Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru | ||||
Именем Российской Федерации | ||||
РЕШЕНИЕ | ||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-1802/2014 | ||
21 мая 2014 года | ||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Ю.К.Белоусовой, | ||||
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, заявление общества с ограниченной ответственностью «Фарм-Экспресс Саха» (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||
к | Государственному комитету по ценовой политике – Региональной энергетической политической комиссии Республики Саха (Якутия) | |||
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности | ||||
установил: | ||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Экспресс Сервис» с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике – Региональной энергетической политической комиссии Республики Саха (Якутия) об отмене постановления № 10/14 от 12.03.2014, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 253, 92 рублей.
Требования мотивированы отсутствием в действиях общества события административного правонарушения.
Определением от 26.03.2014 года на основании пункта 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, поскольку согласно части 1 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения или месту жительства заявителя, либо по месту нахождения административного органа.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК).
Местом нахождения заявителя является город Благовещенск Амурской области.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
28.04.2014 года от Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической политической комиссии Республики Саха (Якутия) поступил письменный отзыв по заявленным требованиям, согласно которому с требованиями заявителя ответчик не согласен, полагая, что они удовлетворению не подлежат, постановление вынесено законно и обоснованно. Дополнительно представили материалы дела об административном правонарушении в надлежащим образом заверенных копиях.
21.04.2014 от заявителя поступили дополнительно запрашиваемые судом документы.
Отзыв и документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд, исходя из установленных судом обстоятельств, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а постановление признанию незаконным подлежащим отмене, по следующим основаниям.
ООО «Фарм-Экспресс Сервис» зарегистрировано 17.04.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области, за основным регистрационным номером <***>, с местом нахождения на территории Российской Федерации по адресу <...>. Законным представителем юридического лица является ФИО1
Основным видом экономической деятельности общества является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическим и парфюмом.
Приказом заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 27.03.2013 № 57 назначено проведение внеплановой проверки в отношении аптек, в том числе аптеки ООО «Фарм-Экспресс Саха», расположенной в <...>.
Проверка назначена с целью проверки соблюдения установленной оптовой и розничной торговли надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты; выявление о предотвращение такого характера нарушений.
Проверка проводилась в период с 27 по 29 марта 2013 года в присутствии исполнительного директора аптеки ФИО2
В ходе проверки установлено завышение ООО «Фарм-Экспресс Саха» предельных торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Так, как следует из постановления, максимальный размер розничной надбавки к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств на территории города Якутска составляет:
- «Глицин» 50 таб. по 100 мг, «Бисептол» 20 таб. по 120 мг, «Тромбо АСС» 30 таб. по 50 мг, «Кеторол» 20 таб. по 10 мг, «Винпоцетин» 50 таб. по 5 мг, «Диклофенак» 5 таб. по 75 мг, «Энам» 20 таб. по 10 мг, «Нурофен» 12 таб. по 200 мг 28% на каждое наименование;
- «Трихопол» 20 таб. по 250 мг, «Лизиноприл» 30 таб. по 5 мг, «Диротон» 28 таб. по 2,5 мг, «Ципролет» 10 таб. по 500 мг, «Супрастин» 20 таб. по 25 мг, «Панангин» 50 таб. (вес не указан), «Йодймарин 100» 100 таб. по 0,1 мг, «Феррум Лек» сироп 100 мл, «Манинил» 120 таб. по 3,5 мг, «Урсосан» 10 капс. по 250 мг, «Омез» 30 капс. по 20 мг, «Моночинкве» 30 таб. по 40 мг, «Но-шпа» 100 таб. по 40 мг, «Диакарб» 30 таб. по 250 1 млн.МЕ, «Беродуал Н» аэрозоль 200 доз по 10 мл, 23% на каждое наименование.
- «Клацид» 14 таб. по 500 мг, «Полиоксидоний» 5 таб. по 6 мг, «Гептрал» 20 по 400 мг 18% на каждое наименование.
Однако ООО « Фарм-Экспресс Саха» самостоятельно установила цену на вышеуказанные жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, которая превышает установленные предельные торговые надбавки.
По результатам проверки составлен Акт, как следует из оспариваемого постановления, расчет превышения указан в приложении № 1 к акту проверки от 29.03.2013 № вн/пл.
Как следует из содержания представленных материалов, по результатам проверки также обществу было выдано предписание об устранении допущенных нарушениях (предписание представлено не было).
Уведомлением № 42/13 от 09.08.2013 ООО «Фарм-Экспресс Саха» извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 20.08.2013 по факту нарушения ценообразования – по части 1 статьей 14.6 КоАП РФ.
Тогда как следует из материалов дела по существу дело рассмотрено 12.03.2014.
12.03.2014 заместителем председателя Государственного комитета по ценовой политике – Региональной экономической комиссии Республики Саха (Якутия) вынесено постановление № 10/14, которым общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Экспресс Саха» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 253 рубля 92 копейки.
Сведений о извещении юридического лица о времени и рассмотрении дела 12.03.2014, а также о его участии при рассмотрении дела с его участием в материалам и оспариваемом постановлении отсутствуют. На постановлении имеется только отметка о его вручении представителю юридического лица – 12.03.2014.
12.03.2014 Государственным комитетом по ценовой политике – Региональной экономической комиссией Республики Саха (Якутия) в присутствии представителя общества по итогам рассмотрения материалов проверки вынесен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Фарм-Экспресс Саха», которым действия юридического лица квалифицированы по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ, ответственность по которой предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания.
Из представленных материалов следует, что 12.03.2014 протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Фарм-Экспресс Саха» в виду наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, не составлялся. Протокол в материалах дела отсутствует.
