ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1378/2022 от 12.07.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-1378/2022

июля 2022 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 12.07.2022. Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2022.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Сутыриной М.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Кузьминой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Прогресс» (ОГРН 1132801010506, ИНН 2801190967) о взыскании 3 321,98 руб. (после уточнений), 

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилфонд» (ОГРН: 1162801050510,  ИНН: 2801216301),

при участии в судебном заседании:

от истца: Моргунов А.Г. по доверенности от 04.10.2021 № 51/216, копия диплома ВСБ 084827 от 11.06.2004, паспорт;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещено,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК», истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Прогресс»  (далее – ООО «УК Прогресс», ответчик) о взыскании задолженности денежных средств, уплаченных в связи с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, переулок Серышевский, 16, за период с 30.12.2020 по 28.02.2021 в размере 5378,40 руб., процентов за период с 11.03.2021 по 14.02.2022 в размере 1088,71 руб., процентов с 15.02.2022 до момента фактического исполнения обязательства по оплате.

Определением от 01.03.2022 на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

15.03.2022 от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства, уплаченные в связи с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Благовещенск, переулок Серышевский, 16, за период с 31.12.2020 по 28.02.2021 в размере 5378,40 руб., проценты за период с 11.03.2021 по 14.02.2022 в размере 1088,71 руб., проценты с 15.02.2022 до момента фактического исполнения обязательства по оплате.

На основании ст. 49 АПК РФ  судом ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено.

18.04.2022 от ответчика поступил отзыв, согласно которому с 16.01.2021 ООО «Управляющая компания Прогресс» деятельность в отношении спорного дома не осуществляет, следовательно, возложение обязанности оплаты до 28.02.2021 необоснованно истцом. Заявил ходатайство о замене ответчика на надлежащего -  общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилфонд» (ОГРН: 1162801050510,  ИНН: 2801216301).

Определением от 19.04.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о замене ответчика надлежащим и в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилфонд».

В предварительном судебном заседании 18.05.2022 истец на требованиях настаивал, на заключение договора управления с новой компанией с 01.02.2021 не обратил внимание, руководствовался датой исключения из лицензии.

При этом возражал, что требования предъявлены не к тому ответчику, против ходатайства ответчика как о замене, так и о привлечении Управляющей компании «Жилфонд» в качестве соответчика возражал. В связи с тем, что правом истца является определение лица (круга лиц), к которому предъявлены требования, замена ненадлежащего ответчика надлежащим допускается только по ходатайству или с согласия истца, то ходатайство ответчика отклонено судом.

В судебном заседании 06.07.2022 истец вновь заявил об уточнении исковых требований, просил взыскать задолженность в связи с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, переулок Серышевский, 16, за период с 31.12.2020 по 31.01.2021 в размере 2 689,20 руб., проценты по правилам ст. 155 Жилищного кодекса РФ за период с 11.03.2021 по 31.03.2022 в размере 632,78 руб.

В порядке ст. 49 АПК РФ уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.

Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения уведомлены в порядке ст. 123 АПК РФ.

Суд на основании ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

Материалами дела подтверждено, что ООО «УК Прогресс» являлось управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Благовещенск, переулок Серышевский, 16 (далее по тексту – МКД) в период с 31.12.2020 по 31.01.2021.

В представленном ответчиком решении Государственной жилищной инспекции Амурской области от 26.02.2021 №59 о внесении изменений в реестр лицензий также содержатся сведения о принятии собственниками помещений указанного МКД решения (протокол от 16.01.2021) о выборе способа управления - Управляющая компания «Жилфонд» и заключении с ними договора управления от 01.02.2021. Поскольку осуществление управления МКД двумя управляющими организациями не допускается, то уточнение периода взыскания по 31.01.2021 признается обоснованным судом.

В МКД отсутствовал общедомовой прибор учёта тепловой энергии и собственники помещений не исполнили требования, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Закон № 261-ФЗ).

Между АО «ДГК» (сторона 1) и ООО «УК Прогресс» (сторона 2) 01.09.2016 заключен договор на оказание услуг по установке общедомового прибора учета тепловой энергии № 213/8АГ-20, в соответствии с пунктом 1.1 которого сторона 1 приняла на себя обязательство оказать услугу по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии на объектах стороны 2, жилые дома, расположенные по  адресам: г. Благовещенск, ул. Амурская, 349 и пер. Серышевский, 16.

Договор считается исполненным после подписания сторонами акта приема-передачи документации (Приложение №1) и 100 % оплаты стоимости услуг  (пункт 2.2 договора).

Стоимость услуг по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии составляет  312 882,80 руб., в том числе НДС(20%) - 52 147,13 руб.

В соответствии с пунктом 2.4., оплата производится в течении 10 дней с момента получения платежных документов.

Работы по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии АО «ДГК» выполнены в полном объеме.

