Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-2064/2019 | |||||||
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 29 июля 2019 года. | |||||||||
Арбитражный суд в составе судьи Е.А. Варламова, | |||||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.В.Ивановой, | |||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Тынды (ОГРН <***>, ИНН <***>) о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельного участка, заключении дополнительного соглашения, Третьи лица - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>), управление муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды (ИНН <***>, ОГРН <***>), | |||||||||
при участии в судебном заседании: от истца: ФИО1, доверенность № 80 от 31.10.2018 г., паспорт, от ответчика: не явился, извещен от третьих лиц: не явились, извещены, | |||||||||
установил: | |||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - заявитель) о возложении на администрацию города Тында обязанность по: проведению работы по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10 га, расположенном по адресу адрес Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество» в квартале 447 (части выделов 28, 29, 30) и являющимся частью лесного участка с кадастровым номером 28:26:000000:0083, условный номер 10:254:15:0170; заключить с министерством дополнительное соглашения к договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927 с указанием условия о распространения его на правоотношения, возникшие с момента государственной регистрации договора дарения (пожертвования) имущества.
Протокольным определением от 17.07.2019 судебное разбирательство отложено на 22.07.2019 на 15 час. 00 мин.
В настоящем судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал в полном объеме.
Иные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены.
Подробно доводы сторон изложены в представленных в материалы дела отзывах и пояснениях.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
18.05.2011 между управлением лесного хозяйства Амурской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка №57/ДДТВ05/927, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса РФ, взял на себя обязательство предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 10,0 га, имеющий местоположение: Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество», Тындинское участковое лесничество в квартале 447 (части выделов 28, 29 30), целевое назначение лесов: защитные леса, кадастровый номер 28:26:000000:0083, номер учетной записи 170-2011-05, условный номер лесного участка 10:254:15:0170 (пункты 1, 2 договора).
Срок действия договора с 18.05.2011 по 17.05.2019 (пункт 20 договора в редакции дополнительного соглашения от 15.05.2014).
Договор от 18.05.2011 и дополнительное соглашение от 15.05.2014 зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.
21.02.2017 между ОАО «РЖД» и муниципальным образованием город Тында Амурской области был заключен договор дарения (пожертвования) имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД», в собственность муниципального образования город Тында Амурской области. По указанному договору дарения ОАО «РЖД» безвозмездно передал объект недвижимого имущества - Строительство золошлакоотвала центральной котельной ст. Тында, площадью 68 388,6 кв.м, кадастровый номер 28:26:030000:7783, расположенный по адресу: Российская Федерация, Амурская область, Тындинский район, в собственность муниципального образования (далее -объект).
Согласно п.1.2 договора дарения объект расположен на земельном участке площадью 10 га, расположенном по адресу Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество» в квартале 447 (части выделов 28, 29, 30) и являющимся частью лесного участка с кадастровым номером 28:26:000000:0083, условный номер 10:254:15:0170, принадлежащим Российской Федерации на праве собственности и переданном ОАО «РЖД» на праве аренды в соответствии с договором аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДТВ05/927, дополнительное соглашение от 15.05.2014.
Объект передан муниципалитету г. Тында по акту приема-передачи от 10.05.2017.
Договор дарения зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области 20.03.2017 под номером 28:26:030000:7783-28/009/2017-1.
По инициативе министерства 29.10.2018 состоялось совещание под председательством заместителя председателя Правительства Амурской области ФИО2 с участием мэра города Тында по вопросу: «Переоформление прав земельного участка под объектом «Полигон под складирование золошлаковых отходов от центральной котельной ст. Тында» (копия прилагается).
По итогам указанного совещания заместителем председателя Правительства Амурской области ФИО2 был утвержден План мероприятий по оформлению прав земельного участка под объектом «Полигон под складирование золошлакоотвала центральной котельной ст. Тында». Разделами 1, 2 Плана предусмотрено выполнение Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Тында действий переоформлению договора аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927, а также совершение необходимых действий для формирования и постановки на кадастровый учет соответствующего участка.
