ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-3256/20 от 09.07.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-3256/2020

июля 2020 года

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное решение изготовлено 09.07.2020. Решение в виде резолютивной части принято 29.06.2020.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Осадчего А.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей» (ОГРН 1092813000917, ИНН 2806007213)

к

индивидуальному предпринимателю Пушкареву Евгению Филипповичу (ОГРНИП 304282731900215, ИНН 282000044583)

о взыскании 50 164 руб. 92 коп.,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Жилищный эксплуатационный участок»;

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей» (далее – ООО «РКЦ», истец) к индивидуальному предпринимателю Пушкареву Евгению Филипповичу (далее – ИП Пушкарев, ответчик) о взыскании основного долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 47 365 руб. 86 коп., пени за период с 11.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2799 руб. 06 коп., пени, начиная с 28.04.2020 по день фактического исполнения обязательства, а также судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.

Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по договору №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019.

Определением от 08.05.2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

14.05.2020 от истца поступили дополнительные документы для приобщения к материалам дела.

02.06.2020 от ответчика поступили возражения на исковое заявление, согласно которым ответчик указал, что в спорный период времени региональным оператором – ООО «Жилищный эксплутационный участок» вывоз ТКО с объекта ИП Пушкарева не осуществлялся, график между региональным оператором и потребителем не составлялся, заявки ИП Пушкаревым в ООО «Жилищный эксплутационный участок» не направлялись. Кроме того, указал, что доказательств, подтверждающих факт исполнения региональным оператором своих обязательств по договору по договору №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 истцом не представлено, в связи с чем ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Жилищный эксплуатационный участок»; в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.

Определением суда от 03.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Жилищный эксплуатационный участок».

03.06.2020 от истца поступили возражения на отзыв, в которых истец пояснил, что между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Жилищный эксплуатационный участок» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области, согласно которому ООО «Жилищный эксплуатационный участок» наделен статусом регионального оператора на период 2018-2028 гг. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия, утвержденного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, единого тарифа на услугу регионального оператора и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области от 14.05.2018 – 01.04.2019, в связи с чем, с 01.04.2019 у собственников твердых коммунальных отходов, возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора. Кроме того, отсутствие поданных заявок не доказывает того, что за указанный период образование ТКО на объекте, отсутствует. Перерасчет размера платы за услуги ТКО, либо не согласие потребителя с предоставляемой услугой, возможен в случае получения региональным оператором письменного обращения с приложением подтверждающих документов, ответчиком указанных документов не представлено. Так же, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства.

15.06.2020 от ООО «Жилищный эксплуатационный участок» поступили возражения на отзыв ответчика, в которых третье лицо указало, что в приложении №1 к договору согласованы места сбора, накопления и объем принимаемых ТКО, при этом отсутствие поданных заявок не доказывает того, что за указанный период образование ТКО на объекте, в котором осуществляется какая-либо деятельность, отсутствует, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов.

 23.06.2020 от истца в суд поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика основной долг за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 47 365 руб. 86 коп., пени за период с 13.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2285 руб. 40 коп., пени, начиная с 28.04.2020 по день фактического исполнения обязательства, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.

Определением от 25.05.2020 уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению по правилам статьи 49 АПК РФ.

Представленные сторонами документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Стороны уведомлены о принятии искового заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по имеющимся доказательствам.

Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

01.04.2019 между ООО «Жилищный эксплутационный участок» (региональный оператор) и ИП Пушкаревым (потребитель) был заключен договор №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого, региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, обеспечивать их транспортирование и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).

Объем и места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются в приложении к настоящему договору (пункт 1.2 договора).

Пунктом 1.4 договора стороны определили, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.04.2019.

Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 01.03.2019 № 27-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами», который составляет 506,37 за 1 куб.м. (пункт 2.2 договора).

При вступлении в силу нормативно-правых актов, изменяющих порядок определения стоимости оказываемых услуг, а также принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов решения об изменении действующего тарифа, расчеты будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов, с даты, установленной постановлениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Изменение тарифов в период действия настоящего договора не требует его переоформления, заключения дополнительных соглашений (пункт 2.3 договора).

Согласно пункту 2.5 договора, оплата потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится до десятого числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. До пятого числа месяца, следующего за расчетным региональный оператор направляет универсальный передаточный документ, который доставляется на бумажном носителе или в электронном виде на электронный адрес потребителя. Потребитель до десятого числа месяца, следующего за расчетным, возвращает региональному оператору подписанный и скрепленный печатью универсальный передаточный документ. В случае неполучения региональным оператором оформленного со стороны потребителя универсального передаточного документа, услуга считается предоставленной в полном объеме и надлежащего качества. В случае если объем фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим договором, оплата производится из расчета фактически оказанных услуг.

Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим методом: из расчета количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, либо расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4.1 договора).

