Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-3155/2021 | |||||||||
мая 2021 года | |||||||||||
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 28.05.2021. Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2021. | |||||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.С.Заноза, | |||||||||||
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.И. Небытовой | |||||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) | |||||||||||
к | администрации Юкталинского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||||||||
о | взыскании 29 422,04 руб., | ||||||||||
при участии в заседании: истец: не явился, увед. з/п 48024 ответчик: не явился, увед. з/п 48025 | |||||||||||
установил: | |||||||||||
Судом открыто судебное заседание 24.05.2021 в 09 час. 05 мин. (каб. 233) после завершения предварительного заседания, поскольку лица, участвующие в деле, не возразили против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после завершения предварительного заседании, о чем вынесено протокольное определение.
в Арбитражный суд Амурской области обратилось акционерное общество «Коммунальные системы БАМа» (далее - истец) с исковым заявлением к администрации Юкталинского сельсовета (далее – ответчик) о взыскании задолженности в сумме 29 422,04 руб. за оказанные в период с 01.06.2020 по 31.01.2021 услуги теплоснабжения и в период с 01.07.2019 по 31.01.2021 услуги водоснабжения на содержание общего имущества по адресу: Амурская область, Тындинский район, поселок Юктали, ул.70 лет Октября, д. 2, кв. 9.
Исковые требования обоснованы наличием у ответчика перед истцом задолженности за оказанные в отношении муниципального жилого помещения в спорные периоды времени коммунальные услуги (теплоснабжение и водоснабжение СОИ).
Стороны в заседание 24.05.2021 не явились, ответчик, уведомленный о времени и месте заседания отзыва на иск не представил.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные в судебных актах по ранее рассмотренному делу, где участвовали те же лица, имеют преюдициальное значение при рассмотрении данного дела и повторному доказыванию не подлежат.
В Арбитражном суде Амурской области рассматривалось дело № А04-6093/2020 по иску АО «Коммунальные системы БАМа» к администрации Юкталинского сельсовета (далее – ответчик, администрация) о взыскании 38016,54 рублей долга за оказанные за период с 01.07.2019 по 31.05.2020 услуги по теплоснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: г.Тында Амурской области, ул.70 лет Октября, д. 2, кв. 9. Требования обоснованы неоплатой задолженности за коммунальные услуги (теплоснабжение) жилого помещения в многоквартирном доме, которое входит в муниципальную собственность.
В ходе рассмотрения дела № А04-6093/2020 судом были установлены следующие обстоятельства:
10 января 1997 года по договору № 1895 квартира, расположенная по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9, Тындинским отделением БАМ ж.д. была передана гражданам: ФИО1, ФИО2, ФИО3. Подпись покупателя в договоре отсутствует.
16.05.2001 решением № 150/134 отделения дороги совместно с Дополнительным комитетом в лице администрации села Юктали и Советом народных депутатов Тындинского района от 06.08.2001 выдан ордер на жилое помещение серии № 9 на имя ФИО4.
В соответствии с договором социального найма № 60 от 24.09.2009, заключенным главой Юкталинского сельсовета действующего от имени собственника жилого помещения Юкталинского сельсовета (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 передана в бессрочное владение и пользование ФИО4 и членам его семьи на основании решения Тындинского отделения дороги № 150/134 от 16.05.2001.
В соответствии с договором социального найма от 26.09.2016 № 8, заключенным между администрацией Юкталинского сельсовета (наймодатель) и ФИО5 (наниматель), квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9, передана в бессрочное владение и пользование ФИО5 и членам ее семьи.
Постановлением от 07.05.2020 № 52 договора социального найма № 8 от 26.09.2016 признан недействительным.