Как указывает истец, по состоянию на 27.03.2019 администрацией города Тынды не был выполнен ни один пункт Плана, в том числе не совершены действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, не совершены действия, направленные на заключение дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927.
В связи с тем, что дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927 ответчиком не подписано, работы по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10 га, расположенном по адресу адрес Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество» в квартале 447 (части выделов 28, 29, 30) и являющимся частью лесного участка с кадастровым номером 28:26:000000:0083, условный номер 10:254:15:0170 не произведены, министерство обратилось с настоящим иском в суд.
После обращения в суд истец направил в адрес ответчика сопроводительное письмо от 20.05.2019 исх 06-07/5756, о направлении истцом в адрес ответчика проекта дополнительного соглашения по договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57 для его согласования администрацией г. Тынды.
Оценив изложенные обстоятельства, материалы дела, суд, рассмотрев требование истца заключить с министерством дополнительное соглашения к договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927 с указанием условия о распространения его на правоотношения, возникшие с момента государственной регистрации договора дарения (пожертвования) имущества, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, требования истца направлены на внесение изменений в договор аренды от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927 в части наименования и реквизитов арендатора, что подтверждается представленным в материалы дела письмо истца от 20.05.2019 № 06-07/5756 с приложенным проектом соглашения о внесении изменений в договор аренды лесного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Под досудебным порядком урегулирования споров понимается закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления одной из спорящих сторон другой стороне, а также установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить спор без обращения в судебные инстанции.
На основании статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Вместе с тем, судом установлено, что истцом в подтверждение факта соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, представлено письмо от 20.05.2019 исх. 06-07/5756 с просьбой согласовать проект дополнительного соглашения по договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57. При этом в суд министерство обратилось 28.03.2019; также в судебном заседании представителем Министерства признано то обстоятельств, что до обращения в суд с рассматриваемым иском предложений о подписании соглашения о внесении изменений в договор аренды ответчику не направлялось.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный обязательный в силу действующего законодательства досудебный порядок урегулирования спора о внесении изменений в договор соблюден не был.
При таких обстоятельствах исковое требование Министерства об обязании ответчика подписать дополнительное соглашение к договору аренды подлежит оставлению без рассмотрения в силу положений п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ.
Доводы истца об отсутствии между сторонами спора по фактическим обстоятельствам использования земельного участка, принадлежности муниципальному образованию объекта недвижимости, на нем расположенного, не имеют правового значения при оценке судом обстоятельств соблюдения истцом обязательного досудебного порядка.
На основании изложенного исковые требования в части требования о понуждении администрации города Тынды заключить с Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927 следует оставить без рассмотрения.
Рассмотрев требование о возложении на администрацию города Тында обязанности по проведению работ по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10 га, расположенном по адресу адрес Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество» в квартале 447 (части выделов 28, 29, 30) и являющимся частью лесного участка с кадастровым номером 28:26:000000:0083, условный номер 10:254:15:0170, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Положения статьи 12 ГК РФ, включая ее абзац восьмой, содержат перечень способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре подразумевает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Пунктом 1 статьи 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
По правилам статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Исходя из принципа исполнимости судебного акта и специфики указанного способа, в предмет доказывания по иску о присуждении к исполнению обязанности в натуре, входит, помимо прочего, наличие у ответчика соответствующей обязанности, предусмотренной законом или договором.
Исходя из положений ст.49 АПК РФ суд рассматривает исковое заявление исходя из предмета и оснований, указанных в иске.
В обоснование исковых требований о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка Министерство ссылается на договор аренды лесного участка от 18.05.2011 №57/ДДТВ05/927, а также на переход в муниципальную собственность расположенного на данном лесном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с условиями договора дарения (пожертвования) имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД», в собственность муниципального образования город Тында Амурской области от 21.02.2017 между ОАО «РЖД» и муниципальным образованием город Тында Амурской области.
Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 18.05.2011 между управлением лесного хозяйства Амурской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка №57/ДДТВ05/927, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса РФ, взял на себя обязательство предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 10,0 га, имеющий местоположение: Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество», Тындинское участковое лесничество в квартале 447 (части выделов 28, 29 30), целевое назначение лесов: защитные леса, кадастровый номер 28:26:000000:0083, номер учетной записи 170-2011-05, условный номер лесного участка 10:254:15:0170 (пункты 1, 2 договора).
21.02.2017 между ОАО «РЖД» и муниципальным образованием город Тында Амурской области был заключен договор дарения (пожертвования) имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД», в собственность муниципального образования город Тында Амурской области. По указанному договору дарения ОАО «РЖД» безвозмездно передал объект недвижимого имущества - Строительство золошлакоотвала центральной котельной ст. Тында, площадью 68 388,6 кв.м, кадастровый номер 28:26:030000:7783, расположенный по адресу: Российская Федерация, Амурская область, Тындинский район, в собственность муниципального образования (далее -объект).
Согласно п.1.2 договора дарения объект расположен на земельном участке площадью 10 га, расположенном по адресу Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество» в квартале 447 (части выделов 28, 29, 30) и являющимся частью лесного участка с кадастровым номером 28:26:000000:0083, условный номер 10:254:15:0170, принадлежащим Российской Федерации на праве собственности и переданном ОАО «РЖД» на праве аренды в соответствии с договором аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДТВ05/927, дополнительное соглашение от 15.05.2014.
На основании пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (пункт 1 статьи 271 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Как установлено пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пункт 3 статьи 35 Земельного Кодекса РФ предусматривает, что собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Названные положения гражданского и земельного законодательства, предусматривающие переход к новому собственнику одновременно с правом собственности на недвижимость и права аренды на лесной участок, защищают интересы как нового собственника при приобретении им объекта недвижимого имущества, расположенного на чужом лесном участке, так и собственника этого участка, обеспечивая стабильность гражданского оборота и создавая определенность в данных правоотношениях.
Между тем переход к новому собственнику объекта недвижимости права аренды, не исключает, согласно пункту 13 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 11, возможности оформления его прав на лесной участок, существующих на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника недвижимости, посредством внесения в договор необходимых изменений, обусловленных приобретением новым собственником недвижимости статуса арендатора соответствующего участка.
Таким образом, законодатель, наделяя новых собственников правом для обращения к собственнику с целью формирования его прав на лесной участок, существующих на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника недвижимости, указывает не на прекращение арендных отношений, как то расторжение договора аренды, а на внесение в действующий договор необходимых изменений. При этом для перехода прав достаточным является уведомление собственника участка о состоявшемся факте перехода права пользования (статья 22 Земельного кодекса РФ).
Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 №8611/09.
Как указано судом выше, в силу положений ст.65 АПК РФ истец при обращении в суд с рассматриваемым требованием обязан доказать наличие у ответчика соответствующей обязанности, предусмотренной законом или договором.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что положениями договора лесного участка от 18.05.2011 соответствующая обязанность арендатора предусмотрена не была.
Условий о наличии у арендатора обязанности по проведению мероприятий по осуществлению государственного кадастрового учета спорного земельного участка договор аренды от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927 не содержит; доказательств заключения ответчиком иного гражданско-правового соглашения, по условиям которого Администрация приняла на себя добровольно такое обязательство в материалы дела также не представлено.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, договор это согласованное волеизъявление субъектов гражданского права, направленное на установление правоотношений. Договор в гражданско-правовом смысле не основан на плановом или ином административном акте. С учетом изложенного при рассмотрении настоящих исковых требований Министерства как арендодателя по договору аренды лесного участка к Администрации, как к уполномоченному органу муниципального образования, в чью муниципальную собственность поступил объект недвижимого имущества, представленный истцом план мероприятий, разработанный в целях согласованности действий между органами публичной власти, не может быть расценен в качестве сделки, порождающей обязательства ответчика перед истцом.