В пункте 9.1 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.04.2019 и действует до 31.12.2019.

Договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении договора на иных условиях (пункт 9.2 договора).

01.04.2019 между ООО «Жилищный эксплутационный участок» (принципал) и ООО «РКЦ» (агент) заключен агентский договор, по условиям которого, принципал поручает, а агент берет на себя обязательства с 01.04.2019 за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и фактические действия: по формированию и ведению базы данных лицевых счетов потребителей услуг по обращению с ТКО; по расчету и начислению платы за услуги по обращению с ТКО; по проведению перерасчетов в порядке, предусмотренном действующим законодательством; по приему и обслуживанию потребителей по вопросам, связанным с начислением, перерасчетами; по взысканию с потребителей дебиторской задолженности, возникающей за период платежа с даты заключения договора, в результате неисполнения обязательств по оплате за услуги по обращению с ТКО; производить расчет, начисление, взыскание неустоек (штрафов, пеней) в отношении потребителей, имеющих дебиторскую задолженность, а также принимать и перечислять полученные о потребителей денежные средства за данный вид начислений. Расчет штрафных санкций осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных жилищным законодательством РФ по указанию принципала; по формированию ведомости для выставления счетов на оплату; доставка счетов на оплату, квитанций потребителям нарочно и через почту; начисление платы за услугу «Обращение с ТКО» юридическим лицам в программе 1С Принципала; формирование счетов на оплату, УПД в программе 1С Принципала; формирование актов сверки потребителям; по размещению регламентированной информации в ГИС ЖКХ; изготовление и направление абонентам договоров по обращению с ТКО, ведение базы данных абонентов (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.1.2 агент обязан осуществлять от своего имени работу по взысканию суммы задолженности, осуществлять все действия по принудительному взысканию задолженности в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» и другими нормативными актами, в судебном порядке отрабатывать суммы долга потребителей превышающие 1000 (одну) тысячу рублей, со сроком возникновения не ранее 2 месяцев.

В период с 01.04.2019 по 30.06.2019 региональным оператором оказаны услуги ответчику, для оплаты которых ответчику были выставлены счета-фактуры: № 527 от 30.04.2019 в размере 15 788 руб. 62 коп., № 1055 от 31.05.2019 в размере 15 788 руб. 62 коп., № 1831 от 30.06.2019 в размере 15 788 руб. 62 коп.

Ответчик, в свою очередь, оплату не произвел.

В связи с наличием у ответчика задолженности по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, претензией от 02.03.2020 исх. № 1477 ответчику предложено оплатить имеющуюся задолженность.

Оставление претензий без исполнения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 14 части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003, указано, что обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами определена законодательно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно положениям пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, № 1156 (далее - Постановление № 1156), установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.

Частью 8 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации» от 29.12.2014 предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 года.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 14.05.2018 между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Жилищный эксплутационный участок» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 3 (г. Райчихинск, п.г.т Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский района)» Амурской области, в соответствии с которым ООО «Жилищный эксплутационный участок» наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 10-летний период, начиная с 01.01.2019 (п.1.1, 1.2, 1.5 соглашения).

Согласно пункту 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В пункте 5 Правил № 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Аналогичные условия содержаться в пункте 4.1 договора №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.

Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505).

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу части 4 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти Субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1 договора №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019, учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим методом: из расчета количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, либо расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1.2 договора №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 объем и места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются в приложении к настоящему договору.

В приложении к договору №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 стороны согласовали: объем и место накопления твердых коммунальных отходов, расчет объема твердых коммунальных отходов, а также расчет стоимости услуг.

Ответчик осуществляет сбор ТКО в месте сбора, указанным ответчиком в договоре №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019: с. Чесноково, ул. Центральная, 22 (магазин продовольственных товаров «Империя 1», магазин продовольственных товаров «Империя 2», магазин продовольственных товаров «Империя 3»; с. Чесноково, ул. Центральная, 26 (магазин продовольственных товаров «Империя 4»); с. Шадрино, ул. Зеленая, 1 (магазин смешанных товаров «Россия»).

Так же в договоре №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 указано, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 01.04.2019.

На территории Амурской области норматив накопления ТКО установлен постановлением правительства Амурской области от 18.10.2018 № 502 «О внесении изменений в постановление правительства Амурской области от 30 декабря 2016 г. № 606». Для предприятия торговли (продовольственный магазин) норматив накопления ТКО составляет 1,2833 м3 в общей площади в год.

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 27-пр/у от 01.03.2019 установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО «Полигон» на 2019 г. Кластер 3: г. Райчихинск, п.г.т Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский района, который составляет для иных потребителей, за исключением населения – 506,37 руб./куб.м.

