Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-3088/2014
04 июля 2014 года
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к открытому акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее - заявитель, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Требования обоснованы тем, что оператор связи в нарушение требований установленных пунктами 18 и 19 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 (далее - Правила оказания услуг подвижной связи), оформил договоры на оказание услуг связи на физическое лицо с вымышленными паспортными данными, что является нарушением лицензионных требований и подтверждается имеющимися в материалах административного дела доказательствами.
Определением от 13.05.2014 на основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
В арбитражный суд 06.06.2014 от общества поступил отзыв на заявленные требования. Поступившие документы были размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
В письменном отзыве ответчик выявленное правонарушение не отрицал, вину признал в полном объеме, в совершении административного правонарушения раскаялся, устранил выявленное правонарушение путем блокирования телефонных номеров, в связи с чем просил, применить при назначении административного наказания минимальные санкции, предусмотренные частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
19.06.2014 в арбитражный суд от заявителя поступили дополнительные документы. Поступившие документы были размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Ответчик запрошенные определением от 13.05.2014 документы в установленный судом срок не направил.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» 12.10.1992 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. На территории Амурской области действует Амурский филиал открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации».
Деятельность по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи общество осуществляет на основании лицензии № 50787, выданной 21.05.2007 Федеральной службой по надзору в сфере связи сроком действия до 21.05.2017.
На основании приказа руководителя управления от 01.04.2014 № 75-нд должностными лицами управления была проведена внеплановая документарная проверка открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» по вопросу соблюдения лицензионных условий, обязательных требований в области связи и соблюдение обязательных требований.
Поводом для проведения проверки послужила поступившая из управления Федеральной службы безопасности России по Амурской области информация от 24.03.2014 № 2/2/8-2567дсп о нарушениях оператором связи законодательства при оформлении договоров на оказание услуг связи.
Письмом о предоставлении сведений от 02.04.2014 № 543-03/28, полученным обществом нарочно 02.04.2014 (входящий 757/14), от Амурского филиала ОАО «Вымпел-Коммуникации» запрошены необходимые документы. К настоящему письму был приложен приказ на проведение внеплановой документарной проверки от 01.04.2014 № 75-нд. Письмом от 04.04.2014 № 00233/14 общество предоставило копии договоров на оказание услуг связи с абонентом.
В результате проведенной проверки административный орган пришел к выводу о нарушении обществом требований пунктов 5 и 10 перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, пунктов 18, 19 Правил оказания услуг подвижной связи, пункта 14 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 (далее - Правила взаимодействия).
Правонарушение выразилось в оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неустановленному абоненту (абонентские номера <***>, 9638424169) по договорам об оказании услуг связи (от 05.06.2013 № S333-S333008-424168 и от 05.06.2013 № S333-S333008-424169 соответственно) подписанными от имени гражданки ФИО1 неустановленным лицом с использованием вымышленных паспортных данных. По учету отдела адресно-справочной работы управления Федеральной миграционной службы России по Амурской области ФИО1 на территории Амурской области не значится, паспорт с указанными в договорах данными не выдавался.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.04.2014 № А-50787-28-03/0076, который 25.04.2014 был получен представителем общества ФИО2, действующий на основании доверенности от 28.01.2014 № 28 АА 0486432.
25.04.2014 административным органом выдано обществу предписание об устранении выявленных нарушений со сроком устранения до 25.05.2014.
Телеграммой от 29.04.2014 законный представитель общества уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 06.05.2014 в 16 час. 00 мин. в помещении управления.
По факту выявленного нарушения в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» 06.05.2014 в присутствии представителя общества ФИО2, действующей по общей доверенности, составлен протокол об административном правонарушении № 267, действия общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В своих объяснениях представитель общества указал: «…по данному нарушению дать объяснений не могу».
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области для принятия решения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и письменные доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи устанавливает Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пунктом 1 статьи 29 которого предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи, осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Услуги подвижной радиотелефонной связи включены в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (пункт 11 перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87).
Пунктом 5 условий лицензии предусмотрена обязанность лицензиата оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 лицензионных условий лицензиат обязан реализовывать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно пунктам 14, 15, 18 и 19 Правил оказания услуг подвижной связи, услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Гражданин представляет оператору связи документ, удостоверяющий личность. Помимо прочего в договоре указываются сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица).
В силу пункта 14 Правил взаимодействия базы данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, - для абонента-гражданина; наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих пользовательское оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента - юридического лица; сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов.
Факт совершения ответчиком административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности протоколом об административном правонарушении от 06.05.2014 № 267, актом проверки от 25.04.2014 № А-50787-28-03/0076, информационным письмом Управления ФСБ России по Амурской области от 24.03.2014 № 2/2/8-2567дсп, договорами об оказании услуг связи от 05.06.2013 № S333-S333008-424168 и от 05.06.2013 № S333-S333008-424169, а также признанием своей вины ответчиком.
Следовательно, действия общества образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком исчерпывающих мер для недопущения нарушений лицензионных требований, суду не представлено. Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения ответчиком требований законодательства, регулирующего деятельность по оказанию услуг связи, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину общества.
Обязанность по соблюдению лицензионных условий лежит на лицензиате, который несет ответственность в случае их нарушения. Заключение каких – либо дилерских соглашений не снимает с лицензиата указанную обязанность.
Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
По мнению суда, в данном случае основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность, суду не представлено. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, судом принимается факт устранения установленного правонарушения путем заблокирования абонентских номеров <***>, 9638424169, признание вины.
Учитывая специфику оказания услуг подвижной связи (сотовая связь) суд считает, что срок давности следует исчислять с момента выявления нарушения уполномоченным органом - в данном случае с момента составления Акта проверки от 25.04.2014.
Срок для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Учитывая, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и должно отвечать принципам законности, неотвратимости, справедливости и целесообразности суд считает возможным ограничиться назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление данной категории государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (ОГРН <***>, ИНН <***>), внесенное в государственный реестр предприятий Московской регистрационной палатой 28.07.1993 № 015.624, с местом нахождения по адресу: <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Амурской области (управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области) № 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск ИНН <***> КПП 280101001, БИК 041012001 КБК 096 116 90010 01 6000 140 ОКТМО 10701000000, наименование платежа: штраф Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области.
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.Д. Пожарская