Обоснования наличия у ответчика соответствующей обязанности в силу прямого указания закона истцом при рассмотрении настоящего дела также не приведено.
Ссылки истца на положения ч.2 ст.72 ЛК РФ не свидетельствуют о состоятельности заявленных требований, поскольку согласно положениям части 1 статьи 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ) до 1 января 2012 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (впоследствии указанный срок продлен Федеральным законом от 12.12.2011 № 427-ФЗ до 01.01.2015); при этом договор аренды спорного лесного участка между истцом и ОАО «РЖД» заключен до 01.01.2012.
При этом положений о возникновении у нового собственника объекта недвижимости, к которому право пользования лесным участком перешло в силу ст.271 ГК РФ, обязанности по осуществлению действий по государственному кадастровому учету такого лесного участка, сроки исполнения такой обязанности действующее законодательство не содержит; истцом соответствующее правовое обоснование также не приведено.
Также согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В силу пункта 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 приводимой нормы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п.2 ст.4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды лесного участка) при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (пункт 2 статьи 4.1 Вводного закона). Пунктом 3 указанной статьи Закона № 201-ФЗ было установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как следует из представленного истцом договора аренды, плана лесного участка, лесной участок, предоставленный ОАО «РЖД» по договору аренды от 18.05.2011, прошел государственный учет (номер учетной записи в государственном лесном реестра: 170-2011-05, условный номер лесного участка: 10:254:15:0170.
В соответствии с п.1 ст.4.2 Закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка.
Пункт 2 указанной статьи Закона № 201-ФЗ устанавливает, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Согласно статье 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» межевой план является одним из результатов кадастровых работ, выполняемых на основании заключенного договора подряда на выполнение таких работ между заказчиком (которым может быть любое лицо, заинтересованное в выполнении кадастровых работ), и кадастровым инженером.
Также в силу п. 5.1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
В п. 14 письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ» так же указывается,что кадастровый учет осуществляется по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Следовательно, по общему правилу с заявлением о кадастровом учете лесных участков обращается указанный орган, а правообладатель лесного участка вправе подать заявление о кадастровом учете такого лесного участка при уточнении его границ, если такой лесной участок является ранее учтенным лесным участком, т.е. сведения о нем внесены в ЕГРН до 1 января 2017 г. (часть 1 статьи 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного Постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 № 223 утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, согласно которому министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим на территории Амурской области государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере лесных отношений, в том числе в сфере лесного хозяйства, лесной промышленности.
В соответствии с пунктом 3.1.8 указанного Положения к числу полномочий Министерства отнесено осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, в т.ч. что истец организует разработку и утверждение в установленном порядке лесного плана Амурской области, лесохозяйственных регламентов, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов на территории Амурской области; подготавливает, организует и проводит торги на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, устанавливает сервитуты, публичные сервитуты в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда; предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; организует проектирование лесных участков на землях лесного фонда; осуществляет выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области наделено полномочиями Российской Федерации в области лесных отношений и в соответствии с вышеизложенными нормами права уполномочено самостоятельно осуществить действия, связанные с государственным кадастровым учетом спорного лесного участка.
При этом в силу вышеприведенных положений Закона № 218-ФЗ, Закона № 201-ФЗ для арендатора лесного участка совершение действий, необходимых для его государственного кадастрового учета, носит добровольный характер, основанный на его свободном волеизъявлении как правообладателя лесного участка; безусловной обязанности для ответчика по совершению указанных действий действующее законодательство не предусматривает, соглашения, по которому ответчик добровольно принял на себя такое обязательство, также суду не предоставлено; обратного истцом не доказано.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по постановке на кадастровый учет земельного участка следует отказать.
В соответствии с предписаниями ст. 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 148, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования в части требования о понуждении администрации города Тынды (ОГРН <***>, ИНН <***>) заключить с Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 18.05.2011 № 57/ДДВТ05/927 оставить без рассмотрения,
в остальной части в удовлетворении требований Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Е.А. Варламов