Количество и стоимость оказанных истцом в период с 01.04.2019 по 30.06.2019 ответчику услуг подтверждены представленными суду счетами на оплату (универсальными передаточными документами): №527 от 30.04.2019 в размере 15 788 руб. 62 коп., №1055 от 31.05.2019 в размере 15 788 руб. 62 коп., №1831 от 30.06.2019 в размере 15 788 руб. 62 коп., маршрутом транспортирования твердых коммунальных отходов по Михайловскому району, графиком сбора ТКО по Михайловскому району.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что в спорный период времени вывоз ТКО с объекта ИП Пушкарева не осуществлялся, заявки ИП Пушкаревым в адрес регионального оператора не направлялись.

Как следует из материалов дела, 21.05.2019 ответчиком в адрес истца направлено заявление о снятии с оплаты суммы по счету №527 от 30.04.2019 в размере 15 788 руб. 62 коп., в связи с тем, что услуга ТКО в апреле 2019 года ответчику не оказывалась.

Письмом от 24.09.2019, направленному в адрес регионального оператора ООО «Жилищный эксплуатационный участок», ответчик указал, что услуга по вывозу ТКО за период с апреля 2019 года по июнь 2019 года не осуществлялась в связи с недостаточным наполнением контейнеров, в связи с чем, платежи за спорный период подлежат перерасчету.

В ответ на письмо от 24.09.2019, ООО «Жилищный эксплуатационный участок» сообщило, что законодательством не предусмотрен расчет по заявкам потребителя, в целях осуществления расчетов с собственниками коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом а пункта 5  Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, при этом перерасчет размера платы возможен в случае получения региональным оператором письменного обращения с приложением подтверждающих документов.

Согласно представленным в материалы дела пояснениям истца и третьего лица, перерасчет размера платы за услуги ТКО, либо не согласие потребителя с предоставляемой услугой, возможен в случае получения региональным оператором письменного обращения с приложением подтверждающих документов: при ликцидации – документ, подтверждающий ликвидацию юридического лица; при приостановлении деятельности – зарегистрированное в ФНС сообщение о приостановлении деятельности либо документ уполномоченного органа о приостановлении деятельности; при переходе права собственности на объект – документы, подтверждающие утрату права на объект, в отношении которого предоставляется услуга, при изменении показателей расчетных единиц, в отношении которых установлен норматив, при изменении метода учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» оформленного в соответствии с пунктом 10.1 договора; документы, подтверждающие факт простоя на объекте образования твердых коммунальных отходов (акт о простое, приказ о простое, копия уведомления территориального органа о возникновении простоя) за период приостановления деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов. При этом, ответчик указанных документов не предоставлял.

Из условий договора № 73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 следует, что стороны производят коммерческий учет объема ТКО расчетным путем в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств по договору № 73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019, изменении метода учета объема твердых коммунальных отходов, ответчиком в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 Гражданского кодекса РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

С учетом изложенного, поскольку доказательств надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по оплате предоставленных истцом услуг не представлено, постольку суд признает требования истца о взыскании с ответчика задолженности по договору №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 47 365 руб. 86 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев требования истца о взыскании с ответчика пени за несвоевременное исполнение обязательства за период с 13.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2285 руб. 40 коп., пени, начиная с 28.04.2020 по день фактического исполнения обязательства, суд установил следующее.

Как предусмотрено правилами статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно пункту 6.3 договор, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора, региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Согласно уточненному расчету истца, сумма пени за период с 13.05.2019 по 27.04.2020 составляет 2285 руб. 40 коп.

Расчет пени проверен судом и признан не верным, поскольку истцом в расчете пени неверно определена дата начала периода просрочки.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

По расчету суда размер неустойки за период с 14.05.2019 по 27.04.2020 составляет 2283 руб. 03 коп.: 15 788 руб. 62 коп. х 28 (с 14.05.2019 по 10.06.2019) х1/300 х 4,5% = 66 руб. 31 коп.; 31 577 руб. 24 коп. х 30 (с 11.06.2019 по 10.07.2019) х 1/300 х 4,5% = 142 руб. 10 коп.; 47 365 руб. 86 коп. х 292 (с 11.07.2019 по 27.04.2020) х 4,5% = 2074 руб. 62 коп.

Ответчик периоды и арифметический расчет неустойки не оспорил, контррасчет, а также ходатайство о снижении размера пени с приложением доказательств, подтверждающих явную несоразмерность пени последствиям нарушения обязательств, не представил (пункт 71 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств») не представил.

На основании изложенного, с ответчика в пользу истца следует взыскать пени за период с 14.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2283 руб. 03 коп. В остальной части следует отказать в связи с неверным ее расчетом.

