2013 № 03/13093, в рассмотрении заявления от 09.12.2013 № 4772 в части выбора земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного для нужд железнодорожного транспорта, и предварительного согласования места размещения мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске, признан незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

На ТУ Росимущества в Амурской области судом возложена обязанность принять к рассмотрению заявление от 09.12.2013 № 4772 в части земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154, обеспечить проведение процедуры его выбора и при наличии оснований подготовить и представить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предложения о предварительном согласовании места размещения мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске, в установленный законом срок.

В соответствии с указанным решением, ГКУ «Амурупрадор» проведены кадастровые работы по образованию земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119 (общей площадью 51 кв. м с видом разрешенного использования - строительство мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенск, категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск), путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154.

В материалы дела представлен межевой план земельного участка.

Ответчик, ТУ Росимущества в Амурской области и ОАО «РЖД», возражая против удовлетворения требований заявителя, ссылаются на нарушение планом межевания земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 пункта 9 норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог (утвержденных Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126), поскольку расстояние от оси пути до ближней точки образуемого участка составляет 3,5 м.

Действительно, пунктом 9 вышеуказанного Приказа Минтранса Российской Федерации от 06.08.2008 № 126 предусмотрено, что расстояние от оси крайнего пути разъезда, обгонного пункта и станции до границы полосы отвода должно быть не менее 10 метров.

Между тем, обстоятельство нахождения границы спорного земельного участка в расстоянии до оси пути, меньшем 10 м, не может являться основанием для отказа в образовании земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:10119, поскольку его образование носит временный характер и предназначено для завершения истцом строительства линейного объекта. Указанное расстояние – 3,5 м. до оси пути, не свидетельствует о размещении самого объекта с нарушением предусмотренных действующим законодательством норм и правил, обязательных при строительстве объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании изложенного, суд находит требования истца об образовании земельного участка общей площадью 51 кв.м., с видом разрешенного использования – для содержания и обеспечения жизнедеятельности земполотна, железнодорожных объектов, категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 в уточненных координатах подлежащими удовлетворению.

При этом предъявление ГКУ «Амурупрадор» исковых требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом является обоснованным ввиду того, что именно оно осуществляет функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Таким образом, требования ГКУ «Амурупрадор» подлежат удовлетворению полностью.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации,  и арбитражными судами.

Истец, согласно Уставу, является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.

При таких обстоятельствах, ГКУ «Амурупрадор» освобождено от уплаты государственной пошлины по делу в силу статьи 333.37 НК РФ.

На основании изложенного, и в соответствии со статьями 104 АПК РФ, 333.40 НК РФ истцу из федерального бюджета надлежит возвратить уплаченную при обращении в суд платежным поручением от 17.02.2015 № 249 госпошлину в сумме 6 000 рублей.

Руководствуясь  ст.ст. 110, 167-170, 180 АПК РФ, суд

                                                           решил:           

требования удовлетворить полностью.

Образовать земельный участок в следующих координатах:

Система координат МСК-28

13253,85

27965,69

13250,00

27968,00

13240,86

27973,48

13239,52

27967,48

13253,67

27964,76

13253,85

27965,69

общей площадью 51 кв.м., с видом разрешенного использования – для содержания и обеспечения жизнедеятельности земполотна, железнодорожных объектов, категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154.

Возвратить Государственному казенному учреждению Управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                 Д.В. Курмачев