Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||
Именем Российской Федерации | |||||
РЕШЕНИЕ | |||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-2705/2014 | |||
24 июня 2014 года | |||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Валентины Дмитриевны Пожарской, | |||||
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания Мир Путешествий» (ОГРН <***>, ИНН <***>) | |||||
к | межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности, | |||||
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), | |||||
установил: | |||||
общество с ограниченной ответственностью «Компания Мир Путешествий» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области (далее – административный орган, инспекция, налоговый орган) от 17.03.2014 № 000060/2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 29.04.2014 на основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области (далее – управление).
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. В определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Поступившие в установленные сроки от сторон возражения и дополнительные доказательства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Согласно части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, по имеющимся в деле доказательствам.
Требования заявителя обоснованы тем, что общество не является платежным агентом, а его деятельность и не подпадает под регулирование Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Общество занимается реализацией услуг перевозки как единого продукта с приложением перечня сопутствующих услуг (подбор оптимального маршрута, бронирование, информирование, оформление, доставка, возврат проездных документов), а не просто деятельностью по принятию платежей от населения и перечислению этих средств поставщику услуг. В действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Инспекция и управление требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах. Указали, что материалами дела об административном правонарушении доказан состав правонарушения, процедура привлечения к ответственности соблюдена, оспариваемое постановление вынесено должностным лицом, в пределах своих полномочий. Общество, действуя в рамках агентского и субагентского договоров, не осуществляет никаких самостоятельных услуг, помимо продажи перевозочных документов (авиабилетов), а также осуществляет деятельность исключительно по перечислению денежных средств от потребителя поставщику услуг, то есть отвечает критериям платежного агента, закрепленным в Федеральном законе от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Следовательно, заявитель был обязан открыть специальный счет и обеспечить на него зачисление поступающих в кассу денежных средств от деятельности, связанной с принятием наличных денежных средств платежным агентом.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Компания Мир Путешествий» зарегистрировано 16.11.2010 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу: <...>. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является генеральный директор ФИО1
На основании договоров от 02.04.2013 № ТС0062/13, от 01.08.2011 № 07ЖД, от 11.12.2010 № 22-С/10 общество осуществляет деятельность по реализации услуг перевозки воздушным и железнодорожным транспортом в офисах продаж, расположенных по адресам: <...> лет Октября, 71.
На основании поручений заместителя начальника инспекции от 14.02.2014 № 015625, от 05.03.2014 № 015611, № 015576 проведена проверка заявителя по месту упомянутых обособленных подразделений за период с 09.01.2014 по 14.02.2014. Предметом проверки явилось соблюдение, в том числе, Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ). В ходе проверки использованы следующие первичные документы: журнал кассира-операциониста; акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам; распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей ФП; приходные и расходные кассовые ордера; авансовые отчеты; кассовые книги; справка-отчет кассира-операциониста; распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег.
При исследовании первичных упомянутых документов налоговый орган пришел к выводу, что общество, принимает наличные денежные средства от физических лиц за предоставляемые услуги по перевозке воздушным и железнодорожным транспортом, и одновременно выдает гражданам билеты, являющиеся бланками строгой отчетности и подтверждающими оплату физическим лицом услуг, в связи с чем деятельность заявителя попадает в сферу регулирования Закона № 103-ФЗ. Вместе с тем, обществом как платежным агентом не открыт и не используется специальный банковский счет для осуществления соответствующих расчетов, денежные средства, полученные в результате такой деятельности, на специальный счет не зачисляются.
По результатам проверки в присутствии законного представителя общества ФИО1 составлены акты о проверке наличных денежных средств кассы от 05.03.2014 № 006684 и № 006685, акты от 05.03.2014 № 006684 и № 006685 проверки исполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», акт от 05.03.2014 № 000008 проверки полноты учета выручки денежных средств, акт от 05.03.2014 № 000009, протокол опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от 05.03.2014, протоколы об административном правонарушении от 05.03.2014 № 000060/2014 и № 000061/2014. Действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ – неисполнение обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. Законный представитель общества с фактом выявленного нарушения не согласился, пояснил, что общество платежным агентом в смысле, придаваемом ему Законом № 103-ФЗ, не является, кассовые операции проведены в точном соответствии закону, необходимость открытия, ведения специального банковского счета и зачисления на него денежных средств отсутствует. Информация о времени и месте рассмотрения административного дела, назначенном на 12.03.2014 в 15 час. 00 мин. в помещении инспекции, отражена в протоколе об административном правонарушении; копия протокола в день составления вручена генеральному директору.
Рассмотрение административного дела 12.03.2014 не состоялось, отложено на 17.03.2014 в 14 час. 30 мин., о чем уведомлением от 10.03.2014 извещен генеральный директор общества.
17.03.2014 должностным лицом инспекции в присутствии законного представителя общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 000060/2014, заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Также обществу выдано представление от 17.03.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Копии постановления и представления получена заявителем по почте 24.04.2014.