Пунктом 65 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 №7 «О применении некоторых положений гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

В связи с этим суд считает, что требование истца в  части взыскания пени, начисленные на сумму задолженности в размере 47 365 руб. 86 коп., рассчитанные исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты за каждый день просрочки, начиная с 28.04.2020 по день фактического исполнения обязательства является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в сумме 8000 руб., суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, как указано в статье 106 АПК РФ, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

По смыслу названной нормы разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в арбитражном процессе.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 № 454-О, следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размераоплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» предусмотрено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Вместе с тем, если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, представляет сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ).

В подтверждение факта несения истцом расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб. в материалы дела представлены следующие документы: договор № 003 об оказании консультационных (юридических) услуг и представление интересов заказчика в суде от 27.04.2020, заключенный между ООО «РКЦ» (заказчик) и Чайка Ю.А. (исполнитель), расходный кассовый ордер № 3 от 27.04.2020 на сумму 8000 руб., акт № 000000003 от 27.04.2020.

В соответствии с пунктом 1.1 договора, исполнитель по заданию заказчика принял на себя обязательства оказывать заказчику консультационные (юридические) услуги, а также представлять интересы заказчика в Арбитражном суде на всех стадиях процесса, в том числе при рассмотрении дела в апелляционной и кассационной инстанциях, а при необходимости – при рассмотрении дела в порядке надзора по гражданскому делу ООО ООО «РКЦ» к ИП Пушкареву о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, от имени заказчика, содержание которых указано в пункте 1.2 настоящего договора, а заказчик принял на себя обязательство оплатить услуги исполнителя в размере и порядке, предусмотренных настоящим договором.

Согласно пункту 1.2 договора исполнитель в рамках договора обязуется: изучить имеющиеся у заказчика документы, относящиеся к предмету спора, дать предварительное заключение (устное или письменное - по желанию заказчика) о судебной перспективе дела, в том числе о юридической обоснованности обжалования вынесенных судебных решений; при содействии заказчика провести работу по подбору документов и других материалов, обосновывающих заявленные требования, составить исковое заявление и другие процессуальные документы; консультировать заказчика по всем возникающим в связи с судебными процессами вопросам; участвовать в качестве представителя заказчика на всех стадиях процесса, в том числе в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанциях и (в случае необходимости) при обжаловании судебных актов в порядке надзора, а также при исполнении судебных решений в пределах полномочий, определенных доверенностью.

Стоимость услуг составляет 8000 рублей (пункт 3.1 договора).

Оплата услуг произведена ООО «РКЦ» в размере 8000 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером № 3 от 27.04.2020.

Судом установлено, что в ходе рассмотрения дела Чайка Ю.А. истцу оказаны услуги по составлению искового заявления, по составлению ходатайств об уточнении исковых требований, по представлению дополнительных материалов по делу, а также по представлению возражений на отзыв.

Таким образом, факты оказания услуг представителем по договору № 003 об оказании консультационных (юридических) услуг и представление интересов заказчика в суде от 27.04.2020 в арбитражном суде первой инстанции и их оплаты истцом подтверждены материалами дела.

Руководствуясь принципом возмещения судебных расходов в разумных пределах, исходя из категории дела, заявленных требований, суд считает обоснованным требование истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.

Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» установлено, что при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).

Учитывая, что истцу отказано в части удовлетворения требования о взыскании пени, расходы на оплату услуг представителя подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям: на истца в размере 38 коп.; на ответчика в пользу истца в размере 7999 руб. 62 коп.

Государственная пошлина по иску в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из суммы уточненных требований (49651 руб. 26 коп.), составляет 2000 руб.

Истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина по платежному поручению № 906 от 29.04.2020 в размере 2007 руб.

В связи с частичным удовлетворением исковых требований, госпошлина в силу части 1 статьи 110 АПК РФ подлежит распределению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям: на истца в размере 10 коп., на ответчика в пользу истца в размере 1999 руб. 90 коп.

Излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению № 906 от 29.04.2020 в размере 7 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета (статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с индивидуального предпринимателя Пушкарева Евгения Филипповича (ОГРНИП 304282731900215, ИНН 282000044583) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей» (ОГРН 1092813000917, ИНН 2806007213) основной долг по договору №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 47 365 руб. 86 коп., пени за период с 14.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2283 руб. 03 коп. (всего – 49 648 руб. 89 коп.), а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1999 руб. 90 коп., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7999 руб. 62 коп.

Взыскивать с индивидуального предпринимателя Пушкарева Евгения Филипповича (ОГРНИП 304282731900215, ИНН 282000044583) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей» (ОГРН 1092813000917, ИНН 2806007213) пени, начисленные на сумму задолженности в размере 47 365 руб. 86 коп., рассчитанные исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты за каждый день просрочки, начиная с 28.04.2020 по день фактического исполнения обязательства.

В остальной части иска отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей» (ОГРН 1092813000917, ИНН 2806007213) из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению № 906 от 29.04.2020, в размере 7 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                              А.Г. Осадчий