Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-2362/2014
06 июня 2014 года
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Магазин Горящих Путевок» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Магазин Горящих Путевок» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Амурской области (далее – административный орган, инспекция, налоговый орган) от 21.03.2014 № 4423/2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 15.04.2014 на основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. В определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Поступившие в установленные сроки от сторон возражения и дополнительные доказательства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Согласно части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, по имеющимся в деле доказательствам.
Требования заявителя обоснованы тем, что общество не является платежным агентом, а его деятельность и не подпадает под регулирование Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Общество занимается реализацией услуг перевозки как единого продукта с приложением перечня сопутствующих услуг (подбор оптимального маршрута, бронирование, информирование, оформление, доставка, возврат проездных документов), а не просто деятельностью по принятию платежей от населения и перечислению этих средств поставщику услуг. В действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Административный орган требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что материалами дела об административном правонарушении доказан состав правонарушения, процедура привлечения к ответственности соблюдена, оспариваемое постановление вынесено должностным лицом, в пределах своих полномочий. Общество, действуя в рамках агентского договора, не осуществляет никаких самостоятельных услуг, помимо продажи перевозочных документов (авиабилетов), а также осуществляет деятельность исключительно по перечислению денежных средств от потребителя поставщику услуг, то есть отвечает критериям платежного агента, закрепленным в Федеральном законе от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Следовательно, заявитель был обязан открыть специальный счет и обеспечить на него зачисление поступающих в кассу денежных средств от деятельности, связанной с принятием наличных денежных средств платежным агентом.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Магазин Горящих Путевок» зарегистрировано 21.07.2009 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу: <...>. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор ФИО1
На основании договора от 23.08.2012 № А-2308/12-02 общество осуществляет деятельность по реализации услуг перевозки воздушным транспортом в офисе продаж, расположенном по адресу: <...>.
На основании поручения начальника инспекции от 11.02.2014 проведена проверка заявителя по месту упомянутого обособленного подразделения за период с 05.03.2014 по 17.03.2014. Предметом проверки явилось соблюдение, в том числе, Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ). В ходе проверки исследованы документы: копия журнала кассира-операциониста на контрольно-кассовую технику Элвис-Микро-К заводской №00553361 с 01.01.2014 по 18.02.2014 включительно; копия кассовой книги обособленного подразделения общества; расчет лимита кассы к приказу от 31.12.201; приказ от 31.12.2013 об установленном лимите остатка наличных денег в кассе в отделе продаж в г. Белогорске; копия приходных ордеров с 01.01.2014 по 18.02.2014 включительно с №1 по № 50 по порядку номеров, и расходных кассовых ордеров с 01.01.2014 по 18.02.2014 включительно с №1 по № 47 по порядку номеров; сведения о показаниях счетчика контрольно-кассовой машины и выручке организации с 01.01.2014 по 18.02.2014 включительно с №0461 по №0501; распечатка отчета из фискальной памяти с ККТ Элвис-Микро-К заводской №00553361 за период с 01.01.2014 по 18.02.2014 включительно №0002 от 18.02.2014; выписка движения денежных средств по расчетному счету за период с 01.01.2014 по 18.02.2014 включительно; авансовые отчеты за период с 01.01.2014 по 18.02.2014 включительно; электронные билеты №71094675724642, №7109467572444, №7844662629814, №784 4662646507; фискальный отчет №002 от 18.02.2014; список транзакций по ж/д билетам за 2014 год; отчет по авиабилетам за 2014 бухгалтерская справка списания ж/д билетов за 21.01.2014 год.
При исследовании первичных упомянутых документов налоговый орган пришел к выводу, что общество, принимает наличные денежные средства от физических лиц за предоставляемые услуги по проезду авиатранспортом, и одновременно выдает гражданам билеты, являющиеся бланками строгой отчетности и подтверждающими оплату физическим лицом услуг, в связи с чем деятельность заявителя попадает в сферу регулирования Закона № 103-ФЗ. Вместе с тем, обществом как платежным агентом не используется специальный банковский счет для осуществления соответствующих расчетов.
По результатам проверки в присутствии защитника общества ФИО2, действующей на основании специальной доверенности от 10.01.2014, предусматривающей право участвовать в составлении протоколов об административном правонарушении, составлен акт № 0001 проверки полноты учета выручки денежных средств от 18.03.2014, протокол об административном правонарушении от 18.03.2014 № 4423/2013. Действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ - неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. Защитник общества с фактом выявленного нарушения не согласился, пояснил, что общество платежным агентом в смысле, придаваемом ему Законом № 103-ФЗ, не является, кассовые операции проведены в точном соответствии закону, необходимость открытия, ведения специального банковского счета и зачисления на него денежных средств отсутствует. Информация о времени и месте рассмотрения административного дела, назначенном на 21.03.2014 в 14 час. 30 мин. в помещении инспекции, отражена в протоколе об административном правонарушении; копия протокола в день составления вручена поименованному защитнику.
20.03.2014 от общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения административного дела в связи с занятостью защитника в иных делах.
21.03.2014 должностным лицом инспекции в отсутствие законного представителя общества и его защитников вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 4423/2014, заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Также обществу выдано представление от 20.03.2014 № 32/1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Копия постановления получена заявителем по почте 01.04.2014.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об его оспаривании.
Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, в вину обществу вменяется как отсутствие специального счета и неисполнение обязанности по сдаче денежных средств, так и неиспользование специализированного счета.
В соответствие с пунктом 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
В силу пункта 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
С учетом приведенных норм, поименованные требования распространяются исключительно на лиц, отвечающих признакам платежного агента, перечисленных в Законе № 103-ФЗ.
При привлечении к административной ответственности налоговый орган исходил из доказанности осуществления обществом деятельности, подпадающей под регулирование Закона № 103-ФЗ, а само общество признал платежным агентом.
Суд находит поименованный вывод ошибочным, основанном на неверном толковании норм действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона № 103-ФЗ установлены, в том числе следующие понятия:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из системного толкования поименованных норм следует, что для признании лица платежным агентом необходимы следующие условия:
1. Между физическим лицом и поставщиком имеется действующее обязательство по оплате товаров, работ, услуг (например, договор оказания жилищных и коммунальных услуг, договор оказания связи и т.п.);
2. Платежный агент не является стороной поименованного действующего между физическим лицом и поставщиком обязательства по оплате товаров, работ, услуг, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг;
3. Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств;
4. Платежный агент взимает комиссию (при ее наличии) с плательщика, а не поставщика.
Частью 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Согласно пунктам 15, 23 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент:
предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию;
производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.
При бронировании уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю предоставляется информация в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки.
Пунктами 29, 30, 31 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, предусмотрено, что за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.
Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155 и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.
Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.
За оказание уполномоченным агентом пассажиру услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом может взиматься дополнительная плата.
Провозная плата указывается в перевозочном документе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Универсальная финансовая система» (принципал) и обществом (агент) заключен договор от 23.08.2012 №А-2308/12-02, по условиям которого агент обязуется за вознаграждение от своего имени и за счет принципала совершать действия по оформлению и продаже перевозок на электронных билетах НСАВ-ТКП, авиакомпаний и стандартных перевозочных ВSР с использованием ресурсов Веб-системы, по возврату названных билетов. Также на агента возложена функция информирования пассажиров о наличии свободных мест, тарифах, условиях их применения, об условиях договора перевозки, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, о требуемых для перевозке документах, предоставлять иную необходимую информацию в соответствии с Федеральными авиационными правилами (пункт 3.3.9 договора). Пунктом 4.1 договор установлено, что за выполнение поручения принципал получает вознаграждение.
Согласно пункту 3.1.1 договора принципал обязан в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора предоставить агенту доступ к Веб-системе, а именно зарегистрировать агента во внутренней системе учета принципала, направить агенту на адрес электронной почты ссылки для доступа, пароли, имена (логины) для доступа к интерфейсу Веб-системы.
В силу пункта 4.7 поименованного договора расчеты за приобретенные билеты между принципалом и агентом осуществляются по предоплате. Агент оформляет электронные билеты с использованием Веб-системы принципала исключительно в пределах суммы перечисленного на расчетный счет принципала предварительного платежа.
Таким образом, в момент передачи билета клиенту он уже оплачен обществом за счет собственных средств, находящихся на лицевом счете в принципала и указанный платеж фактически является компенсацией туристического агентства расходов, произведенных по приобретению билета, а также вознаграждением за оказанную услугу по подбору оптимального перелета и оформлению билета.
Вместе с тем из вышеприведенных положений Закона № 103-ФЗ следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приему платежей. В данном случае деятельность общества не направлена на прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), напротив лицо, приобретающее билет в агентстве никаких денежных обязательств перед поставщиком (перевозчиком) не имеет, в связи с чем, указанная услуга является самостоятельной и оказывается заявителем в совокупности с иными услугами. При этом до заключения договора воздушной перевозки (выдачи билета) какие-либо действующие отношения между физическим лицом и поставщиком услуг, в том числе по оплате товаров (работ, услуг), отсутствуют. Также, помимо оформления билетов, подтверждающих факт заключения договора перевозки, общество предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию, производит подбор оптимального маршрута, а в случае отказа потребителя от договора в одностороннем порядке – осуществляет возврат денежных средств. Кроме того, комиссия за какие-либо из перечисленных выше операций с потребителя не взимается, удержанию подлежат только установленные в области перевозки тарифы и сборы, вознаграждение выплачивается обществу перевозчиком по отдельным ставкам (прейскуранту), приведенному в приложениях к названному договору.
С учетом названных обстоятельств общество на основании агентского договора осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг перевозки как отдельного продукта, имеющего самостоятельную экономическую ценность, а не принимает платежи населения. Действие Закона № 103-ФЗ не распространяется на отношения по договору от 23.08.2012 №А-2308/12-02.
С учетом названных конкретных обстоятельств, сложившихся между заявителем и его контрагентом взаимоотношений, общество не является платежным агентом, не обязано открывать специализированный счет и осуществлять зачисление на него вырученных денежных средств от продажи услуг перевозки.
Следовательно, в действиях общества отсутствует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В силу пункта части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Амурской области от 21.03.2014 № 4423/2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Магазин Горящих Путевок» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб..
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.Д.Пожарская