Данное обстоятельства следует и из оспариваемого постановления, которое было вынесено в отношении общества 20.08.2014 и из которого следует, что административный орган, принимая решение о наличии события административного правонарушения и факта его совершения указанным юридическим лицом исследовал такие доказательства как акт проверки с приложением к нему и счет-фактуры на лекарственные средства. О том, что был исследован протокол об административном правонарушении, из постановления не следует.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Фарм-Экспресс Саха» привлечено к административной ответственности без составления протокола.
Частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания (вынесение постановления) без составления протокола только в отношении физического лица.
По настоящему делу к административной ответственности привлечено юридическое лицо, следовательно, составление протокола об административном правонарушении является обязательным (статья 28.2 КоАП РФ), однако данное требование административного регламента должностными лицами, имеющими право составлять протокол, по настоящему делу выполнено не было.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Перечисленные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Статья 28.5 КоАП РФ предусматривает, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Таким образом, административный регламент предусматривает определенную процедуру составления протокола об административном правонарушении, который является основным процессуальным документом, фиксирующим наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не составление протокола по настоящему делу свидетельствует не только о допущенном существенном процессуальном нарушении, но и фактически влечет за собой признание принятия оспариваемого постановления не в рамках административного производства, поскольку по существу дело возбуждено не было.
Так, согласно части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
Указанные процессуальные действия по делу отсутствуют.
Положениями статей 29.4, 29.7, 29.8, 29.9 КоАП РФ предусмотрен порядок подготовки и рассмотрения дела об административном правонарушении, необходимость составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, правила вынесения постановления о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Перечисленные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, помимо иных обстоятельств, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, которые в свою очередь и свидетельствуют о наличии события и состава административного правонарушения в действиях конкретного виновного лица.
Вместе с тем в постановлении, в нарушение данной нормы права, административный орган, приведя предельные размеры розничной надбавки к фактически отпускным ценам производителей лекарственных средств, с указанием их вида и допустимых процентов надбавки, указывая о том, что ООО «Фарм-Экспресс Саха» в нарушение порядка ценообразования самостоятельно установило цены на вышеуказанные жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, не указал какие именно, в размере какой розничной стоимости и в каком превышении от установленного размера.
Таким образом, в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения, обязательные к указанию, свидетельствующие, в свою очередь, о нарушении привил наценки.
Ссылка административного органа в постановлении, что сведения по лекарственным средствам содержаться в приложении к акту проверки, которые прилагаются также и к постановлению, - не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию постановления.
Кроме того, наличие приложений к постановлениям о привлечении к административной ответственности, принимаемых по итогам рассмотрения дела по существу, законом не предусмотрено, все обстоятельства, установленные административным органом, а также в чем они выражены, должны быть отражены в полном объеме в постановлении, которое принимается по итогам рассмотрения дела по существу и содержит все установленные обстоятельства.
Установление обстоятельств по приложенным к постановлению расчетам противоречит принципам административного производства и свидетельствует о допущенных нарушениях при его вынесении, которые являются существенными, поскольку невосполнимы, в том числе. при рассмотрении дела судом.
Так, в силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо признается виновным только за те нарушения, в отношении которых установлена его вина, данные нарушения устанавливаются при рассмотрении дела по существу и отражаются в принимаемом окончательном решении.
При пересмотре (оспаривании) принятого решения суд не вправе самостоятельно, из списка в приложении, устанавливать какие нарушения по каким конкретно лекарственным средствам допустило юридическое лицо, приводить их как доказательство в настоящем решении.
Такая судебная оценка противоречит принципам административного производства и состязательности сторон, а также нарушает права привлеченного юридического лица, поскольку на суд при пересмотре принятого административным органом постановления не может быть возложена обязанность по установлению факта совершенного правонарушения виновным лицом, кроме того, устанавливая такие обстоятельства, имеется вероятность ухудшить положение привлекаемого лица, что является недопустимым.
Кроме того, именно на административный орган возлагается обязанность по установлению события и состава административного правонарушения, с указанием обстоятельств дела.
Также из представленных материалов дела и оспариваемого постановления не усматривается было ли юридическое лицо извещено о времени и месте рассмотрения дела 12.03.2014 (имеется уведомление только о времени и месте составления протокола 20.08.2013, которое по делу отсутствует). В постановлении не имеется сведений об участии представителя юридического лица.
У суда отсутствуют достоверные доказательства соблюдения прав юридического лица на участие при рассмотрении дела об административном правонарушении и рассмотрение дела с его участием, либо в его отсутствии при условии возможности такого рассмотрения, предусмотренных регламентом административного производства.
Приведенные допущенные процессуальные нарушения по делу, а также допущенные данными нарушениями процессуальные права привлекаемого юридического лица, в том числе на защиту, как каждое в отдельности, так и в совокупности, невосполнимы и влекут признание оспариваемого постановления не соответствующего закону и его отмену.
Так, согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенные административным органом процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения указанных нарушений отсутствует.
Суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а постановление Государственного комитета по ценовой политике – Региональной экономической комиссии Республики Саха (Якутия) № 10/14 от 12.03.2014, которым общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Экспресс Саха» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 253 рубля 92 копейки, подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая мотивы принятого судом решения, суд не рассматривает по существу позицию заявителя об отсутствии в его действиях состава правонарушения, поскольку фактически дело в отношении него возбуждено не было, он был привлечен к административной ответственности с грубыми нарушениями требований административного производства.
Взимание государственной пошлины при рассмотрении дел в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заявителя удовлетворить, постановление Государственного комитета по ценовой политике – Региональной экономической комиссии Республики Саха (Якутия) № 10/14 от 12.03.2014, которым общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Экспресс Саха» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 253 рубля 92 копейки, признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Ю.ФИО3