Заявитель обжаловал упомянутое постановление в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, в вышестоящий налоговый орган. Решением управления от 14.04.2014 № 15-07/68 оспариваемое постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением от 17.03.2014 № 000060/2014, общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об его оспаривании.
В абзаце 3 пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что положения части 3 статьи 30.1 Кодекса не могут толковаться как исключающие предусмотренное пунктом 3 части 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами, по делам об административных правонарушениях.
Следовательно, срок на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит исчислять с момента получения обществом решения управления по соответствующей жалобе заявителя.
Решение управления получено обществом по почте 18.04.2014, заявление подано в суд 28.04.2014, то есть в пределах установленного десятидневного срока, исчисляемого в рабочих днях.
Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, в вину обществу вменяется как отсутствие специального счета и неисполнение обязанности по сдаче денежных средств, так и неиспользование специализированного счета.
В соответствие с пунктом 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
В силу пункта 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
С учетом приведенных норм, поименованные требования распространяются исключительно на лиц, отвечающих признакам платежного агента, перечисленных в Законе № 103-ФЗ.
При привлечении к административной ответственности налоговый орган исходил из доказанности осуществления обществом деятельности, подпадающей под регулирование Закона № 103-ФЗ, а само общество признал платежным агентом (субагентом).
Суд находит поименованный вывод ошибочным, основанном на неверном толковании норм действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона № 103-ФЗ установлены, в том числе следующие понятия:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из системного толкования поименованных норм следует, что для признания лица платежным агентом необходимы следующие условия:
1. Между физическим лицом и поставщиком имеется действующее обязательство по оплате товаров, работ, услуг (например, договор оказания жилищных и коммунальных услуг, договор оказания связи и т.п.);
2. Платежный агент (субагент) не является стороной поименованного действующего между физическим лицом и поставщиком обязательства по оплате товаров, работ, услуг, платежный агент (субагент) не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг;
3. Деятельность платежного агента (субагента) заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств;
4. Платежный агент (субагент) взимает комиссию (при ее наличии) с плательщика, а не поставщика.
Частью 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Статьей 82 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями. Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.
Согласно пунктам 15, 23 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент:
предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию;
производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.
При бронировании уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю предоставляется информация в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки.
Пунктами 29, 30, 31 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, предусмотрено, что за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата. Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155 и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком. Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке. За оказание уполномоченным агентом пассажиру услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом может взиматься дополнительная плата. Провозная плата указывается в перевозочном документе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В силу положений статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора. Субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 187 настоящего Кодекса субагент может действовать на основе передоверия. Порядок и последствия такого передоверия определяются по правилам, предусмотренным статьей 976 настоящего Кодекса.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Транстур Сервис» (агент) и обществом (субагент) заключен договор от 02.04.2013 № ТС0062/13, по условиям которого субагент принял на себя обязательства по привлечению клиентов и продаже от своего имени, но за счет агента следующих услуг: предварительное бронирование и продажа авиационных перевозок, оформление железнодорожных проездных документов в международном и внутренних сообщениях (пункт 1.1). Агентское вознаграждение выплачивается за оказание услуг по реализации авиационных перевозок (пункт 1.2). В обязанности субагента входит информирование клиента о тарифах перевозчиков, штрафных санкциях при отказе от услуг перевозчика (пункт 2.2.). Разделом 5 договора предусмотрен порядок взаимодействия агента и субагента. Так, для предоставления бланка билета необходимо вначале оформить заявку и бронирование. При этом агент оформляет забронированные и подтвержденные услуги только по факту предоплаты со стороны субагента, достаточной для оформления услуг (пункт 3.8).
Между обществом с ограниченной ответственностью «Транс-Тур» (агент) и обществом (субагент) заключен договор на предоставление прав по продаже авиационных перевозок от 11.12.2010 № 22-С/10, по условиям которого субагент обязался по поручению агента за вознаграждение производить продажу пассажирских перевозок на регулярные международные и внутренние рейсы, производить операции возврата платежей за несостоявшийся полет (пункт 2). В обязанности субагента включены бронирование и продажа пассажирских перевозок на регулярных рейсах (пункт 3.2.1), информирование пассажира о правилах перевозок, правилах обмена и возврата перевозочных документов, условиях применения тарифов перевозчика, а также о документах, необходимых для перевозки и в случаях пересечения границы (пункт 3.2.9). Субагент за свой счет приобретает специализированную программу «Тicketing», агент снабжает субагента за его счет валидаторами и бланками (пункты 3, 4.5 договора. Как следует из пункта 3.2.3 договора бланки строгой отчетности (билеты) предоставляются субагенту только после 100% предоплаты.