Для исполнения принятых на себя обязательств АО «ДГК» заключило с АО «Теплоэнергомонтаж» договор  подряда № 1838АГ-19 от 27.05.2019.

Согласно актам о приёмке выполненных работ № 1 от 20.05.2020 подрядчик – АО «Теплоэнергомонтаж» выполнило работы по установке приборов учета для заказчика– АО «ДГК»,  стоимость работ по установке одного прибора учета по адресу г. Благовещенск,  пер. Серышевский, 16 составляет  по акту о приемке выполненных работ за май 2020 г. № 1 от 20.05.2020   -  117 290,40 руб., по акту о приемке выполненных работ за май 2020 г. № 8 от 20.05.2020 -  117 212,40 руб. 

При этом согласно справке о стоимости выполненных работ общая  стоимость работ по установке узлов тепловой энергии 1 154 133,60 руб.

АО «ДГК» оплатило работы АО «Теплоэнергомонтаж» в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 3902 от 24.07.2020 на сумму  1 154 133,60 руб.

В связи с необходимостью проверки исполнения  обязательства по установке приборов учета тепловой энергии истцом была инициирована проверка МКД   по адресу                г. Благовещенск,  пер. Серышевский, 16. Письмом от 14.08.2019 № 01-10/2414 АО «ДГК»  просило согласовать дату обследования  МКД. Письмом от 07.11.2019 № 3349 просило  обеспечить доступ работников АО «Теплоэнергомонтаж» для установки приборов учета.

По факту отказа в допуске на объект был составлен Акт по факту отказа в допуске к месту установки приборов учета тепловой энергии, теплоносителя у потребителя от 11.11.2019.

Претензией № 01-10/3388 от 12.11.2019 АО «ДГК» потребовало вновь предоставить доступ  к объекту 18.11.2019.

Кроме того, истец обратился с заявлением № 01-23/3604 от 26.11.2019 в прокуратуру г. Благовещенска и начальнику Госжилинспекции по Амурской области по факту неисполнения ответчиком требований.

Вместе с тем 30.12.2019 сторонами спора с участием представителя подрядной организации - АО «Теплоэнергомонтаж» подписан Акт ввода в коммерческую эксплуатацию ОДПУ  по спорному МКД по адресу г. Благовещенск,  пер. Серышевский, 16, которым прибор учета допущен в эксплуатацию с  30.12.2019.

Для оплаты услуг по установке приборов учета истцом была выставлена обществу  «УК Прогресс» счет-фактура № 7/0/0/000331 от 30.06.2020 на сумму 312 882,80 руб. (за два адреса МКД: Амурская, 349 и пер. Серышевский, 16).

Согласно акту приемки выполненных работ №1 от 20.05.2020 стоимость демонтажных-монтажных работ по пер. Серышевский, 16 составила 111 071 руб. (с НДС и коэффициентами 117 290,40 руб.).

Согласно акту приемки выполненных работ №8 от 18.02.2022 стоимость предпроектного обследования, разработки проектных решений на монтаж узла (2 шт., 2 МКД) составила 110 997 руб. (с НДС и коэффициентами 117 212,40 руб.).

Возражений против сметной стоимости, стоимости по принятым актам и осуществленным истцом расчетам с АО «Теплоэнергомонтаж» ответчик не направлял, контррасчетов не представлял.

Согласно уточненным требованиям по состоянию на дату рассмотрения спора   сумма расходов АО «ДГК» по установке прибора учета в данных домах за период нахождения в управлении ООО «УК Прогресс» с 31.12.2020 по 31.01.2021 составляет 2 689,20 руб. (161351,80:5:12х1).

Претензия № 01-23/56 от 14.01.2022 с требованием об оплате задолженности оставлена ответчиком без исполнения.

Ответчик  возражал в отзыве относительно начисления  задолженности по 28.02.2021 с учетом передачи МКД в управление новой управляющей организации,  однако указанные возражения были учтенным истцом и исковые требования уменьшены с учетом корректировки периода нахождения МКД в управлении ответчика.

 Решением о внесении изменений в реестр лицензий Амурской области  от 26.02.2021 с 01.03.2021 внесены изменения  в реестр  лицензий и исключены сведения об управлении МКД общество «УК Прогресс» в связи с тем, что с 01.02.2021 был заключен договор с новой организацией – ООО УК «Жилфон».

 В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

Согласно части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание МКД, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание МКД, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в МКД о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учёта используемых энергетических ресурсов, а также об установленных данным Федеральным законом сроках оснащения приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 и 6 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

При этом данная рассрочка предоставляется только гражданам - собственникам помещений в МКД, а не управляющей компании, так как она выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Таким образом, нормами Закона № 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

Правилами № 491 определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.

В соответствии с подпунктами «и», «к», «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества МКД включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества: мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); проведение текущего и капитального ремонта.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, разъяснено, что если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.

