Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-3010/2014
30 июня 2014 года
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт» (далее – ООО «Комфорт», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – ответчик, управление, административный орган) от 15.04.2014 № 15, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Заявленные требования обоснованы тем, что общество предпринимало все зависящие от него меры по своевременному раскрытию информации об утвержденном тарифе на тепловую энергию, отпускаемую потребителям села Коболдо Селемджинского района в 2014 году, в действиях общества отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, имеются исключительные обстоятельства для признания правонарушения малозначительным, а именно: отсутствие специалистов на предприятии для ведения учетной политике; только 07.04.2014 общество получило цифровую подпись для работы в ЕИАС в связи с неверно указанным тарифным планом при оформлении заявки на продление цифровой подписи; низкое качество электронной связи Интернета на территории пос. Экимчан и с. Коболдо и отсутствие необходимых настроек макросов не позволяло скачать шаблоны для заполнения; 13.04.2014 пос. Экимчан остался без связи и Интернета в связи с тем, что узел связи сгорел полностью.
Определением от 13.05.2014 на основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В арбитражный суд 23.05.2014 от управления поступил отзыв на заявленные требования и материалы административного дела. Поступившие документы были размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
В письменном отзыве административный орган с заявленными требованиями не согласился, против доводов ответчика возражал, ссылаясь на представленный модуль контроля за соблюдением раскрытия информации, распечатанный с сайта управления на портале htts://portal.eiac.ru, пояснил, что информация в отношении теплоснабжения по структуре тарифа раскрыта обществом только 19.02.2014, а по величине тарифа – 07.05.2014.
Заявитель запрошенные определением от 13.05.2014 документы в установленный судом срок не направил.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт» 04.06.2012 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.
Как указано в пункте 2.3.1 Устава общества от 22.05.2012 одним из видов деятельности общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области принят приказ от 13.12.2013 № 258-пр/т об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, на 2014 год. Согласно приложению к настоящему приказу, для ООО «Комфорт» (на территории пгт. Коболдо Селемджинского района) установлены тарифы на тепловую энергию в виде горячей воды по группам потребителей, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии на 2014 год.
В результате проведения мониторинга соблюдения стандартов раскрытия информации, управлением выявлены факты нарушения обществом, являющегося субъектом естественной монополии, осуществляющий деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, установленных стандартов раскрытия информации о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги), в соответствии с указанными стандартами и установленными ими сроками.
Объективная сторона правонарушения выразилась в несоблюдении обществом требований пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее – Стандарты раскрытия информации), пункта 2 приложения № 1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 02.10.2013 № 170-пр «Об утверждении Порядка опубликования информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, организациями коммунального комплекса» (в ред. от 02.10.2013), которыми установлено, что информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги) раскрывается на позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной период регулирования.
В нарушении вышеуказанных норм обществом раскрыта информация в отношении теплоснабжения по структуре тарифа – 19.02.2014, по величине тарифа – 07.05.2014 при установленном сроке – 13.01.2014.
Извещением от 19.02.2014 № 01-05-450 законный представитель общества уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 18.03.2014 в 15 час. 30 мин. в помещении управления. Данное извещение отправлено почтой в адрес общества и получено 27.02.2014, о чем свидетельствует почтовое отправление № 67502371004458.
В результате обнаруженных нарушений в отношении ООО «Комфорт» 18.03.2014 в 15 час. 30 мин. должностным лицом управления в отсутствие извещенного надлежащим образом ответчика составлен протокол об административном правонарушении № 12, действия общества квалифицированы по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
19.03.2014 в адрес почтой общества направлен протокол об административном правонарушении, который согласно почтовому отправлению № 67502372014746 получен 25.03.2014 по доверенности ФИО1 Одновременно общество было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенное на 28.03.2014 на 10 час. 00 мин. в помещении управления.
02.04.2014 административным органом повторно направлено в адрес ответчика извещение от 28.03.2014 № 01-03/840 о назначении места и времени рассмотрение дела об административном правонарушении, назначенное на 15.04.2014 на 11 час. 00 мин. в помещении управления. Данное извещение получено обществом 08.04.2014 по доверенности ФИО1
Административным органом 15.04.2014 в отсутствие представителя общества рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено постановление № 15 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Комфорт» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения требований.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 764, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий - по вопросам государственного регулирования тарифов.