На запрос АО «Коммунальные системы БАМа» в администрацию об обосновании законности составления вышеуказанного постановления № 52 о признании договора социального найма № 8 от 26.09.2016 недействительным, получен ответ от 20.05.2020 исх. № 325, согласно которому квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 не является муниципальной собственностью. В 1999 указанная квартира была сдана взамен сертификата на переселение из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в Тындинское отделение дороги, которое в дальнейшем и предоставило ее для проживания своему работнику ФИО4 После чего с ФИО4 был заключен ордер на жилое помещение, на основании которого заключен договор социального найма, который в сентябре 2016 года на основании заявления ФИО4 был переоформлен на ФИО5 В этой связи, администрация Юкталинского сельсовета своим постановлением признала договор социального найма от 26.09.2016 №8 недействительным. В ходе приватизации, в момент передачи жилого помещения из муниципальной собственности в собственность граждан, стало выясняться, что на некоторые квартиры, которые ранее были сданы в ОАО «РЖД» (Тындинское отделение дороги) по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей взамен сертификатов на приобретение жилья на территории Российской Федерации, переход права не оформлен должным образом и они до сих пор являются частной собственностью граждан. (Ответ ОАО КСБ по данной квартире предоставлялся в мае 2020 года). Каких-либо документов о передаче спорной квартиры в собственность Юкталинского сельсовета не было.
Согласно уведомлению от 29.09.2020 № 99/2020/350951486 в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на указанный объект не зарегистрировано.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 209 ГК РФ указано, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В силу статьи 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, бесхозяйные вещи находятся на содержании у муниципального образования до приобретения права собственности на них.
Пунктами 3-5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, зарегистрированного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В пункте 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорной квартиры не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (пункт 1 статьи 225 ГК РФ). Бремя содержания имущества посёлка Юктали Тындинского района Амурской области, в том числе и бремя оплаты оказанных коммунальных услуг, возложено на администрацию Юкталинского сельсовета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьями 541, 544 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 13 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» (далее – Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14) предусмотрено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Информационного письма от 17 февраля 1998 года № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений с организацией, электропотребляющие установки которой присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В силу п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил № 354, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя является регулируемым видом деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), установленным органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Расчет стоимости услуг теплоснабжения произведен истцом, исходя из тарифов, установленных приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 07.12.2018 № 141-пр/т.
Для оплаты истцом была выставлен счет-фактура № 6110 от 08.06.2020 на сумму 38016,54 руб.
Ответчик возражений относительно периода начисления задолженности, объема и качества оказанных услуг, а также стоимости услуг и применённых в расчете тарифов не заявил.
Проверив расчет задолженности, суд признал его верным.
В отсутствие доказательств оплаты указанной задолженности, Решением Арбитражного суда Амурской области по делу № А04-6093/2020 от 11.12.2020 требования истца были удовлетворены. Решение суда в апелляционную инстанция не обжаловалось, вступило в законную силу в установленном законом порядке.
Следовательно, обстоятельства, установленные судебным актом по делу № А04-6093/2020 имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая, что в период с 01.07.2019 спорное жилое помещение имело признаки бесхозяйной вещи, а непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорной квартиры не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (пункт 1 статьи 225 ГК РФ), бремя содержания имущества посёлка Юктали Тындинского района Амурской области, в том числе и бремя оплаты оказанных коммунальных услуг, возложено на администрацию Юкталинского сельсовета.
В рамках дела № А04-6093/2020 судом были удовлетворены требования о взыскании долга за оказанные за период с 01.07.2019 по 31.05.2020 услуги по теплоснабжению жилого помещения.
В рамках настоящего дела истцом заявлены требования о взыскании задолженности за услуги по теплоснабжению за иной период (с 01.06.2020 по 31.01.2021), а также за оказанные в период с 01.07.2019 по 31.01.2021 услуги водоснабжения на содержание общего имущества в отношении квартиры по адресу: Амурская область, Тындинский район, поселок Юктали, ул.70 лет Октября, д. 2, кв. 9.
Суд, проверив произведенный истцом расчет, признаёт его верным, а требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании вышеперечисленных норм права.
Государственная пошлина по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делу составляет 2 000 руб.
Истцом при подаче искового заявления уплачена по платежному поручению № 2999 от 14.04.2021 государственная пошлина в размере 2 000 руб.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 2 000 руб., поскольку ответчик не освобожден от несения судебных расходов по делу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с муниципального образования Юкталинский сельсовет в лице администрации Юкталинского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность в сумме 29 422 руб. 04 коп. за оказанные период с 01.06.2020 по 31.01.2021 услуги теплоснабжения и в период с 01.07.2019 по 31.01.2021 услуги водоснабжения на содержание общего имущества по адресу: Амурская область, Тындинский район, поселок Юктали, ул.70 лет Октября, д. 2, кв. 9, расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Н.С.Заноза