Из толкования поименованных условий договоров следует, что общество выступает во взаимоотношениях с клиентами от своего имени. При этом до заключения договора воздушной перевозки (выдачи билета) какие-либо действующие отношения между физическим лицом и обществом, а равно поставщиком услуг, в том числе по оплате товаров (работ, услуг), отсутствуют. Также, помимо оформления билетов, подтверждающих факт заключения договора перевозки, общество осуществляет действия бронированию перевозки, предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию, производит подбор оптимального маршрута, а в случае отказа потребителя от договора в одностороннем порядке – осуществляет возврат денежных средств. Кроме того, комиссия за какие-либо из перечисленных выше операций с потребителя не взимается, удержанию подлежат только установленные в области перевозки тарифы и сборы, вознаграждение выплачивается обществу контрагентом по отдельным ставкам (прейскуранту), приведенному в названных субагентских соглашениях. Также судом установлено, что в момент передачи билета клиенту он уже оплачен обществом за счет собственных средств (предоплата за возможность использования билетов), и указанный платеж фактически является компенсацией туристического агентства расходов, произведенных по приобретению билета, а также вознаграждением за оказанную услугу по подбору оптимального перелета и оформлению билета. С учетом названных обстоятельств общество на основании субагентских договоров осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг перевозки как отдельного продукта, имеющего самостоятельную экономическую ценность, а не принимает платежи населения. Действие Закона № 103-ФЗ не распространяется на отношения по договору от 02.04.2013 № ТС0062/13, договору на предоставление прав по продаже авиационных перевозок от 11.12.2010 № 22-С/10.
В соответствии с пунктом 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Восток-Авиа» (доверитель) и обществом (поверенный) заключен договор на предоставление прав по продаже железнодорожных проездных документов от 01.08.2011 № 07ЖД, по условиям которого поверенный обязался по поручению доверителя осуществлять поиск индивидуальных пассажиров для оформления от имени доверителя железнодорожных проездных документов во внутрироссийском сообщении и сообщении со странами СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (пункт 1.1). Все железнодорожный проездные документы оформляются в строгом соответствии с действующими прейскурантами, тарифами, правилами, условиями, регулирующими оформление таких проездных документов, которые публикуются в нормативных документах, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта (пункт 8.1). Поверенный не имеет права каким-либо образом изменять или дополнять условия, оговоренные в любом железнодорожном проездном документе, поверенный должен оформлять такие документы в порядке, установленном регламентирующими документами (пункт 8.3). Поверенный вправе оказывать дополнительные услуги населению при оформлении железнодорожных билетов (информационные, консультационные, сервисные услуги). Все взаиморасчеты за такие услуги осуществляет поверенный (пункт 4.11). Вместе с тем поверенным должна доводиться информация об адресах ближайших пунктов продажи железнодорожных проездных документов, где не взимается сервисный сбор (пункт 9.10.7). Все суммы провозных платежей, сборы за оформление и возврат проездных документов, страховой сбор, полученные поверенным за оформленные проездные документы, являются собственностью доверителя и доверены поверенному на хранение до осуществления всех расчетов по договору (пункт 10.1).
Из толкования поименованных условий договора следует, что общество является поверенным, все юридические и фактические действия совершенные им порождают права и обязанности у доверителя (представителя перевозчика). При этом до заключения договора железнодорожной перевозки (выдачи билета) какие-либо действующие отношения между физическим лицом и поставщиком услуг, в том числе по оплате товаров (работ, услуг), отсутствуют. Также, помимо оформления билетов, подтверждающих факт заключения договора перевозки, общество осуществляет действия по поиску и привлечению пассажиров, предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию, а в случае отказа потребителя от договора в одностороннем порядке – осуществляет возврат денежных средств. Кроме того, комиссия за какие-либо из перечисленных выше операций (помимо информационной) с потребителя не взимается, удержанию подлежат только установленные в области перевозки тарифы и сборы, вознаграждение выплачивается обществу доверителем по отдельным ставкам (прейскуранту), приведенному в приложениях к названному договору. В данном случае деятельность общества не направлена на прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), напротив лицо, приобретающее билет в агентстве никаких денежных обязательств перед поставщиком (перевозчиком) не имеет, в связи с чем, указанная услуга является самостоятельной и оказывается заявителем в совокупности с иными услугами. С учетом названных обстоятельств общество на основании агентских договоров осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг перевозки как отдельного продукта, имеющего самостоятельную экономическую ценность, а не принимает платежи населения. Действие Закона № 103-ФЗ не распространяется на отношения по договору на предоставление прав по продаже железнодорожных проездных документов от 01.08.2011 № 07ЖД.
Таким образом, с учетом названных конкретных обстоятельств, сложившихся между заявителем и его контрагентами взаимоотношений, суд приходит к выводу о том, что общество не является платежным агентом, не обязано открывать специализированный счет и осуществлять зачисление на него вырученных денежных средств от продажи услуг перевозки.
Следовательно, в действиях заявителя отсутствует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В силу пункта части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Процедура привлечения к ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, полномочия административного органа на составление протокола и вынесение постановления проверены.
Заявления рассматриваемой категории государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области от 17.03.2014 № 000060/2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Компания Мир Путешествий» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.Д. Пожарская