В силу части 1 статьи 23.70 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса.
Согласно пункту 3.39 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 № 491, полномочия по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями, возложены на управление.
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона «О теплоснабжении» передача тепловой энергии – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Тариф на тепловую энергию, вырабатываемую обществом и утвержден приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 13.12.2013 № 258-пр/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, на 2014 год» в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
Более того, в приложении к настоящему приказу, для ООО «Комфорт» (на территории пгт. Коболдо Селемджинского района) указаны тарифы на тепловую энергию в виде горячей воды по группам потребителей, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии на 2014 год, в частности для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения одноставочный тариф с 01.01.2014 по 30.06.2014 – 4394,08 Гкал., с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 4435,88 Гкал.; для населения одноставочный тариф с 01.01.2014 по 30.06.2014 – 4394,08 Гкал., с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 4435,88 Гкал.
Таким образом, общество помимо производства тепловой энергии осуществляет ее передачу до тепловых установок потребителей, т.е. деятельность в соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» и обязано раскрывать информацию, указанную в пунктах 15 – 33 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 (раздел «Стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями»).
В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Пунктом 3 Стандартов предусмотрено четыре способа раскрытия регулируемыми организациями информации:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления - в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»;
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций в порядке, установленном настоящим документом.
Пунктом 28 Стандартов раскрытия информации установлено, что информация, в том числе о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги), раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
При раскрытии информации, подлежащей раскрытию в соответствии данным законном, путем ее опубликования в сети Интернет осуществляется в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам, как установлено пунктом 7 Стандартов раскрытия информации от 05.07.2013 № 570.
Регулируемые организации в течение 10 дней со дня размещения информации на своем официальном сайте в сети Интернет сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена эта информация.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 02.10.2013 № 170-пр утвержден порядок опубликования информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, организациями коммунального комплекса.
Пунктом 2 приложения № 1 порядка опубликования информации от 02.10.2013 № 170-пр утверждена форма (JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM) для отображения информации о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги), подлежащей раскрытию в формате Единой информационно-аналитичской системы «ФСТ России – РЭК - субъекты регулирования», размещенные на официальном ресурсе управления в сети Интернет (http://www.tarifamur.ru/). Кроме того, установлен срок раскрытия данной информации: не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов).
В границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения и на территории которого отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается регулируемыми организациями путем ее опубликования в полном объеме на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сети Интернет, путем опубликования в печатных изданиях информации, предусмотренной пунктами 18 и 20 настоящего документа, а также путем предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Регулируемые организации в течение 10 дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего документа, сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) о раскрытии соответствующей информации с указанием наименования, номера и даты официального печатного издания, в котором опубликована эта информация, что предусмотрено пунктами 10 и 11 Стандартов раскрытия информации от 05.07.2013 № 570.
В нарушение вышеуказанных нормоположений ООО «Комфорт» не раскрыло информацию о регулируемых видах деятельности в сфере теплоснабжения, в установленный тридцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов), т.е. в срок до 13.01.2014 (при дате принятия приказа управления от 13.12.2013 № 258-пр/т об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, на 2014 год), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, совершенного обществом, установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
С учетом положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих факт принятия всех исчерпывающих мер, направленных на исполнение обществом публичной обязанности по своевременному раскрытию соответствующей информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, заявителем не представлено.
Таким образом, административный орган правомерно установил в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Несостоятельна ссылка заявителя на статью 2.9. КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Вышеупомянутого Постановления.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Как установлено судом по материалам дела, информация фактически была раскрыта обществом спустя значительный период времени с момента наступления, установленного Стандартами раскрытия информации срока, а именно в отношении теплоснабжения по величине тарифа: 07.05.2014. Превышение установленных сроков размещения информации составило более 110 дней. При этом, исполнение обязанности по истечении установленных сроков не может служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности. Более того, нарушение было устранено обществом, только после его выявления уполномоченным органом, то есть после вынесения оспариваемого постановления.
Кроме того, по своей юридической конструкции правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяют сделать вывод о доказанности факта совершения ООО «Комфорт» административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области
Судья В.Д. Пожарская