 Из приведенных норм права следует, что при неисполнении собственниками помещений в МКД обязанности установить ОДПУ, такая обязанность переходит к исполнителю коммунальных услуг и РСО, а при установке ОДПУ ресурсоснабжающей организацией ее расходы подлежат возмещению за счет средств собственников помещений, ответственным лицом за исполнение таких обязательств перед РСО является исполнитель коммунальных услуг, обязанный в силу своего статуса как управляющей организации МКД обеспечивать содержание общего имущества МКД.

Из материалов дела следует, что АО «ДГК» за свой счет установило ОДПУ в спорном МКД, а также произвело ввод в эксплуатацию прибора учета.

Истец в расчете обоснованно делит расходы на 5-летний срок.

С учетом того, что пятилетний срок с момента ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию не истек, сведения о том, что собственниками помещений в многоквартирных домах принято решение об оплате понесенных АО «ДГК» расходов единовременно или с меньшим периодом рассрочки отсутствуют, истец произвел расчет задолженности по оплате расходов на установку ОДПУ, исходя из определенной законом и договором рассрочки на пять лет.

Задолженность ООО «УК Прогресс» за период с 31.12.2020 по 31.01.2021 составила 2 689,20 руб.  Расчет судом проверен, признан верным.

В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 Гражданского кодекса РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.

Довод ответчика о необоснованном предъявлении требований в связи со сменой управляющей организации судом отклонены, поскольку согласно п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос № 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1(2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014), в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией и, соответственно, приостанавливается после расторжения договора. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.

Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил.

Сведений о том, что ООО УК «Жилфонд» приступило к оказанию услуг ранее 01.02.2021 не представлено.

Таким образом, начисление оплаты новой  управляющей организации - ООО УК  «Жилфонд» до заключения договора управления недопустимо.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств оплаты ответчиком задолженности, суд считает, что соответствующее требование истца о взыскании основного долга за установленные приборы учета за период с 31.12.2020 по 31.01.2021 в размере 2 689,20 руб.   является обоснованным и подлежит удовлетворению в заявленном размере.

В связи с просрочкой оплаты истцом также заявлено требование о взыскании процентов.

Согласно уточненному расчёту истца   проценты по правилам ст. 155 Жилищного кодекса РФ за период с 11.03.2021 по 31.03.2022 составили 632,78 руб.

Согласно части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Согласно п. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.

Поскольку на момент начисления процентов и принятия судом решения ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ключевая ставка Банка России) составляет 9,5%, уточненный расчет процентов признается судом верным. Определить действующую ставку на день фактической оплаты не представляется возможным, неопределенность судебным актом создаваться не должна, обязательства не исполнены ответчиком до момента принятия решения.

Расчет процентов и примененная ставка согласуется также с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 № 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" (на 27 февраля 2022 г.).

Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен (статьи 9, 65 АПК РФ).

Пунктом 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 предусмотрено, что, по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Материалами дела подтверждается факт несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по оплате услуг, в связи с чем, начисление процентов по истечении сроков, установленных договором для оплаты и сменой управляющей организации, является правомерным.

Суд,  проверив произведенный истцом расчет процентов, признает его правильным, сумму и период взыскания – обоснованными, в связи с  чем иск в указанной части подлежит удовлетворению.

Вместе с тем в удовлетворении требования о взыскании процентов по правилам ст. 155 Жилищного кодекса РФ, начиная с 01.04.2022 по день фактической оплаты задолженности  следует отказать. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 на шесть месяцев введен мораторий, в период действия которого пени не начисляются.

На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

В силу изложенного подлежит удовлетворению требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2021 по 31.03.2022, начисленных на сумму задолженности в размере 632,78 руб.

С учетом изложенного, в   части требований о взыскании процентов за период с 01.04.2022 по день фактической оплаты задолженности следует отказать.

Государственная пошлина по делу по уточненным требованиям в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 2000 руб.   и

была уплачена  истцом при обращении с иском госпошлина  по платежному поручению № 1628 от 22.02.2022.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины   в размере 2000  руб.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Прогресс» (ОГРН 1132801010506, ИНН 2801190967) в пользу акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363) задолженность в связи с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Благовещенск, переулок Серышевский, 16, за период с 31.12.2020 по 31.01.2021 в размере 2 689,20 руб., проценты по правилам ст. 155 Жилищного кодекса РФ за период с 11.03.2021 по 31.03.2022 в размере 632,78 руб. (всего 3 321,98 руб.), а также расходы по уплате  государственной пошлины в размере 2 000 руб.

В удовлетворении требования о взыскании процентов по правилам ст. 155 Жилищного кодекса РФ, начиная с 01.04.2022 по день фактической оплаты задолженности  отказать.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                       М.В. Сутырина